Свои люди. Как выбрать посредника в бизнесе с Китаем
Казалось бы, в наше время можно практически во всем обойтись без помощи третьих лиц, достаточно задать соответствующий запрос в поисковую строку. Но, несмотря на то, что рекомендации интернет-пользователей на самом деле могут быть полезны начинающему предпринимателю, применить полученные знания на практике удается не всем. Ведение бизнеса с Китаем — сложный случай, и часто, уже столкнувшись с трудностями, предприниматели обращаются за помощью к посредникам. Однако перед тем, как подписывать договор с посредником, необходимо убедиться в его профессионализме и вообще адекватности. Если хорошая компания поможет клиенту запустить бизнес-машину, то плохая, несомненно, потянет его дело ко дну.
В КНР сегодня можно найти любую продукцию, от простой недорогой одежды до сложного специализированного оборудования. Поэтому, перед тем как начинать бизнес, предпринимателю необходимо определиться, какие товарные группы находятся в зоне его интересов. Чтобы получить прибыль, не нужно пытаться охватить весь ассортимент. К тому же это и не представляется возможным, учитывая огромные производственные возможности Поднебесной и безграничную фантазию китайцев.
Так как этот этап является самой основой будущего бизнеса, то именно здесь часто обращаются к компаниям-посредникам. Опытные специалисты не только подскажут, на какие категории товаров следует обратить особое внимание, но и помогут просчитать экономическую целесообразность поставок, настроить каналы продаж с учетом индивидуальных особенностей выбранных товаров, подключить СРМ-систему или даже создать сайт для более эффективной реализации готовой продукции.
После того как товарная ниша определена, перед предпринимателем встает не менее сложная задача по поиску надежных поставщиков для производства соответствующей продукции. При выборе фабрики важно учитывать все: производственные мощности предприятия, качество выпускаемой продукции, ее стоимость и многие другие факторы. Также нельзя забывать о том, что вместо настоящих производителей предпринимателю могут попасться скамеры, или, говоря простым языком, мошенники.
Компании-посредники хорошо знают рынок производителей и могут найти лучшее предложение среди большого ассортимента по качеству, цене, условиям сотрудничества и так далее. Посредники также могут предложить различные варианты организации поставок для организаций с любым бюджетом и направлениями деятельности, а также удерживать минимальные цены на все виды продукции. За $300-500 клиент получает отчет с подробной информацией о трех-пяти китайских производителях.
Еще одной проблемной зоной, с которой сопряжены самостоятельные покупки китайских товаров, являются особенности китайского менталитета. Предприниматели, которые впервые имеют дело с этой страной, зачастую не могут решить ни одного вопроса без лишних материальных потерь и временных затрат. Китайские традиции и обычаи сильно отличаются от того, что принято в России. Все ритуалы здесь имеют свои особенности, без учета которых наладить плодотворное взаимодействие с китайцами не получится.
Общепринято, что китайский язык является одним из самых сложных языков для изучения. Всего в современных китайских словарях содержится около 87 тысяч иероглифов. И даже зная написание, не всегда возможно понять, о чем идет речь, потому что в системе китайского языка присутствуют многочисленные омофоны и существует четыре тона, от воспроизведения которых зависит смысловая нагрузка фразы. А так как поставщики в КНР общаются преимущественно на своем родном языке, незнание китайского приведет к тому, что продавец просто не поймет, что от него хочет предприниматель и, следовательно, не сможет сделать заказ или произведет совершенно не то, что нужно.
Посредники также решают за предпринимателя с виду незаметные и простые задачи, упущение из виду которых может принести крупные неприятности. Например, по одной китайской традиции у поставщиков принято дарить заказчикам подарки. Только отправляют они их не отдельной посылкой, а вкладывают прямо в контейнер с заказанной продукцией. В результате незадекларированный товар во время прохождения таможни может вызвать серьезные проблемы для предпринимателя.
Все описанные выше проблемы опытный посредник решит без труда. Однако, как уже было сказано, не все участники рынка, предлагающие посреднические услуги, на самом деле обладают необходимыми компетенциями.
Последствиями сотрудничества с непрофессиональной организацией могут стать репутационные и финансовые издержки.
Первые связаны, как правило, со срывом сроков поставок или низким качеством товара, а вторые помимо тех же самых причин имеют в основе своего возникновения еще массу других. Например, плохой посредник зачастую стремится «выжать» из сделки как можно большую прибыль. Если заказчик не уступает и не соглашается на увеличение процента за посреднические услуги, то мошенник (иначе его уже не назовешь) ищет другие способы заработать: выкупает более дешевые аналоги продукции, не проверяет пришедший с фабрики товар, договаривается о дополнительных скидках с производителем, которые кладет в свой карман, завышает стоимость доставки, проводит махинации с курсом валют и т. д. Любое из этих действий может привести к убыткам заказчика, но для непрофессионального посредника это не важно — такие сделки заключаются «на один раз», ради быстрой прибыли.
Чтобы не оказаться в таких опасных руках, в первую очередь необходимо ознакомиться с условиями работы, которые у честных посредников всегда прозрачны и понятны. Далее следует изучить отзывы. Их можно найти как на официальном сайте компании, так и по запросу в интернете или профессиональных сообществах. Чтобы удостовериться, что отзывы не являются подделкой, можно выборочно связаться с одним или несколькими авторами. Многие посредники сами предлагают контакты клиентов, которые могут рассказать о своем опыте и впечатлениях. Обязательно нужно приехать в офис компании, познакомиться с руководством и персональным менеджером лично. Во время этой встречи предприниматель может задать все оставшиеся вопросы, а также более детально обсудить условия взаимодействия.
Автор: Артем Лылык