Почему стартаперам не следует думать только о прибыльности проекта
Принято считать, что существуют некоторые примеры «венчурной классики». «Образцовые» инновационные компании, на методах коммерциализации разработок которых всем стартаперам следует учиться. Я не могу сказать, что у меня под рукой есть такая универсальная «линейка» — проекты-эталоны, соотнося с которыми предложения обращающихся ко мне инноваторов я, как бизнес-ангел, принимаю решение о финансировании.
Мне больше по душе другой вариант. Всегда по-настоящему здорово, когда человек в процессе своего бизнес-творчества работает над созданием нового продукта или услуги, которой впоследствии будет пользоваться огромное количество людей. И этим человек зарабатывает себе на хлеб!
А попутно у стартапера формируется рыночное мышление, поскольку у него в распоряжении появляется массовый продукт, продавая который он получает прибыль. В этом, думаю, и состоит суть любого инновационного бизнеса. А стратегий и сценариев «венчура» может быть множество.
Приведу пример. Совсем недавно Facebook объявила о покупке компании Instagram – популярного сервиса для обработки и обмена фотографиями. И вот что интересно. Еще совсем недавно участники команды Instagram совершенно не позиционировали себя как людей, охотящихся за деньгами и огромными прибылями. Разработчики не торопились продавать свой продукт. Напротив, финансировался проект спонсорскими деньгами, а монетизация сервиса была делом вторым. Концепция сводилась к тому, что раз уж речь идет о сервисе, который нужен всем (число пользователей Instagram после запуска версии для Android в апреле этого года составило 30 млн. человек), то почему бы не дать доступ к нему этим самым «всем»? А самим как-то «выкрутится» и найти людей, которые проект поддержат.
И вот теперь давайте зададимся вопросом — делали ли разработчики такой пиар вокруг себя специально? Был ли этого продуманный маркетинговый ход, который и позволил участникам проекта добиться результата — большого числа пользователей и последующей покупки их компании таким гигантом, как Facebook, да еще и за отличные деньги?
Мне все же хочется верить, что в мире есть изобретатели, которые, создавая собственные компании, не становятся одержимыми одной единственной идеей — идеей прибыли.
Я рассказал историю Instagram, чтобы показать: для разработчиков и инновационных менеджеров в любой отрасли ведения бизнеса могут существовать и иные стимулы, чем просто необходимость работы на капитализацию компании. Важно, что многие участники и российских проектов соглашаются с подобной логикой. Например, нами недавно был проинвестирован проект, похожий по своей бизнес-модели на Instagram -российские разработчики работают над созданием и продвижением программы, позволяющей автоматически изменяться аватару пользователя в соцсетях.
Так вот, предполагается, что этот проект также будет жить на деньги спонсоров. Идея такова, что за работу приложения платит не пользователь, а тот, кто хотел бы ему новый сервис подарить. Примечательно, что ребята изначально сами пришли к нам с такой идеей. Мы к ней отнеслись настороженно и предложили разработчикам брать всего по десять центов с человека, который обращается к услугам сервиса. Стартаперы отказались! Твердая и аргументированная позиция всегда подкупает.
13/07/2012