Рейтинг франшиз детской одежды: детальный разбор
Правильно выбранная франшиза может стать началом удачного развития предпринимателя на рынке детской одежды. В этом случае вы избежите множества ошибок, которые совершают начинающие предприниматели.
С другой стороны, в своей практике я, к сожалению, сталкивалась с большим количеством случаев, когда приобретение франшизы не приносит прибыли, и со временем магазины приходится закрывать, неся убытки и ощущая горький опыт неудачи.
Хочу подчеркнуть, что в своем анализе я пользуюсь лишь открытой информацией, и анализирую ее, исходя из своего опыта и знания рынка. Я не раскрываю ни чьих коммерческих тайн, а лишь хочу помочь желающим открыть франшизу сделать правильный выбор.
В нашем случае очень важно, кто хочет приобрести франшизу: есть ли у него опыт, какими ресурсами он обладает и в каком городе планирует это сделать. Очень важно просканировать город, в котором планируется открытие: насколько платежеспособное население, какая конкуренция, где расположен ТЦ.
Следующий важный показатель: какой ассортимент предлагает марка, франшизу которой Вы хотите приобрести. В наше время рационального потребления и роста интернет-торговли, сложно выжить магазину с ограниченным ассортиментом, поэтому в своем анализе я рассматриваю только марки, производящие коллекции «Total look», которые обеспечивают продажи на протяжении всего года и предназначены для детей от 0 до 12 (16) лет.
Далее мы рассмотрим условия входа в бизнес. Конечно, чем они легче, тем проще открыть магазин по данной франшизе. Но простота входа не всегда означает простоту дальнейшего развития.
Открыть магазин по франшизе – это еще даже не половина дела. Самое важное - это постоянная и правильная работа магазина. Насколько не была бы известной и успешной марка, франшизу которой Вы приобретаете, а вопрос о конверсии, среднем чеке, количестве постоянных покупателей, количество их возвратов за следующими покупками – это работа индивидуального предпринимателя в своем магазине и это влияет на коммерческий успех. Помощь головной компании в данном вопросе – имеет большую ценность.
Ну и конечно, маркетинговая активность головной компании: реклама, интересные события, продуманные трейд-маркетинговые акции – это тоже важная составляющая успеха.
Итак, начнем! Рассмотрим предложения по франшизам, оценив их по следующим параметрам:
- Количество магазинов фирменной сети с распределением собственные/франчайзинговые.
- Анализ входа в бизнес — условия приобретения франшиз.
- Динамика развития.
- Ассортимент.
- Работа с франчайзи.
- Продвижение бренда/маркетинговая активность.
Таблица 1
Бренд-франшиза
|
Кол-во магазинов
|
Стоимость открытия магазина
|
Площадь
|
Паушаль-ный взнос
|
Роялти
|
Работа с остатками
|
Дополни-тельные платежи
|
Рейтинг от Beboss**
|
|
Собствен-ных
|
Франчай-зинговых
|
||||||||
Gulliver
|
75
|
104
|
от 3,1 руб
|
60-90 кв.м.
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
3,9
|
Choupette
|
6
|
98
|
3,0 млн руб
|
50-80 кв м
|
130 000 руб
|
нет
|
Обратный выкуп коллекции в размере 10% от закупки
|
нет
|
7,5
|
Reima
|
8
|
15
|
От 5,0 до 8,0 млн руб
|
50-100 кв м
|
нет
|
1% от чистой прибыли
|
нет
|
нет
|
6,2
|
Stilnyashka
|
2
|
60
|
2,0 – 5,0 млн руб
|
50-100 кв м
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
4,6
|
Orby
|
49
|
41
|
от 2,5 – 4,0 млн.руб
|
40 – 120 кв.м
|
нет
|
нет
|
Обратный выкуп коллекций 20% от остатков;
|
7% Депозит по будущим коллекциям в первый год работы.
|
6,5
|
Playtoday
|
18
|
20
|
От 1,7 млн
|
100-150 кв м
|
45 000 руб
|
нет
|
Условия реализации в конце сезона остатки возвращаются на склад
|
нет
|
7,0
|
Crockid
|
3
|
46
|
От 2,5 млн руб
|
70-120 кв.м
|
30 000 руб
|
30 000 руб/год
|
нет
|
нет
|
|
Silver Spoon
|
4
|
10
|
2,5 млн — 5,0 млн руб
|
60 - 80 кв м
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
6,8
|
De Salito
|
6
|
50
|
2,0 – 5,0 млн руб
|
3 формата
15-30 кв м
50-80 кв м
90-160 кв м
|
нет
|
нет
|
нет
|
Нет
|
7,1
|
Button Blue
|
13
|
57
|
от 1,5 млн. +
товарное наполнение на сезон: 1 250 000 рублей (в среднем).
|
От 50 кв.м
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
4,3
|
* Информация, представленная в таблице взята с сайта beboss.ru
** Данные на сайте Компании beboss.ru
По количеству магазинов в фирменной сети лидируют 3 бренда: Gulliver, Choupette, Orby. Торговые марки Gulliver и Orby начали свое развитие в 2006 и 2008 году, соответственно, и основной рост их фирменной сети пришелся на 2010-2014 года. Choupette начал свою программу франчайзинга в 2011 году, а активное развитие его приходится на настоящий момент.
По требованиям к площади магазина, можно сказать, что она примерно единая – от 50 до 100 кв.м. в среднем. Выделяются только 2 марки: Playtoday – требует площади 100-150 кв.м.; а DeSalito – выделяет 3 формата, которые начинаются от корнера в 15 кв.м. и заканчиваются 160 кв.м.
О корнерах – лучше задумываться магазинам мультибрендового формата, а большие площади – требуют бо́льших вложений. Но не факт, что это будет окупаться. В этом случае надо тщательно считать ваш бюджет и планируемые после открытия показатели: трафик, конверсию, выручку.
Для анализа входа в бизнес – рассмотрим 3 показателя: инвестиции в открытие магазина, паушальный взнос и систему работы с остатками, как один из важных моментов снижения рисков для индивидуального предпринимателя.
На сумму первоначальных инвестиций, нужно смотреть очень условно, т.к. это зависит от площади, которую вы арендуете, стоимости аренды, ее состояния – ремонт необходим косметический или вы заходите в новое помещение и вам требуется вложиться по полной.
Первоначальный взнос есть только у 3-х компаний: Choupette, Crockid, Playtoday, однако размер его минимален по сравнению с первоначальными инвестициями и стоимостью закупки коллекции, его можно рассматривать, как «серьезность намерений». Но, тем не менее, первоначальный взнос у Choupette составляет 130 000 руб., у Crockid, Playtoday 30 000 руб. и 45 000 руб. соответственно.
Сумма взноса не большая, но это дисциплинирует обе стороны, и клиенты могут быть уверены, что все услуги по сопровождению открытия магазина будут выполнены: помощь в заключении договора аренды, 3D дизайн, выезд мерчендайзера и тренера на открытие магазина.
Очень важным моментом, является работа с остатками, в данном случае, выделяются 3 компании: Playtoday, который дает товар на реализацию и франчайзи должен оплатить только проданный товар и вернуть остатки. Это очень хорошая помощь для мелкого предпринимателя, т.к. я часто сталкивалась в своей практике с проблемой «недозаказа», нехватки ассортимента или, наоборот, большого количества ассортимента прошлых коллекций, который «мешает» качественно представить новую коллекцию.
Две другие компании, которые решает эту проблему совместно с партнером – Choupette и Orby – они производят «обратный выкуп коллекции» в размере 20% от остатков. Не могу сказать, что это целиком решает проблему, но точно помогает.
Ассортимент – одна из самых важных составляющих успеха. В данном случае, как я уже сказала ранее, очень важно, чтобы марка обеспечивала коммерчески успешными коллекциями круглый год. Например, если мы рассмотрим, Reima – лидер в категории верхняя одежда, с развитием фирменной розницы, активно наращивает ассортимент. Однако, все равно, самыми продаваемыми у Reima остаются куртки, комбинезоны и комплекты верхней одежды.
Silver Spoon – привлекателен тем, что в его портфеле предлагается две торговые марки: школьная одежда под маркой Silver Spoon и верхняя одежда под маркой Huppa. Это добавляет компетентности проекту – ведь в данном случае магазин предлагает две торговые марки.
Сильная марка Crockid – постоянно работает над своим ассортиментом, и помимо отличных коллекций верхней одежды, предлагают трикотаж и белье, выполненное с применением бесшовной технологии.
Если вам нравится яркий итальянский стиль, наполненный красками, леопардовыми принтами и дорогой отделкой, то, конечно, это De Salito. Российские потребители традиционно любят такой стиль, и вы приобретете много постоянных клиентов. Но тут важно, чтобы они могли купить данную марку, т.к. ценовой сегмент, в котором работает De Salito, не для всех.
Choupette – обладает, пожалуй, самым сильным ассортиментом в категории «одежда для новорожденных», «выписка-крестины», т.к. исторически марка начала свое развитие с данной категории. Дальнейшее расширение ассортимента до 12 лет позволило Choupette выступать уже в роле полномасштабного трендсеттера детской моды. Постоянные интересные фэшн коллаборации, последние из которых круизная коллекция совместно с брендом «Армия России» и стильная капсула обуви совместно с бразильцами, говорят о постоянном развитии бренда.
Работу с франчайзи можно разделить на обязательную и дополнительную.
К обязательным относится: помощь в открытии магазина, согласование арендуемого помещения, предоставление дизайн-проекта, контакты, где заказать оборудование, мерчандайзинг и первоначальный инструктаж. Далее, как правило, все ограничивается рассылкой мерчандайзинговых планограмм и трейд-маркетинговым календарем. Ежесезонной презентацией коллекций на предзаказах.
К сожалению, это недостаточно для большинства франчайзи: многих нужно постоянно обучать и помогать с обучением персонала, консультировать их, исходя из их проблем, помогать в решении сложных для них ситуаций. В этом случае, проект "Университет Choupette" для дистанционного обучения франчайзи - это отличная помощь тем, кто хочет работать, но пока не обладает должными знаниями и опытом. Программа позволяет прослушать более 25 обучающих лекций от экспертов продаж, маркетинга, управления персоналом, пройти тестирования и даже получить диплом о профессиональной переподготовке.
Традиционно маркетинговая активность должна быть продуманной и цельной. Бренд решает две основные задачи: повышение узнаваемости марки, лояльность конечных потребителей и рост продаж.
В таблице видно, что наибольшая активность во всех, рассматриваемых каналах принадлежит Choupette, De Salitto и Stilnyashka. Все остальные компании проводят акции в местах продаж, хотя чаще всего это межсезонный Sale. Исключение составляет Button blue – проводя акцию подарок за покупку (см таблица №2).
Таблица № 2: Маркетинговая активность
Бренд-франшиза
|
Участие в GJF
|
Участие в Неделях моды
|
Участие в международных выставках
|
PR-активность
|
Специальные
коллекции
|
Лицензии
|
Акции в местах продаж
|
Choupette
|
|
|
|
|
|
Армия России
|
Фото сессия в подарок, розыгрыш туров в Грецию
|
Gulliver
|
|
|
|
|
|
|
|
Reima
|
|
|
|
|
|
|
Pre-Sale
|
Stilnyashka
|
|
|
|
|
|
|
|
Orby
|
|
|
|
|
|
|
3=2 на Летнюю коллекцию
|
Playtoday
|
|
|
|
|
|
Sale до 40%
|
|
Crockid
|
|
|
|
|
|
|
Sale 20% на летнюю коллекцию
|
Silver Spoon
|
|
|
|
|
|
|
Школьная коллекция -30%
|
De Salito
|
|
|
|
|
|
|
|
Button Blue
|
|
|
|
|
|
Вспыш, Чудо-машинки,
Шиммер и Шайн
|
Сумка в подарок, при покупке от 3 000 руб
|
Современная маркетинговая активность не будет полной, если она не содержит активность в соцсетях. В таблице №3 показано какие марки в каких сетях проводят активность (по количеству подписчиков). Интересно отметить, что для Reima ключевой соцсетью является Facebook, там у нее максимальное количество подписчиков - 154 тыс. Для Stilnyashka отмечается максимальное количество подписчиков в Instagram – 101 000. А Orby – держит первенство по подписчикам сети VK (ВКонтакте) – 159 000.
В целом все бренды ведут достаточную активность в соцсетях. Crockid и Silver Spoon – концентрируются на 1-2 сетях. Остальные присутствуют и продвигаются во всех наиболее популярных.
Таблица №3: Активность марок в соцсетях
Бренд-франшиза
|
Facebook
|
Instagram
|
VK
|
Одноклассники
|
Youtube
|
Twitter
|
Gulliver
|
20 535
|
65 900
|
36 115
|
27 500
|
1 400
|
761
|
Reima
|
154 332
|
41 200
|
1 400
|
5 000
|
|
|
Choupette
|
7 200
|
28 700
|
17 732
|
9 975
|
2 000
|
|
Stilnyashka
|
2 600
|
101 000
|
11 500
|
213
|
195
|
|
Orby
|
7 400
|
47 500
|
159 000
|
39 262
|
|
|
Playtoday
|
7 600
|
29 100
|
5 558
|
|
|
|
Crockid
|
|
25 500
|
53 806
|
|
|
|
Silver Spoon
|
|
17 900
|
|
|
|
|
De Salito
|
1 320
|
22 100 (Stefanya Pinyagina)
|
2 439
|
145
|
|
36
|
Button Blue
|
615
|
10 000
|
9 786
|
4 745
|
|
|
Портал по продаже франшиз Beboss, также подводит итоги и выставляет свой рейтинг франшиз, которые он оценивает по следующим параметрам:
- Динамика развития Компании.
- Поддержка франчайзи.
- Представленность в интернете.
- Продажа франшизы.
- Юридический анализ.
Результаты его рейтинга представлены в Таблице №1.
В заключение хочу отметить, для того, чтобы франшиза компании была успешной, и ее приобретение позволило индивидуальному предпринимателю зарабатывать деньги, нужен постоянный и кропотливый труд с обеих сторон. О том, как работают марки для развития своих франшиз и для поддержания своих франчайзи – подробно описано в данной статье, но со стороны Индивидуального предпринимателя должно быть ответное стремление работать и развиваться, повышая результат.
Автор: Письменская Елена Борисовна
Читайте также: Как открыть магазин детской одежды с нуля и без опыта