Российские бизнесмены не хотят зарабатывать на альтруизме
Казалось бы, ни у кого не вызывает сомнений необходимость во взаимопомощи и благотворительности. Но тут мы сталкиваемся с парадоксом. Можно разбогатеть, разрабатывая оружие массового поражения. Но стать состоятельным человеком, построив бизнес на помощи окружающим, просто невозможно. «РБК. Личные финансы» расскажут о развитии социального предпринимательства в России и о том, с какими проблемами сталкивается этот вид бизнеса.
Возлюби ближнего своего
Проблемы с развитием социального предпринимательства существуют по всему миру. В большинстве стран эта тема является актуальной и стоит на повестке дня многих значимых обсуждений.
Так, на конференции крупнейшего некоммерческого фонда TED основатель компании Pallotta TeamWorks и специалист в области инноваций в некоммерческом секторе Дэн Палотта заявил, что на уровне инстинктов людям не нравится сама идея о том, что кто-то может заработать слишком много денег, помогая другим людям. Но при этом получение большой выручки без явного выполнения социально полезных функций является нормой.
«Хотите заработать 50 млн долларов, продавая жестокие видеоигры для детей, - пожалуйста! Мы поместим вас на обложку журнала. Но если вы захотите заработать полмиллиона долларов, пытаясь лечить детей от малярии, то вас самого сочтут паразитом», - констатировал Д. Палотта. Старт-ап социального предпринимателя нуждается в поддержке некоммерческих структур.
Крупнейшей организацией, которая занимается поддержкой социального предпринимательства в России, является фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Директор фонда Наталия Зверева сообщила нам, что на настоящий момент социальное предпринимательство приобретает федеральный охват, и с каждым годом появляется все больше желающих работать в этой области.
«На текущий момент фонд «Наше будущее» поддержал уже 91 проект в сфере социального предпринимательства в 38 регионах страны на общую сумму около 190 млн рублей (в форме беспроцентных займов)», - подчеркивает Н. Зверева.
Бизнес с социальной миссией всегда сталкивается с вопросом - как остаться на плаву, чтобы продолжать полезную деятельность. Предприниматели, решившиеся попробовать свои силы в данной сфере, не могут похвастаться огромными прибылями. В отличие от коллег из чисто коммерческого сектора, деньги для них не являются основной целью.
«Сущность социального предпринимательства в том, что на первый план ставится не максимизация прибыли, а решение существующей общественно значимой проблемы, конечно, при условии финансовой устойчивости бизнеса», - комментирует директор фонда «Наше будущее».
Поскольку система помощи социальным предпринимателям делает в нашей стране первые робкие шаги, многие бизнес-планы пока остаются без поддержки, но фонды постепенно развиваются, расширяют свою деятельность, начинают сотрудничать друг с другом, с государством и с коммерческим сектором. В обществе появился запрос на этот вид деятельности, появились и люди, готовые им заниматься.
С развитием концепции социального предпринимательства связано и партнерство фонда с МГУ. Наталия Зверева заявляет, что сотрудничество с ведущим вузом страны – это только первый шаг. «Курс востребован и популярен среди целевой аудитории - начинающих и действующих социальных предпринимателей. Так, на первый поток в МГУ и фонд поступило порядка 60 заявок от абитуриентов. Конкурс на обучение составил три человека на место», - отмечает директор фонда.
Сегодня социальный бизнес находит почву для развития практически во всех сферах деятельности. По словам Н. Зверевой, бизнес-планы реализуются в области повышения качества и доступности медицинских услуг, экологии, дошкольного и физического образования и развития детей, в сфере оказания услуг социально незащищенным категориям граждан, повышения уровня жизни многодетных и малообеспеченных семей, трудовой реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями и даже развития сельского хозяйства.
Директор департамента по работе с малым бизнесом «Номос-банка» Федор Сытин также высоко оценивает потенциал российского социального предпринимательства. «Создание рабочих мест, оказание услуг для малозащищенных слоев населения, а также создание специализированных фондов поддержки социальных проектов позволяет достигнуть мультипликативного эффекта от вложенных средств», - считает эксперт.
Если вы чувствуете в себе благородный порыв, попробуйте сформулировать свою идею на сайте
Тернистый путь
Кирилл Васильев создал уникальный салон-парикмахерскую Nadin, в которой работают только инвалиды по слуху. Идея возникла из осознания социальной проблемы - в Москве более 100 тыс. человек с нарушениями слуха не имеют возможности получить нормальные парикмахерские услуги, поскольку в обычных салонах не пользуются языком жестов.
С другой стороны, есть инвалиды по слуху, которые являются дипломированными мастерами-парикмахерами. Чтобы помочь этим двум категориям граждан, при поддержке фонда «Наше будущее» был создан специализированный салон. «Я, будучи инвалидом по слуху, сам себя трудоустроил, организовав салон-парикмахерскую, а также создал несколько рабочих мест для инвалидов. Фонд помог мне в реализации моего замысла, предоставив беспроцентный заем», - рассказал нам социальный предприниматель. Кроме того, фонд оказывает информационную поддержку - помогает освещать деятельность в прессе и на телевидении.
Однако без фондов создание таких организаций в нашей стране было бы крайне затруднительным, поскольку государство пока не очень сильно интересуется этой стороной бизнеса. Качать нефть все же прибыльней. Поэтому и особых льгот от правительства нет.
Социальный предприниматель, который все-таки реализовал свой бизнес-план, встретится лицом к лицу с серьезными трудностями: высокой арендной платой за помещения, обязательными страховыми взносами, которые почему-то постоянно увеличиваются, а также с отсутствием правовой базы своей деятельности. А благие начинания зачастую сталкиваются с равнодушием властей.
«Буквально на этой неделе мэрия Москвы окончательно отказала мне в предоставлении площади под мини-пекарню, где бы трудились десять инвалидов по слуху. Я эту идею расширения бизнеса долго пробивал - но не получилось. Властям мои идеи не нужны и неинтересны. А самостоятельно выкупать площади - таких огромных денег просто нет», - продолжает К. Васильев.
И эта история не уникальна. Десятки предпринимателей, которые занимаются полезным бизнесом, могли бы быть гораздо успешнее, если бы не большие сборы и отсутствие каких-либо существенных льгот. А льготы им нужны, поскольку они заняты решением социальных проблем, на которые власти просто не обращают внимания.
Например, в Череповце остро стоит мусорная проблема. Бизнесмен Вячеслав Гришин взял на себя переработку пластиковых отходов в гранулы, которые являются сырьем для производства стройматериалов. Если предприятие будет процветать, его удастся расширить и делать строительные материалы уже самостоятельно.
И это далеко не полный список социальных предпринимателей, которые взяли на себя решение общественно значимых задач. На официальном сайте фонда