Анти-кафе (being place) – новый формат заведений, предназначенных исключительно для культурного отдыха, встреч, проведения досуга и работы
Главный источник дохода анти-кафе – поминутная оплата за пребывание в нем. Стоимость составляет, как правило, 1,5 рубля за минуту или 90 рублей за один час, либо 2 рубля/минута за первый час и по 1 рублю за минуту – в последующие часы. Необычные кафе пользуются большим спросом среди фрилансеров, которым нужно место, где можно спокойно поработать (в анти-кафе есть бесплатные точки доступа WiFi), среди молодежи, которая играет в настольные игры, смотрит кино и просто общается, среди деловых людей, которым нужно место для проведения переговоров или тренингов.
Анти-кафе открылись уже в нескольких крупных российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и т. д.) и пользуются большим спросом среди клиентов, которые ценят, в первую очередь, комфорт, уют и общение, а не возможность хорошо поужинать, попить пиво и потанцевать.
И все же, несмотря на положительный опыт других предпринимателей (по их словам, бывают дни, когда в их анти-кафе, вообще, не остается свободных мест), перед открытием собственного заведения необходимо взвесить все «за» и «против», изучить спрос и конкуренцию в вашем регионе. Вряд ли такие кафе будут пользоваться спросом в небольших городах, в то время как в Москве или Санкт-Петербурге они представляют собой отличную альтернативу привычным заведениям общественного питания, а также хоум-офисам и коворкинг-центрам для фрилансеров.
Для открытия такого вида кафе понадобится достаточно большая площадь – не менее 150-200 кв. м. Помещений должно быть минимум два-три, включая небольшой кабинет для приватных бесед и деловых переговоров и просторную комнату, в которой можно проводить семинары, тренинги и мастер-классы для большого количества людей (минимум 10-15). Не забудьте про санузел. Большое кафе вмещает одновременно до 150 посетителей. В кафе поменьше поместится около 40-50 человек.
Если вы затрудняетесь спрогнозировать спрос на такой вид услуг, начинайте с малого – снимите на первых порах небольшую площадь с возможностью ее расширения в дальнейшем. Анти-кафе должно располагаться в удобном месте в центре города. Спальные районы для такого заведения не подойдут.
График работы кафе зависит от вашей целевой аудитории. Одни работают с полудня до полуночи, а в пятницу и в субботу – до 2-3 часов ночи. Другие выбирают дневной режим работы – с 9 утра до 20-21 часов. При расширении графика работы вашего анти-кафе вы практически ничего не теряете, кроме заработной платы администратору, который будет открывать заведение по утрам и встречать гостей.
Помимо расходов на аренду (довольно существенных с учетом площади и места ее расположения), придется также потратиться на ремонт помещений, составление дизайн-проекта заведения, покупку мебели. Как и в случае с традиционным заведением общественного питания, дизайн анти-кафе имеет большое значение.
Интерьер должен способствовать отдыху и, одновременно с этим, не отвлекать от работы. Обстановка должна быть комфортной и уютной. Экономить на дизайне и мебели не стоит. Мебель из Ikea, возможно, стоит недорого, но ею вряд ли кого-нибудь удивишь. Минимальный набор включает в себя кресла, диваны, стулья, столы, вешалки или шкафы для одежды.
Если в вашем кафе предусмотрена комната для переговоров или проведения тренингов и других занятий, пригодится доска или флипчарт и проектор. Также необходимо будет купить посуду и столовые приборы, книги, настольные игры (в московском анти-кафе, например, есть еще и Xbox). Не забывайте про ксерокс, принтер, сканер, широкоформатный телевизор для просмотра фильмов, сплит-систему, кофемашину, точку доступа в интернет, телефон.Стоит также оборудовать отдельную детскую площадку с игрушками.
Если бюджет позволяет, можно также приобрести несколько нетбуков, которыми смогут в случае необходимости воспользоваться ваши посетители. Продумайте все до мелочей. Например, нелишними будут несколько видов зарядных устройств для мобильных телефонов различных производителей на случай, если у клиента неожиданно сядет мобильник.
Количество обслуживающего персонала в анти-кафе значительно меньше, чем в обычном заведении. Вам понадобится администратор (или два, если речь идет о большом заведении), который будет встречать гостей, разносить чай, кофе и десерты, охранник (на тот случай, если кто-то из посетителей анти-кафе нарушит запрет на распитие спиртных напитков на его территории), уборщица (она может работать утром и вечером).
Ежемесячные расходы на содержание кафе включают в себя арендную плату, коммунальные расходы, оплату интернета и телефонной связи, заработные платы сотрудникам, затраты на покупку чая, кофе, кондитерских изделий для угощения посетителей (приобретаются оптом), канцелярские товары, журналы, моющие средства и пр.
Прибыль анти-кафе даже при средней заполняемости помещений (из расчета 30 человек) составляет по самым оптимистичным подсчетам чуть менее одного миллиона рублей в месяц. Правда, на самом деле, эта цифра окажется меньше, так как, объективно говоря, вряд ли в вашем кафе будет минимум тридцать посетителей каждые двенадцать часов в день тридцать дней в неделю. Среднее время пребывания клиента в таком заведении составляет один час.
Кроме того, скорее всего, в утренние и дневные часы гостей будет совсем немного. Кстати, подумайте над тем, как привлечь больше посетителей именно в это время. Например, можно предложить особые условия для фрилансеров, которые работают удаленно, или для журналистов, которые зачастую проводят интервью с героями своих статей на «нейтральной территории» в утренние или дневные часы. Продумайте систему скидок для постоянных клиентов.
Не забывайте и про рекламу. Лучший способ привлечения новых клиентов – это «сарафанное радио». Поощряйте своих посетителей оставлять отзывы о вашем заведении на местных форумах, в блогах, на страницах в социальных сетях и на сайтах. Как показывает опыт, большая часть потенциальной аудитории узнает о таких кафе именно в интернете. Впрочем, пренебрегать традиционными рекламными инструментами тоже не стоит.
Реклама в городских печатных изданиях, на радио и на телевидении, бросающаяся глаза вывеска и листовки, раздаваемые на улицах города, помогут привлечь внимание потенциальных клиентов в первое время существования вашего анти-кафе.
Независимо от размера вашего бюджета, можно проводить различные ивент-мероприятия. Например, подобные заведения пользуются большим спросом среди любителей настольных игр. Подумайте над проведением настоящего турнира по настольным играм с призами для победителей.
При вложениях от одного-полутора миллионов рублей срок окупаемости такого заведения составляет от 1,5 лет. Гостинично-ресторанный бизнес, в том числе и такого формата, сильно зависит от фактора сезонности. Так, больше всего посетителей наблюдается зимой, в первой половине весны и осенью. Летом ваши потенциальные клиенты проводят свое время в отпусках и за городом.
Самый большой плюс анти-кафе – отсутствие собственной кухни, что позволяет значительно сэкономить. Чай, кофе, вода, шоколад и печенье обычно предоставляются бесплатно и в любом количестве. Для тех же посетителей, кто любит поесть, но не имеет возможности или желания приносить все необходимое с собой, можно договориться с компаниями, которые занимаются доставкой еды на дом и в офисы. Взаимное сотрудничество принесет пользу вам обоим: ваши посетители смогут заказать любое блюдо максимально быстро, а служба доставки получает постоянных клиентов в вашем лице.
Главная проблема, которую каждое анти-кафе решает по-своему, – это система учета времени, проведенного каждым посетителем в заведении. Как правило, каждому гостю выдается бирка с номером. Администратор ведет учет времени, записывая, кто во сколько пришел. Некоторые владельцы кафе с поминутной оплатой за пребывание там обдумывают возможность введения электронных карточек, с помощью которых проводить подсчет и осуществлять контроль будет намного проще и быстрее.
Сысоева Лилия
08/10/2012