Технологии, которые в ближайшее время принесут миллиарды
Традиционные виды ИТ-бизнеса – это конечно хорошо, но, как известно, максимальную прибыль можно получить, если вовремя выйти на новые рынки. Не слишком рано, т.к. это сопряжено с большими затратами и рисками. Но и не слишком поздно, когда основные игроки на рынке уже определились. Примерно в то время, когда наметился переход через Пропасть и начало Кегельбана и Торнадо, если пользоваться терминологией Джеффри Мура.
В книгах Джеффри Мура описывается модель жизненного цикла технологических продуктов. Первая книга «Преодоление пропасти» рассказывала о самых ранних этапах жизненного цикла – фактически о стартапах у которых есть технологии, но нет потребителей. Вторая книга «Внутри торнадо» сосредоточена на том, что происходит после преодоления пропасти, на фазе бурного роста рынка.
- Кегельбан – стадия на которой формируются основные нишевые игроки на рынке.
- Торнадо – стадия бурного роста, на которой размер рынка ежегодно вырастает в несколько раз.
- Мейн-стрит – большой стабильный рынок, но все сливки на нем снимут те компании, которые завоевали свои позиции на предыдущих стадиях роста рынка.
К стадии мейн-стрит сегодня подходят такие технологии, как облачные вычисления и мобильные платежи. Шанс прокатиться на торнадо тут есть, но затраты на вход в рынок уже огромны.
Предлагаю посмотреть на некоторые технологии, которые в ближайшие годы имеют шанс перейти в фазу торнадо.
Near Field Communication для беспроводной передачи данных
NFC позволяет смартфонам и другим мобильным устройствам обмениваться информацией при приближении их друг к другу (до 10 см). Сейчас эта технология используется в основном для сканирования штрих-кодов при покупке, но технология может быть использована и для обмена и другой информации в любом объеме и различных форматах. Пока наиболее заметно использование NFC в платежных системах и технологиях доступа. Фактически под NFC уже есть сформированная инфраструктура. Дело за приложениями.
Социальная электронная коммерция, меняющая восприятие шопинга
Онлайн продажи – это растущая отрасль уже приносящая немалую прибыль ее участникам. Люди любят онлайн шопинг, а также они любят общение в социальных сетях. Совместив эти два занятия, можно персонализировать шопинг и сделать его более привлекательным. Реклама брендов в социальных сетях пока слишком прямолинейна. Может быть в первые несколько десятков раз увидев рекомендацию товара или услуги, кем-либо из френдов пользователь и воспримет это, как дружескую рекомендацию. Социальная реклама работает, но в ближайшее время ее эффективность пойдет на спад. Тут нужно привносить элементы геймификации, стимулировать личное отношение, а не лайки.
Мобильные технологии в образовании
Среди пользователей смартфонов и планшетов сегодня немало школьников и дошкольников. На мой взгляд, пользы и смысла от этого пока очень немного. «Интерактивные» учебные курсы во многих случаях скопированы с хороших учебных классов докомпьютерной эры. Неудивительно, что они проигрывают в конкуренции за внимание играм и видео. Игры это тоже неплохо. В топе всех магазинов приложений много головоломок, в которых действительно нужно думать. Разработчики, которые предложат учебные модели, позволяющие увлечь ребенка учебной или созидательной деятельностью, могут заработать миллионы.
Мобильные технологии в сфере здравоохранения
Оснащенность медицинских работников мобильными устройствами позволяет диагностировать пациентов быстрее и точнее. Существует целый отдельный рынок для разработчиков решений для медицины. В Forbes выделили 5 направлений, на которые разработчикам стоит обратить внимание. Этот список хорошо бы взять на вооружение новым стратапам и уже существующим ИТ компаниям:
- Программы для оперативной диагностики
- Помощь врачам в общении с пациентами
- Коммуникации между врачами
- Удаленная связь между врачами и пациентами
- Приложения для самостоятельного контроля своего здоровья
Искусственный интеллект на замену человеческим ресурсам
Над созданием искусственного интеллекта программисты бьются уже много лет. До универсального AI, осознающего себя самостоятельной личностью пока далеко. Однако, хорошие экспертные системы, которые могут вести вполне «осмысленные» беседы, делать уже научились. И даже не нужно суперкомпьютеров, стоит вспомнить такую разработку, как Siri для iPhone 4S.
Еще немного навыков коммуникации и часть офисных работников можно успешно заменять на искусственный интеллект. Например, сотрудников колл-центров и секретарей на ресепшн. Вполне возможно, что через 5 лет часть ваших сотрудников будут лишь облачными приложениями. И, конечно, персональный секретарь станет доступен каждому: назначить совещание, заказать билеты, согласовать расписание и т.п.
Новый способ получения покупок, совершенных онлайн
Почта России в этом году наглядно продемонстрировала, что традиционной инфраструктуры для доставки интернет покупок недостаточно. Интернет обретает вполне материальное воплощение, превращаясь в 500 тонн неразобранной почты в аэропорту Шереметьево. Проблемы с доставкой есть и у магазинов работающих внутри страны. К тому же, далеко не все клиенты могут получать товары, заказанные онлайн по конкретному адресу в определенный промежуток времени. Какие тут могут быть решения? Специальные камеры хранения в местах с общим доступом, p2p-логистика, технологии социальной доставки и т.п. Материальная сторона интернет-шопинга – очень дорогой рынок.
Поддержка и продукты для мобильных сотрудников
Все больше компаний начинают использовать мобильные устройства, как неотъемлемую часть рабочего процесса, и, поэтому важно предоставлять качественные услуги направленные именно на сотрудников, работающих удаленно.
Помощь госструктурам в предоставлении актуальной информации
Частный сектор уже привык предоставлять всю необходимую информацию в электронном формате. Что же касается госструктур, то некоторые их них уделяют внимание размещению информации онлайн и даже оптимизируют доступ к такой информации. Другие же все еще предоставляют информацию только по телефону, или, что еще хуже, после того, как вы выстоите очередь непосредственно в офисе инстанции. Разработка и предложение программ именно для госсектора – это еще одна интересная ниша для стартаперов.
Дополненная реальность
В определенной мере технологии дополненной реальности уже есть в современных смартфонах. Когда карты, foursquare или другие приложения показывают расположенные рядом рестораны – это тоже дополненная реальность. Очки Google glass уже существуют, как продукт. Разного рода технологии распознавания лиц, голосовые интерфейсы и т.п. тоже готовы к использованию. В ближайшие несколько лет хитом станет совмещение всех этих технологий в приложениях дополненной реальности – количество очкариков на улицах заметно увеличится. В магазинах зеркала будут показывать, как одежда сидит на покупателях. Дизайнеры помещений смогут проводить презентации « на месте». Следующий большой коммуникационный стартап обеспечит телеприсутствие.
3D-печать
Еще одно воплощение виртуального мира в реальный. В последнем сезоне сериала «Теория большого взрыва» есть серия, в которой герои недорого покупают подержанный китайский 3D-принтер и с его помощью делают своих кукол. В сериале все это выглядит смешно, но даже идею персонализированных сувениров можно превратить в многомиллионный бизнес. Индустрия технологий 3D-печати, макетов для 3D-печати, 3D-сканеров и программ для них, обслуживания и комплектующих для 3D-принтеров в ближайшее время будут расти на сотни процентов в год. А эксплуатационные характеристики материалов, используемых в 3D-печати, быстро придут к параметрам пригодным для промышленного применения.
Массовая автоматизация процессов для экономии времени и средств
Технологии меняют среду, в которой мы работаем, упрощая множество процессов. Например, уже сейчас имея минимум работников можно иметь развитую систему ИТ коммуникаций, храня необходимые данные и электронную почту в облаке. Разработка программ и систем, упрощающих рабочие процессы, помогает бизнесу переходить в цифровой формат, и при этом позволяет ИТ компаниям зарабатывать миллионы долларов.