Питательная среда для нового бизнеса
Те, кто задумывается о создании собственного бизнеса, часто испытывают неуверенность в завтрашнем дне. Но когда они оказываются в кругу таких же людей, пытающихся создать свой бизнес, чувство неуверенности исчезает.
Компании, подобные Greenfield, специализируются на создании атмосферы, комфортной для новичков в бизнесе. Среди не одной сотни проектов, которые прошли через GreenfieldProject, было несколько десятков довольно успешных, которые превратились затем в стабильные бизнесы.
Одна из предпосылок создания подобной площадки для стартапов заключалась в следующем: умных людей много, денег на рынке — тоже, но почему не появляется много интересных новых проектов для бизнеса?
«Мы формируем такую среду, где человек, намеревающийся создать свой бизнес, видит пример успешных бизнес-проектов, — поясняет Петр Татищев, один из трех основателей компании GreenfieldProject. — Это может вдохновить его и вселить уверенность хотя бы в том, что даже в случае неуспеха люди остались на плаву. Наша площадка дает представление о том, что положительных примеров много».
Автор: Наталья Жилкина. Впервые опубликовано в журнале "CIO: руководитель информационной службы" № 5 за 2012 год.
А началось все относительно случайно. Несколько лет назад испанские друзья рассказали Петру о мероприятии, на которое люди собираются в выходные дни и могут за пару дней обсудить интересные идеи, придумать и запустить какой-нибудь мини-бизнес-проект. Так возникла мысль: почему бы не попробовать сделать это в России? «Мне тогда показалось, что в этом нет особенной сложности: пригласить людей, найти место и провести мероприятие, — вспоминает Татищев. — Провести получилось, хотя оказалось, что все не так просто, как изначально думалось. Мы провели первое мероприятие на российской неделе Интернета, проходившей в Экспоцентре на Красной Пресне. Называлось оно i-weekend».
Суть мероприятия заключалась в том, что люди приходили со своими идеями, о которых рассказывали аудитории. Если идея заслуживала внимания, все вместе начинали работать над ней — как одна большая компания. В работе над проектом формировались команды. Одна занималась маркетингом, другая — финансовыми процедурами и бизнес-процессами, третья — программированием, кто-то — дизайном и так далее.
Конечно, первый блин получился слегка скомканным. Потому что, когда собираются 60 незнакомых людей и пытаются что-то сделать за два выходных дня, идеальный проект вряд ли получится. Но какие-то первые шаги в этом экспресс-режиме удалось сделать уже тогда. К тому времени состоялось и знакомство Петра с предпринимателем Ренатом Гариповым, который также планировал создание единой площадки для ИТ-стартапов. Именно из этого проекта родилась компания GreenfieldProject.
«После первого мероприятия i-weekend, — рассказывает Петр Татищев, — мне как организатору довольно часто стали задавать вопрос: когда состоится следующее? Я понял: раз существует такой спрос, надо пробовать дальше».
Первый i-weekend был проведен в 2009 году как часть международного сетевого мероприятия. Название и формат пришли из Испании, но дальше сотрудничество с испанскими коллегами не пошло. «Формат испанского мероприятия, — поясняет Татищев, — не совсем подходил нам: мы хотели внести изменения, но они этому воспротивились. Тогда и придумали GreenfieldProject».
В отличие от испанского прототипа, на мероприятиях GreenfieldProject работают не над одним проектом, а сразу с несколькими, с гораздо большим числом участвующих в них людей и более широким выбором у инвесторов. Каждый, кто заинтересован участвовать в таком проекте, приходит со своей идеей, находит свою команду и включается в работу.
Клубные связи
Поначалу основатели компании GreenfieldProject занимались этим делом в свободное время, но постепенно оно стало приносить деньги, достаточные для того, чтобы двигаться дальше и полностью сосредоточиться на нем. При этом Ренат Гарипов, один из основателей компании, отмечает, что проведение мероприятия не является основой бизнеса компании. Подводная часть айсберга — это консалтинговые услуги для тех, кто в них нуждается. Среди заказчиков Greenfield сегодня есть и зарубежные вендоры, в частности известная телекоммуникационная компания, для которой GreenfieldProject провела несколько конкурсов бизнес-проектов.
Гарипов отмечает, что на рынке немало знающих людей, многие из которых готовы делиться своим опытом с начинающими: «Ведь как устроено наше мероприятие Harvest? Вся история построена на человеческих взаимоотношениях. Все просто: мы приглашаем новых экспертов, человек 20, и каждый из них постоянно работает с кем-то из этих начинающих компаний».
Когда-то на Рената произвела впечатление статья об университетах, один из тезисов которой гласил: число конечных научных разработок пропорционально количеству межвузовских связей. Чем больше связей, тем больше отдача.
«Мы считаем, что история стартапа выглядит примерно так же, — говорит бизнесмен. — Чем больше между людьми одноранговых связей, тем выше результат. Ведь возможность подойти на мероприятии к инвестору, успешному владельцу бизнеса, задать вопрос и получить на него ответ дорогого стоит. Не со всеми российскими предпринимателями можно пообщаться вот так, накоротке. И для проекта очень часто хороший совет даже более важен, чем деньги или прочие материальные ценности. На нашем мероприятии Harvest мы зачастую видим, как люди приходят, делают какой-то проект, а потом через полгода они уже занимаются чем-то другим, но из отношений с людьми, с которыми они познакомились на нашей площадке, что-то выросло».
Мероприятия Greenfield имеют несколько форматов для людей, бизнес которых находится на разных этапах развития. Например, формат «poSEEDelki» (от английского термина «seed capital») интересен тем, кто владеет идеей, но не вполне понимает, что с этим делать дальше. На «poSEEDelk'ах» есть возможность пообщаться, обсудить идею, о которой обычно дискутируют дома, максимум — в кафе с друзьями. На «poSEEDelk'ах» создается неформальная обстановка, где 30–50 заинтересованных посетителей мероприятия могут обсуждать несколько разных идей. Те концепции, которые после этого не отвергаются, могут стать в дальнейшем основой для бизнеса.
Мероприятие следующего уровня — Harvest. В его основе — командная работа с достижением каких-то первых результатов. Когда команда складывается и делает какие-то реальные вещи, она выходит на мероприятие еще более высокой ступени.
«Главное мероприятие этого проекта мы назвали harvest, — поясняет Петр Татищев. — Оно проводится в так называемые «рабочие выходные», когда люди собираются и вместе трудятся над проектами». Это шоу, на котором команды демонстрируют проекты, уже запущенные и находящиеся обычно на самом раннем этапе. Создатели бизнеса хотят понять, как пользоваться той информацией, которую компания получает от рынка. А это уже означает необходимость пообщаться более предметно с экспертами о каком-нибудь проекте. «Посиделки» проходят раз в две недели, Feedback — ежемесячно, harvest — раз в квартал.
КОГДА-ТО НА РЕНАТА ПРОИЗВЕЛА ВПЕЧАТЛЕНИЕ СТАТЬЯ ОБ УНИВЕРСИТЕТАХ, ОДИН ИЗ ТЕЗИСОВ КОТОРОЙ ГЛАСИЛ: ЧИСЛО КОНЕЧНЫХ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК ПРОПОРЦИОНАЛЬНО КОЛИЧЕСТВУ МЕЖВУЗОВСКИХ СВЯЗЕЙ. ЧЕМ БОЛЬШЕ СВЯЗЕЙ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОТДАЧА.
Среди сотен проектов, которые прошли через площадку GreenfieldProject, было несколько десятков довольно успешных, превратившихся в стабильные бизнесы.
Экспертное сообщество
Существует несколько ролевых моделей экспертов. Есть те, кто в своих предметных областях может оказать помощь в разработке продуктов, подсказать, какими инструментами нужно воспользоваться, помочь с дизайном, маркетингом.
А есть иные ролевые модели: предприниматели, которые уже построили бизнес, могут не только вдохновить, но и оказать комплексную поддержку, показать, как строить бизнес, предупредить, на какие «грабли» они в свое время наступали на самых разных этапах работы компании — от разработки ключевого продукта до его запуска, финансирования и так далее. И это более сильные мотиваторы.
С компанией GreenfieldProject сотрудничают две–три сотни экспертов. Естественно, не все они появляются одновременно и каждый раз: конечно же, происходит ротация. Сотрудники GreenfieldProject направляют их в те проекты, которые нуждаются в подобной экспертизе.
Примеры идей
GreenfieldProject — очень гибкая площадка, которой ничто не мешает объединяться с другими такими же компаниями для усиления эффекта, возникающего на пересечении более крупных потоков людей с идеями. В конце марта состоялось мероприятие First Russian Co-investment Day, организованное совместными усилиями трех компаний: американской StartupMonthly и двух российских — Академией проектов FARMINERS и GreenfieldProject. На нем присутствовали предприниматели с проектами, инвесторы и даже эксперты. В одну только группу инвесторов записалось около 50 компаний, среди которых — Renaissance Capital, РВК, Almaz Capital Partners, Microsoft Russia Seed Fund и многие другие.
Вот лишь несколько примеров проектов, представленных на Co-invest day (свои проекты в тот день презентовали 30 компаний).
My-Apps — конструктор, с помощью которого любой человек без навыков программирования или дизайна способен создать собственное мобильное приложение всего за пять минут. Продуктом компании Octopod является универсальная платформа для создания приложений, позволяющая адаптировать любые услуги или бизнес-процессы к использованию на мобильных устройствах для работы в любых популярных операционных средах.
Prognolic — новый способ принятия инвестиционных решений. Этот сервис измеряет статистику успешности рекомендаций, которые дают аналитики Wall Street. Пользователь Prognolic может следовать рекомендациям аналитика, наиболее успешного в определенной области или секторе экономики.
FreeBrie — распределенная система синхронизации и резервирования данных. Поделившись ресурсами своего компьютера, пользователь добавляет его в глобальное «облачное» хранилище и может хранить там свои данные. FreeBrie — это отсутствие ограничений обязательных платежей: выделив больше места у себя, получишь больше места в «облаке». Кроме того, все файлы будут синхронизированы между всеми вашими компьютерами, сколько бы их ни было.
У посетителей подобных мероприятий может быть разная мотивация. Помимо основной цели — поиска инвесторов и объекта для инвестиций — здесь также работает механизм нахождения экспертов, в том числе кадровыми агентствами. Уже замечено, что ведущие «охотники за головами» посещают подобные мероприятия с целью скрытого поиска специалистов (head hunter), потому что сюда приходит много умных и мотивированных людей. Конечно, не все они будут создавать собственные проекты, и это хорошая возможность для того, чтобы заполучить их себе.
16/05/2012