Бари Алибасов: «Важно выбрать нишу, где ты будешь № 1!»
Бизнес-тренер и предприниматель Бари Алибасов поговорил с Brainity о самых частых ошибках стартапов, предложил модернизировать систему образования в России и рассказал, что его мотивирует на успех
Brainity: Я знаю, вы учились в Великобритании. Не было желания остаться?
Бари Алибасов: Действительно, школу я поехал заканчивать в Англию. Образование было аналогом нашего
Англичане по своему духу — чопорные, со скрытыми эмоциями, поведенческими шаблонами, за которыми очень сложно прочитать; трудно понять, как человек к тебе относится, поговорить с ним по душам. Отец настаивал на продолжении обучения, но я вернулся в Россию.
Brainity: Вы начали заниматься предпринимательством после университета?
Бари Алибасов: Университет стал фактически моим первым бизнесом. Для этого были и соответствующие предпосылки. Поработав в Штатах и в Англии в продажах, начал понимать всю специфику этой области. Получил навыки работы с клиентами и узнал нюансы правильной коммуникации.
Когда окончил школу в Лондоне, нужно было в Оксфорд поступать, а я втихаря открыл свой бизнес — секцию по боксу: собирал с детишек деньги и показывал, как надо бить правой в стенку. Отец думал, я в Оксфорд поступаю, а я вернулся в Россию.
Попал на конкурс, проводившийся Московской финансовой академией: набиралась команда людей, которые имеют талант к бизнесу, маркетингу, предпринимательству. Предоставлялись простые условия — бесплатное обучение, бесплатное жилье, заработная плата, и главная задача - с утра до вечера все свое время посвящать развитию высшего учебного заведения. Я прошел конкурс, и был принят.
Brainity: В чем заключались Ваши обязанности на тот момент?
Бари Алибасов: Я занимался развитием ВУЗа: каждый день ходил по школам, выстраивал отношения с директорами и проводил презентации для абитуриентов. До сих пор я сотрудничаю с этим учебным заведением. За четыре года мы сделали из специализированного — широкопрофильное учебное заведение. Я считаю это одной из главных моих заслуг в сфере образования.
После того, как была выстроена маркетинговая модель, модель продаж, количество студентов стало расти с каждым годом, и сформировалась благоприятная почва для предпринимательства. Академия же предоставляла только одну услугу — образование, а студенты нуждались в развлечениях, путешествиях, спортивных занятиях и прочее. Я организовал множество предприятий в различных сферах, которые были востребованы студентами.
Так я поработал руководителем отдела продаж, директором по маркетингу. Построил хорошую, на мой взгляд, карьерную лестницу. Я считаю, что работать в крупной организации наемным работником правильно и полезно, потому что учишься подчиняться, а это большая проблема для молодых. Они имеют свойство ругаться, обижаться — всему виной неадекватность. Умение подчиняться необходимо для построения каких бы то ни было отношений.
Brainity: Бари, расскажите, как Вы стали профессиональным бизнес-тренером? С чего все начиналось?
Бари Алибасов: У меня были эвент-агенства, турфирмы, салоны красоты, автошколы. Около двадцати различных бизнесов я похоронил, какие-то работают и сегодня. Но появилась проблема подготовки кадров.
До сих пор рынок образования — это пережитки советского прошлого. На пальцах одной руки можно перечислить ВУЗы, которые работают в рыночных условиях и знают, что такое конкуренция. Я столкнулся с проблемой, что не могу найти ВУЗ или компанию, которая смогла бы обучить моих сотрудников, по крайней мере, продажам. Оказалось, что единственным человеком, который может обучить моих сотрудников — стал я сам, и мне пришлось постоянно этим обучением заниматься. Так и появилась тренерская деятельность в моей жизни. Сначала я просто передавал опыт, затем сам начал ходить на тренинги. Переломным моментом была встреча с фантастическим бизнес — тренером — Еленой Сидоренко. Ее лекции перевернули мой мозг. Именно тогда я понял, что тренинг это мое. Понял, что мне не нравится руководить бизнесом, я от этого не кайфую.
Я вообще считаю, что каждый человек должен заниматься только тем, что приносит ему удовольствие. Фактически, все богатые люди, которых я встречаю, профессионалы своего дела. А стать профессионалом своего дела, когда тебе не нравится то, чем ты занимаешься, невозможно.
Первый ключ к успеху — ты должен от своего дела кайфовать. Я выбрал деятельность, которая мне действительно нравится и ту сферу, где я считаю себя профессионалом. И это очень важно — выбрать нишу, где ты будешь № 1.
Иногда меня приглашают в компанию, и я внутри компании строю отдел продаж. За построение отдела продаж в компании платят неплохие деньги — могут заплатить от 1 млн до 1.5 млн рублей. Это интересный опыт.
Brainity: Мы говорили об образовании. Какие сегодня основные проблемы в подготовке кадров?
Бари Алибасов: Дело в том, что основная проблема нашего образования в следующем — существует государственный образовательный стандарт. Для фундаментальной науки, возможно, это хорошо, но если мы говорим о практической стороне образования, то государственный образовательный стандарт вызывает много вопросов. Сейчас, как вы сами понимаете, мир ускоряется с каждой секундой, с каждым днем мы получаем все больше новой информации, все быстрее появляются новые технологии, с каждым годом все больше новых профессий приходит на рынок труда, следовательно, людям нужны новые навыки.
Образование должно идти в ногу со временем, и должно учить тому, за что людям будет платить деньги работодатель. Госстандарт в образовании меняется редко, хорошо, если раз в лет, и, как правило, в сфере сертификации.
Ко всему прочему, система передачи информации сейчас устарела. То, что сегодня у нас есть в ВУЗах и то, что может быть -это две большие разницы. Мы живем в век ультра новых технологий и знаний, которые можно эффективно использовать в процессе обучения.
Brainity: Можете предложить какие-то конкретные нововведения?
Бари Алибасов: Например, я в своих тренингах использую даже запахи для того, чтобы учащиеся лучше усваивали материал. Стараюсь по максимуму включать все последние научные разработки в процесс обучения.
Вот, допустим, надо научить людей улыбаться: чтобы они улыбались, когда здороваются. Есть большая проблема - люди не смотрят в глаза, когда здороваются и не улыбаются при этом. Одно дело — сказать, а другое — действительно научить, чтобы они запомнили и именно так поступали всегда. Обычный педагог просто скажет: «Ребята, важно смотреть в глаза и улыбаться». Крутой современный тренер еще напишет это на флипчарте и добавит шутку, Супер Крутой Тренер еще придумает игру, в которой он отработает этот навык.
Вот мы, следующее поколение, сейчас пошли дальше. Во время лекции на заднем фоне есть экран, на котором идет ассоциативный ряд, связанный с улыбкой. Когда люди играют в игру — обязательно звучит музыка - например, «от улыбки станет всем светлей», а также мы добавили радостные цитрусовые ароматизаторы в помещение. Все последние научные разработки. Тогда информация откладывается, и гораздо проще найти в голове слона, чем мышку.
Таким образом, необходимо полностью модернизировать систему госстандарта: очень важно создать такую структуру, которую можно менять и дополнять хотя бы раз в год, почти онлайн. Чтобы новые технологии и новая информация поступала в режиме реального времени. Понятно, что это очень непростая процедура особенно для нашего вялого госаппарата. Но и этого мало.
Необходимо организовать совершенно иную систему подготовки педагогов. Сегодня они играют другую роль, нежели
А пока я не достаточно крут для того, чтобы стать министром образования, не вхожу в политическую бизнес-элиту нашей страны, чтобы влиять на все эти процессы, я просто зарабатываю на этой проблеме и поставляю потребителю тот продукт, который на данный момент недостаточен.
Brainity: Какие тренинги вы ведете?
Бари Алибасов: Ко мне обращаются по следующим вопросам: безусловно, продажи, тайм менеджмент, затем реклама, эффектная презентация, стартапы.
Я вообще себя считаю специалистом по передаче навыков. Моя задача - придумать, как в кротчайшие сроки человека чему-то научить и реализовать модель обучения. В этом я специалист и эксперт.
Brainity: Продажи в России и на Западе имеют какую-то отличительную черту?
Бари Алибасов: Да. Они отличаются координально. Продажи в России имеют большую ценность как навык. Потому что в Америке уровень компетентности потребителя значительно выше. Там есть культура потребления. Среднестатическому американцу сложно «впарить» плохой товар. Ведь продажа — это способность человека продать продукт дороже, чем он есть на самом деле. Задача — сформировать добавочную стоимость.
И американец очень четко может высчитать добавочную стоимость, он может сказать — «это слишком дорого за предложенное качество». Россиянину во много раз сложнее понять, дорого это или нет. Получается, что роль менеджера по продажам выше. Ибо это генератор добавочной стоимости и генератор общей прибыли. В России действительно проще внушить потребность в продукте, чем в Штатах.
Brainity: Вы ведь консультируете по бизнес — вопросам?
Бари Алибасов: Да, в том числе. У меня огромный опыт того, как «угробить» бизнес и как сделать его успешным. На тренингах я рассказываю о частых ошибках и правильных решениях.
Brainity: Можете назвать формулу успешного стартапа?
Бари Алибасов: Назову сначала главную ошибку, которую делают 99% процентов предпринимателей.
Бизнес — это зарабатывание денег. Основная его цель — получить максимальную прибыль. Идиотская ошибка № 1. Вместо того, чтобы идти и сразу продавать или работать, люди сидят и делают много совершенно бесполезных вещей — обдумывают логотип, пишут слоганы, придумывают сайт, разрабатывают целой толпой рекламную стратегию.
На самом деле, они просто не хотят работать.
Brainity: Но любой продукт, прежде чем выпустить на рынок, необходимо правильно представить, придумать схему позиционирования.
Бари Алибасов: Чтобы говорить о бренде, продукт должен обладать оборотом в несколько миллионов.
Выпустить сейчас «водичку из родника» и создавать ей логотип, как у кока-колы, это все равно, что учить новорожденного ребенка высшей математике. 99 % предпринимателей занимаются тем, что «доворачивают» свою идею, 1 % берет свой продукт и пытается его продать. Проходит месяц — те еще разрабатывают логотип, а у этого уже есть четкое понимание, как действовать дальше в зависимости от реакции рынка+ некоторый оборот.
Люди пытаются до запуска коммерческой деятетельности довернуть продукт до идеала. Это невозможно, потому что продукт оптимизируется не из бредовой головы маркетолога, а от обратной реакции потребителя. Позиционирование актуально, когда вы занимаетесь конкурентной борьбой, а не выводом продукта на рынок. Чтобы улучшить продукт, нужно вложить в него денег. Пока один ищет деньги на разработку нового дизайна, другой продает и оптимизирует продукт в зависимости от запросов потребителей.
Если вы хотите заниматься бизнесом — сделайте ваш отстойный продукт в версии 1.0 , не читайте никаких книг по менеджменту, возьмите на работу идиотов и попробуйте на этом заработать денег. Если у вас хоть кто-то это купит, если не идея ваша начнет разрастаться — количество бумажек, списков, бизнес-планов, а будут приходить деньги, тогда проект правильный. Можно продолжать.
Brainity: Полагаю, вы не будете спорить, что важным моментом в любом деле является мотивация. Что вас мотивирует на такую невероятную активность в различных сферах деятельности?
Бари Алибасов: Все очень просто. Мотивация — это удовольствие. Выделение гормонов в кровь.
Brainity: Т.е. сплошная физиология?
Бари Алибасов: Да. Это и психология, и физиология — они взаимосвязаны.
Вот я сейчас часто задаюсь этим вопросом. Ведь психология меняется с возрастом, и на разных этапах развития тебе нужны разные мотиваторы. В 16 лет я попер в Америку, работал на трех работах: утром пылесосил, в обед уходил на должность официанта, а ночью работал охранником.
Brainity: И какая же была мотивация?
Бари Алибасов: Стать круче отца, проявить самостоятельность. Меня всю жизнь называли сыном Бари Алибасова. Хотелось стать, как минимум, Бари Алибасовым младшим.
В 21 год хотел стать Властелином Планеты. Я вернулся в Россию — посмотрел, какие все заторможенные, закомплексованные, понял свои плюсы, оценил то, что у меня получается в разы лучше, чем у подавляющего большинства серой массы и начал эпатировать. Чтобы все смотрели на меня и говорили, какой я молодец. Поэтому я занимался организацией массовых мероприятий. Смотреть, как тебе рукоплещет зал — мне этого было достаточно.
В 23 мне захотелось сделать что-то социально полезное. Овации толпы стали заводить не так сильно, как раньше. В 24 я женился и за пару месяцев понял, что признание масс мне больше не нужно - хочу работать, чтобы жена мной гордилась, чтобы была уверена, что она выбрала лучшего мужчину. Это было единственной мотивацией, на все остальное было наплевать. С женой я развелся. Месяца три-четыре находился в сильной депрессии, потому что не мог найти мотиватора, который бы заставлял крутиться.
Brainity: А сейчас? Судя по заряду энергии, у Вас нехилая такая мотивация...
Бари Алибасов: Многие считают, что у меня завышенная самооценка. Очень много точек сборки: одни называют папенькиным сынком, другие — крутым бизнес-тренером, третьи — средненьким предпринимателем, а я сам к себе очень хорошо отношусь, считаю себя крупным молодцом, крутым парнем.
Сейчас мотивация у меня такая: вкалывать, вставать по утрам, «рвать» на встречи, чтобы доказать себе, что именно моя точка зрения о себе ближе всего к истине.