Топ-5 сценариев мошенничества в работе с китайскими поставщиками
Я веду бизнес с китайцами уже 10 лет, и за это время у меня появились два правила. Первое: с Китаем вести дела можно, но только очень-очень осторожно. Второе: китайцы обманывают только тех, кто сам хочет быть обманутым. А русские люди как раз из числа тех, кто легко поддается обману. Виной всему — наша тяга к халяве, лень и надежда на авось.
Китайцы — очень прагматичный и предприимчивый народ. Кстати, слова «мудрость» и «хитрость» в Китае синонимы. Очень популярна в Китае книга «36 стратагем» — руководство по манипулированию людьми. Советую всем прочитать, прежде чем покорять Поднебесную. К сожалению, мошенничество китайцев — не редкость. В некоторых случаях оно больше похоже на вымогательство, иногда на обычный «развод», при котором в 90% случаев денежные средства улетают в трубу.
Вот топ-5 типичных ситуаций при работе с Китаем, попадая в которые русский предприниматель чувствует себя обманутым. И не зря.
Кейс №1 — Ценовые войны
Два самых распространенных варианта:
- Цена вырастает после того, как получена предоплата.
- Цена растет на повторный заказ.
Стандартный порядок расчетов при закупках в Китае — предоплата от 30% до 50% перед началом производства, остаток — при получении документов об отгрузке товара. Китайский поставщик заранее вводит клиента в заблуждение, предлагая подозрительно низкую цену. Так он легко получает «горячего» клиента, готового на любое сотрудничество и не спешащего искать предложения от заводов-конкурентов. Легенда обычно такая: отдаем товар практически по себестоимости, так как только выходим на российский рынок. Чтобы потеснить конкурентов и укрепиться в нише, готовы работать с компаниями из России без прибыли.
Русский покупатель соглашается со всеми доводами и переводит предоплату. Дальше начинаются проблемы. Либо ему сообщают, что за оговоренную цену сделают и отправят товар низкого качества, либо неожиданно подскакивают цены на сырье, либо профсоюз пролоббировал повышение зарплаты, либо вообще произошло досадное недоразумение и недопонимание. Причины могут быть разные, цель одна — выудить из вас больше денег.
Был у нас клиент, самостоятельно договорившийся о поставке химического сырья из Китая по небывалой цене – $4000 за 20-футовый контейнер. Отправили предоплату, но через пару недель китайцы потребовали доплатить еще $16 000, чтобы отгрузка состоялась. При этом поставщик не шел на уступки, отказавшись отгружать 1/5 часть партии. В результате компания не увидела ни денег, ни сырья.
Второй вариант того же «мошенничества» — рост цены на повторные закупки. Это излюбленный метод производителей стройматериалов, линолеума, ламината, обоев, плитки и т д. Невозможно купить одинаковый ламинат на разных заводах, в любом случае будет отличия по оттенку, рисунку или фактуре.
КОГДА ЗАВОД ВИДИТ, ЧТО КЛИЕНТ ЗАВИСИТ ОТ НЕГО, ЧТО У КЛИЕНТА МОГУТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ПРИ СМЕНЕ ПОСТАВЩИКА, НАЧИНАЕТСЯ МЕТОДИЧНОЕ ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ НА ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПАРТИИ ОТ 3% ДО 15%.
Какие варианты?
- Смена поставщика, если возможные различия в товаре не критичны для вашего сегмента бизнеса, правда, все равно придется столкнуться с временными задержками в поставках на время поиска нового завода, переговорах, проверках.
- Согласие на повышение цен, если, конечно, для вас это приемлемо.
- Несогласие, проведение переговоров и попытка заставить поставщика соблюдать старую цену, но тут вы рискуете получить вместе с согласием оппонента товар худшего качества.
Поэтому, если ранее вы не контролировали производство и не инспектировали товар, пора начать это делать, а вместе с тем и начать присматривать нового поставщика, на всякий случай.
Кейс №2 — Махинации с качеством
Если у вас самих отсутствуют четкие требования к продукции, будьте уверены — китайцы 100% схитрят. Не даете подробных инструкций — получаете товар на усмотрение восточного брата. Но даже четкие указания и выгодная для поставщика цена — не гарантия получения товара надлежащего качества.
Какими методами пользуются такие поставщики-обманщики?
- Во-первых, они могут быть вовсе не заводом, как представляются, а просто торговой компанией и отдавать ваш заказ на производство мелкой фабрике, производящей низкокачественную дешевую продукцию.
- Во-вторых, они используют для вашей партии копеечное сырье и комплектующие, за счет чего наращивают свою прибыль.
В моей практике был случай, когда клиент приобрел партию станков у китайского поставщика. В документах были заявлены японские серводвигатели, контроллеры реле, немецкие переключатели и пневматика, тайваньские дисплеи и сенсоры. Что привезли по факту, нетрудно догадаться.
Решение здесь только одно: инспекции и тотальный контроль производства.
Кейс №3 — Виртуальный обман
При заказе через интернет китайцы обманывают соотечественников в среднем на $3 000 – $23 000. Чаще всего от такого обмана страдают представители малого и среднего бизнеса или начинающие предприниматели. Финансы поджимают, а хочется быстрых денег. Они находят в интернете поставщика, видят на сайте выгодные цены, неплохой ассортимент, совершенно забывая о необходимости проверок. Им кажется: раз поставщик есть в интернете, значит, это не «развод».
В КИТАЕ ВСЕ НЕМНОГО ПО-ДРУГОМУ УСТРОЕНО, ДАЖЕ У КРУПНОГО ЗАВОДА МОЖЕТ НЕ БЫТЬ СВОЕГО САЙТА. ОНИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПРОДВИГАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ВЫСТАВКАХ И В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СПРАВОЧНИКАХ. ЗАТО У МОШЕННИКОВ ВСЕ В ЛУЧШЕМ ВИДЕ: НЕСКОЛЬКО САЙТОВ, ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН С ХОРОШИМ НАПОЛНЕНИЕМ И ПРОДВИЖЕНИЕМ, МНОГО ТОВАРОВ, ЦЕНЫ РАДУЮТ ГЛАЗ.
После первого контакта с клиентом ведется переписка на английском и даже частенько на русском языке. Так сказать, со всеми удобствами для покупателя. Все очень жизненно: сразу денег не требуют, ссылаются на недостаток такого-то размера деталей, необходимость дополнительной консультации с инженером.
Иногда предприниматели, конечно, обращаются к посредникам по работе с Китаем. Но когда мы, например, озвучиваем им наши цены, в ответ часто слышим возмущение, мол, мы сами все нашли на «Алибабе», там настоящие цены. Многие даже испытывают гордость от того, что никакая русская фирма на них не заработает. В итоге отправляют деньги, в ответ получают счет-проформу непонятно за чьей подписью, ни о каких договорах, запросах учредительных документов, уставов, проверке фирмы речь вообще не идет. По факту: ни товара, ни денег.
Кейс №4 — Мошенничество по высшему разряду
Клиенты отовариваются не только через интернет, многие любят приехать на место и посмотреть все своими глазами. И, конечно, получают все то, что хотят увидеть. Мошенники арендуют презентабельный офис, везут на производство. С фабрикой в Китае договориться несложно, и вот ты уже якобы руководитель или менеджер крупного завода. Клиенты приезжают, ходят по производству: там стоит оборудование, трудятся китайцы, менеджеры сладко напевают в уши.
Российские предприниматели довольны: жмутся руки, подписываются договора, проводят оплату. Договор, как правило, показательный — на 8-10 страниц, часто даже на двух языках — русском и английском. Многие даже не читают эти договоры, не замечают, что везде стоят разные цифры.
Пришел к нам как-то клиент, заказавший 3 контейнера химсырья из Китая. Рассказал, что лично ездил на фабрику, видел образцы. Характеристики продукции отличные, цена ниже рыночной на 7%. Не сделка, а чудо. На наши предложения провести подробную инспекцию, проверить документы и устав дал категорический отказ. Хотя эти услуги обошлись бы ему всего в $300 плюс оплата проезда сотрудника (в пределах Китая).
Через пару месяцев он позвонил: из Китая пришел мел, все 3 контейнера. Заплатили за мел $53 000. Придраться не к чему: на китайской таможне они задекларировали это как полимерное сырье.
КИТАЙСКАЯ ТАМОЖНЯ ПОЧТИ НЕ ПРОВЕРЯЕТ, ЧТО ВЫХОДИТ ИЗ СТРАНЫ И ЧТО ПОПАДАЕТ В РОССИЮ. МОЖНО БЕЗ ПРОБЛЕМ ЛЮБОЙ ШИРПОТРЕБ ПРОВЕЗТИ КАК ЛЮКСОВЫЙ ТОВАР.
По декларации фабрика чиста: из Китая ушло сырье, а что пришло клиенту — не их забота. В договоре, который принял и подписал клиент, был пункт: «После выхода контейнера с грузом из порта Китая вся ответственность за груз и его доставку переходит на плечи клиента». Потом фабрика перестала отвечать, деньги пропали безвозвратно. Клиент хотел собирать документы, идти с иском в китайский суд, но до разбирательства дело, кажется, так и не дошло.
Кейс №5 — Отличный личный менеджер
Очень популярный вид «развода» связан с личным менеджером. И, к сожалению, не защищены даже те, кто работает с китайским партнером на долгосрочной основе — не год и даже не два.
Был у одной компании личный менеджер: все было прекрасно, решал все вопросы, исправно быстро отвечал, стал уже чуть ли не родным человеком. Российская компания несколько месяцев успешно закупала китайскую продукцию, отправили 8 контейнеров, выезжали и на производство, пили чай с директором, проверяли все документы поставщика. Все супер. И вдруг 4 заказанных контейнера на сумму $89 000 все никак не приходят. Клиент пишет менеджеру, тот извиняется за задержки на таможне, мол, большой поток грузов, предлагает даже оплатить сразу за 5-й и 6-й контейнеры, чтобы потом не было проволочки. И снова тишина.
Российская сторона звонит на завод в попытке понять, что случилось. Оказалось, что их отличный личный менеджер полтора месяца назад уволился, ни про 4 контейнера, ни про $89 000 на заводе никто не знает. Начали разбираться, заметили, что полтора месяца назад началась переписка с нового почтового ящика, похожего на старый. В новом адресе была всего одна лишняя точка, на что никто, конечно, не обратил внимание. Кроме того, за период сотрудничества два раза менялись счета завода, в принципе это нормальная рабочая ситуация, которой и воспользовался предприимчивый менеджер, дав клиенту свой счет. Потерявший бдительность русский бизнесмен ничего не заметил, ничего не проверил, продолжил платить деньги и ждать свой товар. В итоге истек срок давности по платежу, отозвать деньги не удалось.
Хотя была у нас похожая ситуация и с хорошим финалом. Мы закупали для клиента в Китае рукава высокого давления. Перевели предоплату $12 000, после получения уведомления о завершении производства и фотоматериалов партии доплатили еще $40 000 на новый банковский счет, присланный поставщиком. Тут же связались с заводом, спросили, получили ли они деньги. Узнали, что никаких денег не было, а реквизиты у них не менялись. Мы бросились отзывать платеж, пока мошенник не успел снять деньги. В итоге добились возврата в течение 10 дней не только $40 000, но и предоплаты в полном объеме. Клиент свято верит, что это была вовсе не уловка поставщика, а работа хакеров, вклинившихся в переписку. Но концов найти не удалось: хакеры это были или еще один хитрый китайский менеджер, решивший получить легкие деньги.
Если вы решаете начать вести бизнес с Китаем, будьте предельно внимательными, сохраняйте здравый смысл и возьмите на вооружение принцип тотального контроля. Пойдешь вслепую, потеряешь бдительность — и китайская предприимчивость (назовем это так) возьмет верх.
Автор: Елена Яровая, генеральный директор компании «Фар Ист Транс»