Классификация сельской бизнес-жизни
На этот пост натолкнула новость: «Как сообщает «ТВ-центр, дизайнер из Москвы, год назад приехавший в Ростовский район заниматься животноводством, не смог справиться с трудностями на фермерском пути и недавно уехал обратно. При этом молодой человек бросил всех своих животных умирать от голода».
Но я не о животных, хотя и их жалко. Я без эмоций хочу подумать. О фермерах. Даже не о фермерах, а о мотивах.
При слове фермер у всех образ мужичка в сапогах (варианты — на тракторе, с самокруткой, в ковбойке и т.п.) с руками по колено. А они ж разные, как тепловоз с Боингом, хоть и с мотором.
Первые, перед которыми надо снять шляпу — первопроходцы, призыва двадцатилетней давности. Были романтики, стали крестьяне. Самые удачливые — это председатели колхозов, типа Батьки Лукашенко — хозяйство, гектары, работники, все под контролем. Индивидуалисты, но помочь могут. Бизнес — это набор инфраструктуры, связей и опыта: неформализован и привычноуправляем. Лучшее качество человека для них — предоплата. Второе — поставка с отсрочкой платежа. Дальше от степени барства.
Те, кто не смог вырасти (причины не важны), но остался на земле — крестьяне. Опыт, знания, даже династии, руки-эскаваторы, самоделкины. Стоят в колее, но гибкие внутри нее. Не верят ни государству, ни кооперации, ни будущему. Пашут.
Всем выгодам предпочитают ближайшую, длинная игра уже не их. Даже согласившись — выйдут, если ветер дунет в другую сторону. Нужна постоянная стимуляция.
Дауншифтеры. Уставшие в городах, ищущие свой путь по принципу не куда иду, а откуда. Сбежать и быть собой, вариант самостоятельным. Пути у них те же два, но большая часть вернется обратно. Ведь мотивация у них не сделать, а «отдохнуть» «пожить». Небольшая часть сделает бизнес. Большинство планктоном и останется, без разницы где. «Вечные маркетологи» мечтающие о закатах-рассветах и свежих яйцах с молоком из-под коровы, так и останутся на форумах, блогах, в поисках информации. Два плюса от них — пропаганда зеленой жизни и покупатели продукции. Пиара больше чем пара. Нуждаются в поддержке, но «мы по Москве не на метро ездили» мешает. И в бизнесе и в жизни.
Предприниматели. Самая небольшая часть. Циники-романтики. Хочется свежих яиц, но это попутное. Хочется сделать дело. Срок жизни как у любого стартапа — три года или победа. Фермеры по названию, точнее по Свидетельству о регистрации. Надо — оденут ковбойку, надо сядут за трактор. Но чаще — на переговорах или в проекте.
Кто я? От Предпринимателя к Председателю колхоза, но только колхоз от слова бизнес и с небольшим налетом мечтателя.
В чем засада. В недостатке длинных денег (это ж строительство колхоза, а не возрождение) и в национальном людском тренде — с периферии в города (в метрополию, за бугор). Работают, например, летом у меня инструктора в конном туризме из Москвы, зимой им предложить нечего — хозяйство маленькое. А если бы они рядом обосновались, я б им помог чем-то, взяв на себя большую часть сбыта, рисков и поддержку в трудный момент, глядишь и какая-то конеферма работала бы.
Но с синицей в руке журавля не догонишь, вот и едут сами с усами в никуда. С пятью рублями, пусть даже они миллионами называются, бизнес не построишь. Опять же накладные расходы, как говорил О. Бендер.
Вывод: Или сразу покупайте колхоз, или прилепляйтесь к кому-то, хотя бы на первые три года, или стройте дачу не занимаясь самообманом.
23/04/2012