Пример неудачного бизнеса «торговля пряжей»
Мария согласилась поделиться своей неудачей в бизнесе и любезно прислала мне письмо с описанием своего бизнес опыта.
Ниже по тексту я выложу ее письмо которое написано от первого лица и в тексте буду писать комментарии от себя, прямо в тексте проведу анализ данного бизнеса, какие ошибки были допущены Марией и что необходимо сделать чтобы их исправить.
Бизнес опыт в торговле пряжей
Рассказывает Мария:
Мне 37 лет, у меня есть сын 6 лет. Я живу в маленьком городе (население около 150 тыс) (пометка специалиста — размер города вполне позволяет развить серьезный бизнес). Это моно-город.
По профессии я инженер-программист, работаю системным администратором в газовой компании. Зарплата у меня небольшая, но по меркам нашего города нормальная.
Начиналось все с хобби. Оно вполне традиционное — я люблю вязать, вяжу я на машине и довольно хорошо (пометка специалиста — один из лучших вариантов открытия бизнеса это именно хобби).
Я искала пряжу для собственных нужд в интернете и поняла, что можно покупать оптом за небольшие деньги, сделала сайт в интернете, попробовала продавать через него — продаж было очень мало, хотя они были.
Поэтому решила открыть отдел. Сначала дела шли не плохо. Потом постепенно стали ухудшаться. К тому же таких «умных» как я, в городе стало появляться все больше.
Я решила заниматься только пряжей — профессиональной и «любительской». Можно было бы взять и другие виды рукоделия, но таких отделов по городу уже было достаточно. Мой магазин отличается по ассортименту от всех других, но специфических покупателей не так много.
Обстоятельств очень много ( а может и оправданий ), но перечислю по мере значимости:
- Собственная лень. Свой бизнес такая штука (я думаю Вы со мной согласитесь), которая требует внимания 7 дней в неделю и все то время, что человек не спит. Невозможно в пять часов вечера закрыть дверь своей конторы и забыть о ее существовании, потому что иначе ты быстро окажешься в хвосте и более шустрые конкуренты реализуют все твои планы и мечты. Собственный бизнес — это работа, работа, работа, и не важно какого он размера — маленький магазин или большое производство. По крайней мере в начальном периоде. (полностью согласен с автором)
- Страх и вытекающая из него (в моем случае) нехватка времени. Хроническая.
Я так и не решилась уйти в свободное плаванье и бросить основную работу (пометка специалиста первая серьезная ошибка автора, построить свой успешный бизнес можно только 2 способами:
1. Отдать себя полностью бизнесу
2. Заплатить деньги тому кто отдаст себя этому делу (нанять директора, не лучший вариант).
Совмещать оказалось практически не реально. Бизнес небольшой, но я тяну его одна (сам себе рекламщик, сам себе бухгалтер, маркетолог и т.д.). Два года назад я развелась с мужем (который совсем мне не помогал) — жить стало легче , но на иждивении остался маленький ребенок с проблемами по здоровью.
Поэтому уход с работы вообще перестал рассматриваться. Результат — магазин топчется на месте, развития нет.
- Нехватка денег. Я начинала заниматься именно торговлей практически с нуля. (точнее у меня было 50 тыс рублей). Кредиты я не брала. Сейчас в обороте около 300 тыс. Но для торговли нужны ДЕНЬГИ. Люди привыкли к выбору, стали капризны. Они привыкают к формату больших магазинов, где «все есть». Чтобы создать такой магазин нужны достаточные средства. (пометка специалиста — при отсутствии денег стоит двигаться именно в направлении узконаправленном потихоньку расширяя ассортимент).
- Персонал. Старая истина — НЕ БЕРИТЕ на работу родственников. Мне казалось, что проще договориться со своими. Да, сначала все просто и удобно, но потом родственники постепенно садятся на шею, и вот тут уже все перетекает в личные разборки. Персонал вообще очень сложная тема. Я не могу платить большую зарплату, а на маленькую приходят совершенно ненужные люди.
Их сложно контролировать, они в большинстве просто «тупые». Сейчас у меня работает сестра, с которой стало очень проблематично и пенсионерка, с которой в общем все хорошо, кроме дачного периода. (пометка специалиста — развивая такой маленький бизнес необходимо самому быть продавцом на своей точке, никто не сделает для Вас лучше Вас самой. Сравните зарплату своего продавца и свою и определите чем покрыть разницу в ней. Во первых Вы увеличите продажи на точке, так как Вы являетесь специалистом в данном направлении и сможете более качественно проконсультировать потенциального покупателя так же Ваша личная заинтересованность не позволит Вам упускать клиентов).
Это основные моменты, которые одинаково значимы для любого бизнеса и любого региона.
Теперь конкретно мой случай.
- Отсутствие у людей денег. В нашем городе одно крупное производство обеспечивает работой большую часть жителей. Соответственно все одновременно получают или не получают зарплаты. Есть заказы — город жив, нет заказов — город только расплачивается по кредитам. Сейчас дела обстоят не очень хорошо. (пометка специалиста — отчасти это правда, но данный вид деятельности не подразумевает крупных трат покупателя и этот фактор не на столько значим как может показаться изначально).
- Высокий уровень конкуренции, предельный по моему мнению, так как не дает нормально зарабатывать никому. Это временное явление, но пережидать тоже нужны средства и терпение. Я не могу поднять цены, так как конкуренты держат их на очень низком уровне (не знаю чем живут — с оборота может..). Моя наценка от 30% до 150%. В среднем 70%. Это даже иногда чуть выше, чем у других. (пометка специалиста — конкуренция есть везде, проведите маркетинговые шаги которые выделят Вас на общем фоне конкуренции, вариантов множество (допустим спицы в подарок при покупке 3 мотков пряжи). Нарабатывайте постоянных клиентов.)
- Отсутствие нормальной рекламы. Да, я давала периодически объявления на местном телевидении, расклеивала объявления по району, заказывала рекламу на листовках в лифтах, но на что-то существенное уже не было денег. (пометка специалиста — вторая грубая ошибка автора, РЕКЛАМА ДОЛЖНА ИДТИ ВСЕГДА, какая это будет реклама другое дело, если нет денег, расклеивайте объявления по подъездам, давайте объявления на местных интернет порталах (они бесплатные)).
- Отсутствие хорошего торгового места. Это ОЧЕНЬ важно! (пометка специалиста — полностью согласен с этим). В начале я сняла микроскопический угол в магазине около своего дома. Покупатели были, но в основном местные, потому что район удален от центра. Потом подобрала место в торговом центре в плотнонаселенном районе с хорошей транспортной развязкой и было все неплохо. НО! Малый бизнес в нашем городе постепенно хиреет (вытесняют федеральные сети), поэтому сейчас из ТЦ активно съезжают предприниматели. Пустой ТЦ никому не интересен. И так почти везде. Свободных площадей полно, хотя еще в 2010 я просто ничего не могла найти в центре.
- Мой бизнес исключительно сезонный. Всю весну и лето (5 месяцев) мы работаем в убыток (пометка специалиста — определите категорию товара той же направленности которая будет востребована всесезонно, более того можно стимулировать покупателей на приобретение и текущего товара, об этом ниже по тексту). Осень и зима ( 7 месяцев) с прибылью.
Закрываться на лето я не могу, люди не придут и осенью. Прошлый год в связи с временным закрытием и переездами закончили с убытком -7 тыс. Этот год однозначно с прибылью, думаю 30-50 тыс. Но это по итогам года.
Деньги на личные нужды из бизнеса я практически не беру, поэтому для меня это превращается просто в обузу дополнительную к личным заботам и проблемам.
В целом, предпосылки, я думаю, были неплохие, но все вышеперечисленные ошибки не дали реализоваться так как это можно было бы сделать.
Я не потеряла интерес к частному бизнесу и возможно реализую потом еще какую-либо идею в другой период жизни, но с этим магазином все же предполагаю расстаться. (пометка специалиста — стоит развивать то что есть).
P.S. Вот еще насчет сайта. Имя для своего магазина я придумала довольно удачное (как оказалось), и одна торговая компания с востока нашей страны периодически предлагала мне продать домен.
В этом году я поняла, что времени на развитие сайта так и не появится. Я согласилась на их предложение и продала домен. После смены доменного имени мой сайт умер (я имею ввиду посещаемость). (пометка специалиста — ни в коем случае не бросать сайт).
Рекомендации автору
Как и обещал в конце хочу подвести итог и дать автору рекомендации которые выведут его бизнес из затяжного падения в котором оказался его бизнес.
Продавец для своего бизнеса
В общем-то рекомендацию по этому поводу я написал уже выше. Хотите построить бизнес — увольняйтесь с работы и займитесь развитием своего дела. Можно вообще убрать продавцов и работать самой сделав себе 1 выходной и подстроив график работы под себя.
Думаю что 2 Ваши продавца зарабатывают не меньше чем Вы. Так что можете себе сделать з/п в размере заработных плат 2х продавцов которую будете забирать ежемесячно, а на остальные деньги развивайте бизнес.
Торговое место
Подводя итог того что предприниматели ринулись из торговых центров и в них нет посетителей рекомендую автору рассмотреть вариант открытия своей точки в швейном ателье.
Договоритесь с владельцем об аренде 4-10 кв.м. в ателье и получите следующие преимущества:
- Стоимость аренды должна быть не высокой ведь по сути данные площади не являются торговыми
- В ателье могут приходить Ваши потенциальные покупатели (без рекламы).
- Ателье очень редко съезжают с наработанных мест.
Торговая витрина
Помимо продажи пряжи я бы рекомендовал Вам начать продажу собственных изделий которые Вы вяжете. Сделайте отдельную витрину и выкладывайте собственные товары на продажу. Изделия ручной работы стоят довольно дорого.
Вязать можете в зависимости от сезона, носки, шарфы, свитера, кофточки вплоть до платьев и нижнего белья вариантов тут множество. Так же изделия выкладывайте на свой сайт.
Вязать можно прямо сидя у себя на точке, ведь у вас целый день свободен.
Постепенно наработаете постоянных клиентов не только на покупку пряжи, но и на покупку собственных товаров.
Тут Вы сразу можете расширить ассортимент пряжи которую продаете ведь Вы будете вязать сами и пробуйте разные нити, расцветки и т.д. (к сожалению я не специалист именно в вязании поэтому здесь решать должны Вы сами.)
Так же не забудь-те что первым покупателем своей пряжи будете именно Вы. То есть покупайте ее для того чтобы вязать изделия у себя же и добросовестно ложите деньги за товар в кассу (понимаю что звучит глупо, но уверяю это поможет развить бизнес быстрее). Ну а продавая изделия забирайте из их стоимости деньги которые потратили на расходные материалы.
Так же обязательно предлагайте услуги по вязанию на заказ, думаю конкуренция тут будет минимальна.
Реклама торговой точки
- Визитки. Обязательно закажите визитки для своего магазинчика, обязательно укажите на них что занимаетесь вязанием на заказ, а так же адрес своего сайта ну и естественно товар который Вы продаете. Возможно сделайте на них скидку 5%.
- Буклеты. Закажите цветные буклеты двухсторонние, на одной стороне реклама самого магазина и товаров (пряжи и изделия ручной работы), на второй услуги по вязанию, не забудь-те указать помимо адреса магазина адрес сайта. Буклеты распространите по почтовым ящикам прилегающих микрорайонов и распространяйте их еженедельно.
- Объявления на подъезды. Расклейка объявлений обязательна, еженедельно. Так же реклама услуг по вязанию, продаже пряжи, отрывные листки с телефоном и адресом сайта. Так же ближайшие микрорайоны.
- Реклама в интернете. Размещайте бесплатно объявления в интернете со ссылкой на Ваш сайт, адресом, номером телефона и видами услуг с товарами.
Больше на этом этапе никакой рекламы не надо, так как действия от нее не будет, расходы велики — а результат будет почти нулевой.
Вот такие рекомендации я хотел бы дать автору. Они помогут наладить Ваш бизнес на 50%, вторые 50% как Вы понимаете зависят уже от самого автора!
Ну а я в конце хотел бы пожелать Марии успехов в бизнесе и сил преодолеть эти временные проблемы!
Если у кого-то есть проблемы со своим бизнесом, Вы можете так же обратиться ко мне и я проведу анализ Вашего бизнеса.
На этом все! Удачи!