Доктор в интернете
Создатели интернет-портала «Доктор на работе» придумали, как монетизировать врачебное интернет-сообщество. В профессиональной сети для врачей «Доктор на работе» зарегистрировано уже почти 60 тыс. человек. По словам создателя сети Станислава Сажина, это единственное узко профессиональное сообщество в интернете, которое может монетизироваться, да и то нетрадиционными способами.
Сообщество «Доктор на работе» было создано в октябре 2009 года, а презентовано и запущено в марте 2010 года на международной медицинской Пироговской конференции.
Его создатели – Андрей Перфильев, Станислав Сажин и Илья Куприянов, из них только один (Перфильев) имеет медицинское образование.
Портал (другими словами, социальная сеть) создан для свободного общения врачей между собой, нацеленного на непрерывное повышение профессионального уровня и обмена опытом. Официально он является зарегистрированным средством массовой информации с научной и информационно-аналитической специализацией.
В связи с тем, что «Доктор на работе» предназначен только для профессионалов, на нем реализована двухуровневая система авторизации. На первом этапе пользователь регистрируется на портале, получает аккаунт, свою персональную страницу и ограниченный доступ к сервисам портала. На втором этапе он должен подтвердить наличие медицинского образования (пройти процедуру подтверждения статуса врача), после чего ему будет предоставлен доступ ко всем сервисам портала.
Все члены ДНР имеют быстрый доступ к сводке комментариев на странице своего профиля и видят, кто и когда оценивал их публикации. Также на личной странице каждого врача доступны следующие закладки: гости (отмечается, кто и когда посещал профиль врача), врачи (показывает других пользователей из того же региона, что и врач, а также его коллег по специальности), организации (предоставляет врачу список медицинских учреждений, которые находятся в его городе), личные данные.
Пользователи социальной сети могут общаться между собой посредством личных сообщений. Система поиска позволяет целенаправленно и осознанно выстраивать и расширять личные связи и профессиональные знакомства.
Первоначальная бизнес-модель этого проекта оказалась ошибочной, но именно эти ошибки позволили в итоге создать правильный функционал, привлекающий и пользователей, и рекламодателей.
«Мы думали, как монетизировать проект, не имея опыта работы с врачами, – рассказывает Станислав Сажин. – Мы думали, что будем получать прибыль таким же способом, как другие интернет-ресурсы. Думали, что фармкомпании будут с готовностью платить нам за рекламу, а врачи будут покорно впитывать все рекламные сообщения. Мы ошибались. Мы ошиблись и в оценке численности пользователей – мы думали, что их будет 20 тыс. Сейчас их уже около 55 тыс».
Фармкомпании, действительно, очень консервативны в выборе рекламных стратегий. Как правило, они используют три способа продвижения – работа через медицинских представителей, реклама в фармацевтических журналах и на конференциях. Внедрить туда новый способ рекламы оказалось очень сложным. «Фактически нам пришлось создавать этот рекламный рынок с нуля, – рассказывает Сажин. – Сейчас с нами работают три из 20 российских фармацевтических компаний».
В пользу проекта сыграл запрет на рекламу лекарственных препаратов в общедоступных соцсетях. Для того чтобы попасть в «Доктор на работе», нужно пройти двухуровневую авторизацию, причем на втором шаге нужно ввести номер диплома – специалист из ДНР потом связывается с вузом и уточняет – был ли на самом деле такой выпускник. Поэтому для рекламы лекарств в интернете ДНР стал одной из немногих возможных площадок.
В итоге Сажин с партнерами разработал для ДНР три специфических рекламных продукта. Первый – участие в опросах и исследованиях от фармкомпаний. «Мы проводим пять-шесть опросов в месяц. Вопросы в них самые разные – например, в какой упаковке удобнее продавать тот или иной препарат, какие побочные действия от препарата врач наблюдал на практике, – рассказывает Сажин. – За участие в опросе пользователи получают вознаграждение – 250-300 рублей». Второй вид рекламы – это конкурсы и акции. Сюда же относятся рецензии специалистов на тот или иной препарат. Третий вид – это «Медицинский представитель», онлайн CRM-система, которая позволяет работать персонально с каждым пользователем, ненавязчиво информировать его о фармацевтических новинках и спецпредложениях.
Кроме этого, ДНР предлагает удобное таргетирование. Например, если в Ростове плохо продается лекарство для диабетиков, то фармкомпании нужны исключительно врачи-эндокринологи, проживающие в Ростовской области, «Доктор на работе» позволяет им отобрать именно эту группу.
Но, работая с рекламодателем, нельзя забывать и о пользователе – его тоже нужно как-то привлекать и мотивировать, тем более что пользователь в профессиональной соцсети – это большая ценность. «Мы предлагаем пользователям возможность заработать, – рассказывает Сажин. – Возможности заработка дают рейтинги, публикации, научные статьи. Рейтинг можно конвертировать. Ежемесячно на оплату пользователям мы тратим около 200 тыс. рублей».
По словам Сажина, врачи – это очень специфическая аудитория со своим, особенным отношением ко многим вещам. У них мало свободного времени – они проводят в интернете всего два часа в неделю. «Этим временем мы должны распоряжаться правильно, если нам нужно удержать аудиторию, – считает Сажин. – Поэтому на нашем сайте не должно быть всплывающих баннеров и другой рекламы, раздражающей и отнимающей время».
Этот подход сработал – по словам Сажина, три из 20 фармацевтических компаний, присутствующих на российском рынке, уже сотрудничают с ДНР.
«Этот проект интересен тем, что сформировал иной подход к рекламе лекарств, – считает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга „Фармэксперта” Николай Беспалов. – Основная его проблема – собрать достаточное количество активных пользователей. Не забывайте, что у большинства медиков в России все же нет доступа к интернету».
Рекрутинг тоже считается одним из способов заработка подобных соцсетей – например у LinkedIn (зарубежный аналог российской «Профессионалы.Ру») 36% выручки дают рекрутинговые агентства. Однако в рекрутинге Сажин пока не видит особенных перспектив. «Вакансий врачей всего 1600 на весь Рунет, – говорит он. – Кадрового рынка в этой сфере пока нет, и развиться он может только за счет частной медицины». Тем не менее, в ближайшее время ДНР должен объединить базу вакансий с крупнейшим порталом поиска работы.
Общие инвестиции в проект ДНР составили порядка 24 млн рублей. Первоначальные вложения партнеры сделали из собственных средств – это около 500 тыс. рублей, которые пошли на разработку сайта.
«Тогда мы еще не были уверены, что проект пойдет, – рассказывает Сажин. – Вообще, я считаю, что чрезмерные инвестиции расхолаживают команду. Эффективный стартапер должен быть голодным. Иначе он начнет покупать беговые дорожки в офис и заниматься другими, не относящимися к делу вещами. Первоначальная ограниченность в средствах заставила нас продумывать и выверять каждый шаг, что позволило нам избежать очень многих ошибок».
Уже после того, как проект набрал первые несколько тысяч пользователей, партнерам удалось привлечь дополнительные инвестиции. Из них 90% ушло на продвижение в интернете. «По нашим данным, сейчас около 300 тыс. врачей активно пользуются Сетью, – рассказывает Сажин. – Мы решили, что распыляться на офлайн-продвижение – неэффективно. Нужно сначала привлечь тех активных пользователей-медиков, которые уже есть в интернете».
Сейчас «Доктор на работе» окупает 50% расходов в месяц. К весне планируется выйти на полную самоокупаемость.
Есть ли перспективы у аналогичных сообществ другой профессиональной принадлежности – например, для юристов или бухгалтеров? Сажин считает, что нет. «В мире есть четыре самых прибыльных занятия – это оружие, контрафакт, наркотики и фармацевтика, – говорит он. – О первых трех мы с вами говорить не будем, но вот четвертое – фармацевтический бизнес предъявляет спрос на врачебную аудиторию и позволяет нам извлекать из этого прибыль. То есть врачебное сообщество – единственное, которое можно монетизировать».
Через полтора года Сажин планирует привлечь в свою сеть все 300 тыс. врачей – активных пользователей интернета. Тогда, возможно, Doctor at work появится и на европейском рынке.
28/12/2011