Бизнес-аналитика. Как, кому и чем полезна
Рынок BI-инструментов в России бурно растет. Каково соотношение между потребностями различных отраслей и функционалом бизнес-аналитики, который они используют на практике?
Системы бизнес-аналитики – один из самых динамичных на сегодня сегментов российского рынка ИТ, его объем в 2012 г., по данным TAdviser, составил 43,125 млрд руб., а прирост за год – 25%, больше, чем у других сегментов делового ПО и рынка ИТ в целом. Российский рынок BI растет быстрее, чем мировой, объем которого за 2012 г., по данным IDC, увеличился на 8,7%. И эксперты предрекают бизнес-аналитике дальнейший рост: к концу нынешнего года объем мирового рынка систем BI, по прогнозам Gartner, достигнет $13,8 млрд, на 7% больше, чем в 2012 г.
Какие функции систем аналитики на самом деле нужны бизнес-пользователям и чем руководствуются ИТ-отделы, внедряя эти системы? Попытка ответить на эти и другие вопросы предпринята в исследовании «Практический опыт использования BI-систем в России»*.
Бизнес-взгляд
Более половины сотрудников получают данные, необходимые для принятия решений, без чьей-либо помощи, утверждают бизнес-пользователи: 29,5% респондентов самостоятельно формируют отчеты, еще 24% извлекают нужную информацию напрямую из внутренних ИТ-систем. Самостоятельно получать данные приходится даже топ-менеджерам крупных компаний, хотя эта категория респондентов в числе своих потребностей поставила на первое место получение данных от аналитиков и генерацию отчетов из ИТ-систем. Из аналитических отделов получают данные 16% опрошенных, 10% – из других подразделений компании, а 5,5% – по запросу из ИТ-подразделений. Оставшиеся 14% респондентов за необходимой информацией вынуждены обращаться к внешним источникам – интернету, сторонним аналитическим исследованиям или системам.
Между тем, потребность в регулярной аналитике у бизнес-подразделений высока, причем независимо от того, есть ли BI-системы в компании: почти половине (49%) респондентов она необходима ежедневно, 27% – еженедельно, 20% – ежемесячно, 4% – несколько раз в год. Доля тех, кто вообще не ощущают потребности в таких данных, пренебрежимо мала – 0,6%. Заметим, что в компаниях, уже использующих BI-систему, ежедневно нуждаются в аналитических данных 63% респондентов, на 14% больше общего показателя.
Из представителей госсектора и ТЭК все 100% ежедневно используют BI. Так же ежедневно обращаются к системе 87,5% представителей производственных компаний, 84% – финансовых, 83% – фармацевтических и 77% сотрудников торговых и дистрибьюторских компаний. Отстает только телеком: здесь лишь 47% работают с BI ежедневно.
Среди функционала BI-систем приоритетны средства прогнозирования – потребность в них отметили 73 респондента, 58 хотели бы выявлять с помощью BI-системы скрытые закономерности данных (функция data mining). 33 опрошенным был бы полезен больший уровень детализации и возможность «проваливаться» до последней транзакции – будь то отдельный чек или проводка. Возможность работы с большими массивами данных из разных источников хотели бы иметь 30 респондентов, а 29 – ad hoc-аналитику (спонтанная аналитика без заранее определенных вопросов).
Если рассматривать отраслевую специфику, в числе лидеров по спросу на прогнозирование – фармацевтические компании (38,5% опрошенных выделяют именно эту потребность), торгово-дистрибьюторские (31%), производственные (23,5%) и ИТ-компании (27,5%). Последние в равной степени заинтересованы и в функционале data mining – те же 27,5%. В расширении возможностей data mining также заинтересованы госсектор (20% респондентов) и финансовые компании. Для телеком-компаний наиболее интересен функционал поиска по всем базам данных – на его долю пришлось 23% ответов.
Полезность BI-систем осознают практически все опрошенные. Среди ожидаемых в наибольшей степени результатов от внедрения бизнес-аналитики оказались повышение качества принимаемых решений (83 респондента) и рост контроля над бизнес-процессами в целом (79). Роста прибылей и сокращения издержек ожидают 65 участников опроса, моментального получения отчетов собственными силами и быстрого выявления проблемных точек и скрытых закономерностей – более 50, 43 участника опроса надеются на увеличение скорости принимаемых решений, а 29 – на повышение качества работы с клиентами. Отраслевая специфика присутствует и тут: для госструктур на второе место после качества управленческих решений выходит скорость реагирования и принятия решений и выявление проблемных мест. Для ИТ-компаний наиболее значимы выявление проблем и усиление контроля над бизнес-процессами, для ТЭК на втором месте – рост прибыли и минимизация издержек, а для фармацевтики – получение отчетов своими силами.
ИТ-взгляд
По мнению ИТ-специалистов, среди наиболее часто решаемых BI-системами задач – консолидация данных из различных источников (69 респондентов), интерактивная визуализация данных и анализ ключевых показателей (по 62). К топ-3 приближаются получение фиксированных отчетов и аналитика ad hoc (44 и 39 соответственно). Функционал прогнозирования, о котором так мечтают бизнес-сотрудники, реализован лишь в 19 компаниях, участвовавших в опросе.
ИТ-службам, разумеется, требуется от BI-систем не совсем то, что бизнес-пользователям. Наиболее важны для ИТ-специалистов скорость и удобство построения новых приложений (88 респондентов), возможность интеграции данных из большого числа систем (84) и скорость внедрения (79). Значимы также возможность работы с «большими данными» (64 респондента), безопасность данных и разграничение прав доступа (53) и гибкость масштабирования системы (44). Не столь важны наличие русского интерфейса (его хотят иметь 36 респондентов), а также возможности обработки данных в оперативной памяти, централизованного управления приложениями и развертывания в облаке.
Судьба BI-системы в компании зависит как от руководства, так и от пожеланий ИТ-служб: роль первых в принятии решения о запуске проекта внедрения BI отметили 146 респондентов, а роль вторых – 121. Вовлечены в процесс принятия решения и менеджеры подразделений: их роль видит 71 опрошенный. Наибольшую роль руководства, разумеется, отмечают сотрудники госструктур. А вот в телекоме вовлеченность руководителей в процесс принятия решения о запуске проекта меньше, чем ИТ-служб и менеджмента подразделений.
Среди наиболее значимых факторов, сдерживающих запуск проекта внедрения BI, оказались плохое качество внутренних данных и отсутствие методики расчета ключевых показателей (48 и 46 респондентов соответственно). Играют свою роль и неуверенность в соответствии продукта задачам (35 респондентов) и слабое понимание преимуществ BI в целом (31). Участники опроса отметили и такие факторы, как соотношение цена/качество, неготовность ИТ-инфраструктуры, сроки или сложность реализации проекта, неуверенность в квалификации поставщика решения.
Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на выбор того или иного BI-решения, стала возможность создания прототипа или пилотного проекта (81 респондент). Среди прочих решающих факторов – сроки внедрения и запуска системы и стоимость внедрения (по 76), совокупная стоимость владения (64). Немного уступают этим факторам квалификация интегратора и наличие локальной поддержки и кадров в России (50 и более). Могут оказать влияние наличие готовых отраслевых решений и опыт использования продуктов в той же отрасли в России. Интересно, что среди тех, кто еще не использует BI-систему, но уже планирует ее внедрить, возможность создания прототипа или запуска пилотного проекта оказалась не на первом месте: в лидерах для этой категории сроки и стоимость внедрения.
Где пересечение?
Различия в представлениях сотрудников бизнес-подразделений и ИТ-специалистов о целях использования BI очевидны. По мнению последних, BI-решения применяются в их компаниях для анализа финансовых показателей (87 респондентов), продаж (86), управленческого анализа топ-менеджерами (65) и анализа производственных показателей (59). 45 опрошенных отметили использование BI для анализа маркетинговых акций, 25 – работы ИТ-служб, 24 – цепочек поставок и 11 – работы систем безопасности.
Ответы сотрудников бизнес-отделов показали иные тенденции. Если анализ финансовых показателей сохранил первое место по популярности (71 респондент), то анализ продаж и управленческий анализ поменялись местами, пусть и с небольшим отрывом друг от друга. Функционал для анализа продаж используют 58 участников опроса, а управленческий анализ ведут 68. Для анализа маркетинговых акций BI применяют 30 опрошенных, для анализа эффективности производства – 28, запасов – 19. В аутсайдерах оказались анализ работы ИТ-служб (12) и систем безопасности (9).
Из возможностей системы ИТ-специалисты считают необходимыми для бизнес-пользователей прежде всего оперативность получения информации и скорость работы в целом, ad hoc-аналитику и data mining, а также удобный интерфейс и возможность самостоятельного построения отчетов. А вот возможности полнофункциональной работы на мобильных устройствах и совместной работы отметили лишь некоторые ИТ-специалисты; видимо, данные функции являются новыми для рынка и пока доступны далеко не всем.
Сами бизнес-пользователи также на первое место поставили оперативность получения данных (107 респондентов). Однако на втором месте оказалась возможность самостоятельного построения отчетов, вытеснив скорость работы на третье место (88 и 79 соответственно). Заинтересованность в удобном интерфейсе отметили 68 опрошенных, а наличие интерактивной визуализации – 51. Возможность совместной работы с данными не попала в лидеры, но все же ее отметили 22 респондента – вопреки уверенности ИТ-специалистов. Менее всего востребована полнофункциональная работа на мобильных устройствах.
* * *
Итак, потребность бизнеса в BI-системах сомнений не вызывает, однако информации об их возможностях и о том, что может дать компании использование бизнес-аналитики, не всегда достаточно. Ощутим и разрыв между представлениями ИТ-отделов и бизнеса о том, чем и как полезны инструменты BI.
Подготовлено по материалам исследования QlikTech и TAdviser «Практический опыт использования BI-систем в России».
_______________________________________
* В исследовании, проведенном компанией QlikTech совместно с деловым порталом TAdviser летом 2013 г., приняли участие менеджеры среднего звена (аналитики, специалисты отделов продаж и маркетинга, финансовых отделов, отделов логистики и закупок) и руководители компаний различных отраслей. Всего опрошено 342 сотрудника бизнес-подразделений и ИТ-отделов (160 и 182 человека соответственно, им предлагались разные группы вопросов).