Как открыть кулинарию: вкусно кормим и извлекаем выгоду
Даже домохозяйка, любящая и умеющая готовить, вполне может задуматься: как открыть кулинарию? Раз уж все равно каждый день приходится возиться с фаршем, картошкой и салатами, то почему бы не извлекать из этого доход?
Даже домохозяйка, любящая и умеющая готовить, вполне может задуматься: как открыть кулинарию? Раз уж все равно каждый день приходится возиться с фаршем, картошкой и салатами, то почему бы не извлекать из этого доход?
Действительно, кулинария может быть делом выгодным. Объемы продаж продовольственных полуфабрикатов растут из года в год; в рекордном 2011 был зафиксирован прирост в 40%. Интенсификация труда и увеличение занятости все меньше оставляют времени людям на готовку, а повсеместное распространение микроволновых печей ускоряет и упрощает превращение полуфабриката в готовое блюдо.
Но не все так просто. Успех собственного кулинарного бизнеса зависит не только и не столько от вашего желания и настойчивости, сколько от совокупности внешних, никак не зависящих от вас обстоятельств. Попытаемся разобраться в этом вопросе подробнее.
Начальные условия
Какую открывать кулинарию: с производством или без – можно не задумываться. Вопрос «Как открыть кулинарию без производственного цикла?» бессмыслен. Все те полуфабрикаты, которые вы сможете купить у оптовых поставщиков, уже есть в супермаркетах и фирменных торговых точках. Покупателям они приелись, и вам для успеха дела нужно предлагать что-то свое.
Ассортимент и производство
Тут возможно несколько подходов:
- Проверенный и надежный способ средней эффективности – «домашнее». Иногда достаточно немного изменить вид (форму, размер) или расфасовку продукта, чтобы он не был похож на намозолившие глаза стандартные изделия, и его купят хотя бы на пробу. А если приготовлено с душой, то потом придут еще.
- Регионально – национальное. Такой подход можно назвать «Анти – МакДональдс». Идея стандартизации вкусов во всем мире исходит из стандартизации образа жизни, но люди все же везде живут по-своему, а на вкус и цвет товарища нет. Из самого обычного бройлера можно приготовить цыплят табака, сациви, традиционную русскую куриную лапшу, сибирские шаньги с курицей и много других готовых к употреблению после быстрого разогрева порционных блюд.
- Ретро. Напор западной масскультуры отодвинул на задний план многие ранее распространенные достижения национальных кухонь. На этом можно хорошо сыграть. Почитайте в старой советской «Книге о вкусной и здоровой пище», что такое шницель по-венски или котлеты «Метро». Годятся для продажи в виде полуфабрикатов или охлажденными под разогрев? А в супермаркетах их нет.
- Неожиданная идея. Рекламный гламур тоже всем надоел, и сами же рекламщики используют это обстоятельство. Некогда в Англии рекламной супермоделью стал боксер с лицом до того уродливым, что от него невозможно было отвести взгляд. После первого гонорара он заявил: «За такие деньги меня теперь и моя жена считает красавцем». Применим этот принцип. Самая обычная вареная или жареная картошка, приготовленная по-домашнему и посыпанная зеленью, но – порция в коробочке с надписью: «От сварливой Пелагеи». Если окажется, что сварливая Пелагея с толком орудует на кухне, сбыт обеспечен.
- Продуманные комплексы продуктов. Представим себе, идет человек домой с работы после тяжелой смены или из офиса после дня дерготни и разноса от шефа. В уме у него мелькает: «А не принять ли?». В супермаркет с людской толчеей и соваться не хочется. Заглянул в небольшую уютную кулинарию, и видит: рядом картошка «От сварливой Пелагеи», соленые огурчики, селедка под шубой и табличка: «Скидка на комплекс». Все, закуска есть, готовить не надо, слюнки потекли, а у вас появился постоянный покупатель. Еще и шницелёк возьмет в придачу, мясного-то тоже хочется.
Клиентура
Вспомним «Идет человек домой с работы». Это – важнейшее условие хорошей кулинарной торговли. Присмотритесь, как люди идут с работы в окрестностях, сколько их, сколько заходит в супермаркеты, сколько выходит оттуда с набитыми сумками и с обвисшими пакетами. Попросту, отследите поток потенциальных покупателей.
Зайдите также на рынок, походите, посмотрите, что там есть по кулинарии, найдется ли место для точки с вашей «изюминкой». Посмотрите, есть ли в округе общежития, недорогие гостиницы и пансионаты, почитайте объявления о сдаче жилья. Кроме почасовой – это понятно для чего и там не до котлет. Т.е., отследите еще и дислокацию возможных клиентов.
Наконец, приглядитесь к учебным заведениям, кроме школ – как расходятся студенты после учебы, что покупают по дороге. В курортных населенных пунктах смотрим также сезонные потоки отдыхающих. Это – третий возможный поток покупателей.
Потоки и дислокацию лучше не держать в уме, а отмечать на плане города или района. Тогда сразу будет видно, где лучше расположиться, чтобы не прогореть.
Место
Разобравшись с вопросами стратегическими – ассортиментом и клиентурой – вопрос:«Как открыть свою кулинарию?» можно переводить в практическую плоскость. Главнейшая из тактических задач – выбор места под конкретную торговую точку.
Определив по плану с вашими отметками места, где потоки клиентов пересекаются и сходятся, нужно осмотреться на месте. Начинаем лучше там, где наибольшая плотность потока совпадает с местами дислокации покупателей. Цель – найти подходящее помещение.
За большими площадями бывших советских столовых и кулинарий для начала лучше не гоняться: большие площади – большая аренда. Также, вопреки распространенным рекомендациям, не избегайте соседства с супермаркетами. Там – свое, у вас – свое. Там – стандарт и толкотня; у вас – вкусный уют.
Обнаружив подходящие помещения, свяжитесь с арендодателями, договоритесь об осмотре и осмотрите их. Вам нужно знать, можно ли привести их в соответствие санитарным нормам и во что это вам обойдется. Для осмотра лучше пригласить специалиста местной СЭС; в качестве платной услуги или приватным образом, по-товарищески, это уж решайте на месте. Вам нужно получить рекомендации по ремонту и оборудованию будущей кулинарии.
Очень полезно также побывать в других районах города, заглянуть в тамошние кулинарные магазины и посмотреть, как они торгуют. Лучший – где постоянно есть 1-3 покупателя. В похожем месте следует открывать и свой.
Возможный доход
Для такого дела, как кулинария, бизнес-план можно составлять только, зная точно размер арендной платы. Кулинарный магазин будет доходным лишь в бойком месте, но и аренда торговых площадей там не мала. В Москве, к примеру, в «спальнях» за пять-шесть станций метро от центра, если удастся найти аренду по 12 000 руб./кв. м в месяц, то это невероятная удача.
В то же время, 100 посетителей в день дадут не более 600 000 руб./мес. прибыли, из которой нужно еще уплатить налоги, зарплату и оплатить коммунальные услуги. Следовательно, чтобы овчинка стоила выделки, нужно рассчитывать хотя бы на 20 покупателей в час, т.е. одного-двух в очереди.
Если заведение пользуется популярностью и очередь больше, нужно подтянуть поясок и взять еще одну помощницу. Основной доход кулинария приносит в конце рабочего дня, от людей, слишком уставших, чтобы готовить самостоятельно. Они уже раздражены, и если им придется ждать обслуживания более 2-3 минут, ваш магазин вскоре опустеет. Днем, конечно, будут приходить местные говорливые (и зачастую склочные) старушки, но от них большого дохода не жди.
Исходя из ожидаемого потока покупателей и месячной чистой прибыли, определяем затраты на ремонт и оборудование. Вилки цен тут такие, что давать заранее какие-либо рекомендации было бы опрометчиво. Газовая плита может стоить и 5000 руб., и 50 000. То же касается холодильного оборудования, витрин и прочего. Стабильного же спроса на кулинарию по статистике не прослеживается, тут все зависит от вас – как вы готовите и обслуживаете.
Определяем рентабельность и срок окупаемости заведения. Если получится 25-30% и 2-3 года, то для кулинарии это хороший показатель. С «изюминками» (см. выше) можно рассчитывать на окупаемость в год, но в предположении – расчетной базы пока нет.
Как видим, бизнес-план для кулинарии приходится составлять «от обратного». Причины тому – нестабильность спроса как следствие насыщенности рынка продуктами стандартной кулинарии западного образца и в то же время отсутствие цивилизованной кулинарии, основанной на отечественных и национальных традициях.
Во всяком случае, первоначальные затраты на ремонт помещения и оборудование кулинарного магазина составят не менее 450 000 руб.
Персонал
Договорившись предварительно об аренде (а лучше – параллельно, в процессе поисков помещения), нужно решать вопрос с персоналом. Минимум – одна единица с кулинарным образованием, если и вы будете стоять у плиты или за прилавком.
Лучший вариант – надежная подруга-кулинар или просто хорошая хозяйка, располагающая свободным временем. Взяв ее в долю, можно не заботиться о фиксированной зарплате.
Также хороший вариант – молодая выпускница кулинарного училища или колледжа. Разумеется, успевающая, без вредных привычек и не ищущая «крышу» для каких-то побочных занятий. Тут успешный выбор всецело зависит от вашей наблюдательности и жизненного опыта.
Обратившихся по вашему объявлению сотрудников со стажем рассматривайте в последнюю очередь. Опытные работники на новое место с неизвестным будущим просто сами по себе уходят очень редко. В любом случае требуйте сведения о последнем месте работы, а лучше о двух-трех, и справьтесь там. Если и не скажут напрямую, что проворовалась или подвыпившая нагрубила посетителю, но отвечают уклончиво, лучше отказать.
Подбирайте несколько кандидатур. Тут получается вилка – без надежной помощницы начинать дело не стоит, но, пока будете оформляться, ремонтироваться и оборудоваться, она может уже трудоустроиться, и вы окажетесь перед необходимостью платить аренду, не имея поступлений в кассу.
Оформление и регистрация
Решив для себя в принципе, как открыть кулинарию, документы собрать будет не так уж сложно. Лицензирование производства продуктов питания ныне упразднено, поэтому предъявлять сертификат на каждую котлетку не нужно.
Чтобы, наконец, открыться и начать работать, необходимо следующее:
- Зарегистрироваться как ИП.
- Подать в местный Роспотребнадзор уведомление о начале деятельности с ассортиментным перечнем по продукции и полуфабрикатам отдельно и с перечнем технологического и холодильного оборудования.
- Получить в ответ разрешение на начало деятельности.
- С этим разрешением и документами ИП обратиться в СЭС и к пожарникам, и получить разрешения от них.
- Получить разрешение местной экологической службы на вывоз и утилизацию промышленных и бытовых отходов.
Как правило, все эти хлопоты поручаются специализированным юридическим фирмам – так выходит проще и дешевле, учитывая, сколько времени займет беготня с бумагами у неопытного человека. «Бумажное» начало деятельности обойдется в 6000 – 12000 руб., включая госпошлину.
Если же вы намерены пройти тернистый путь формальностей самостоятельно, вам придется изучить Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (с изменениями от 14 апреля 2010 г.) и сопряженные с ними нормативные документы и акты.
Итог
Теперь можно ориентировочно подвести итог.
Для кулинарного магазина с 25 кв. м торговой площади первоначальные затраты составят около 460 000 руб., включая документальное оформление. Срок окупаемости – 1-3 года, смотря по местным условиям. После раскрутки можно рассчитывать на ежемесячный чистый доход в 50 000 – 200 000 руб., опять же в зависимости от местных условий.
Источник: Моя фирмаОригинал: http://moyafirma.com/kak-otkryt-kulinariyu-vkusno-kormim-i-izvlekaem-vygodu-645.html#ixzz2x2ZjgyRx
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
21.11.2016
Пивной магазин разливного пива - новая мода в России. Но этот бизнес не только моден, но и выгодное ...
11.06.2015
Многие предприниматели задаются вопросом «как открыть мини-пекарню?» Популярность такого вида ...