Бизнес «с нуля»?! (как создать бизнес без вложений)
Желание начать бизнес - это много, но ещё не всё. Вслед за этим желанием в голову обычно приходит неромантичная мысль: нужны деньги. Причём много. Стартовый капитал. А его-то как раз и нет. В этом убеждено большинство людей, и это убеждение не позволяет им действовать.
В то же время есть люди, которые не рассуждают о том, как плохо устроена жизнь, и что «не судьба» им начать своё дело, а начинают действовать. И у них получается! Вопрос: кто же прав?
Конечно, не всякое дело можно начать без затрат. Так, если вы решите организовать производство какой-то продукции, потребуется соответствующее оборудование, помещение, сырьё, материалы.
Для того, чтобы заняться розничной торговлей потребуются уже меньшие средства: на первичную закупку товаров или сырья, помещение для магазина (или как минимум палатку или место на рынке).
А вот чтобы заняться оказанием услуг, часто оказывается достаточно собственных мозгов, рук, желания и нескольких десятков USD на первичную рекламу. То же касается посреднической деятельности.
К тому же во многих видах бизнеса - даже тех, организация которых требует, казалось бы, существенных вложений - можно найти возможность свести эти вложения к минимуму.
Шутки ради - такой пример: сколько нужно вложить в бизнес по постройке и продаже яхт? На оборудование - не так уж много, но нужно ведь построить первую яхту - чтоб было, что продавать. Итак, тысяч сто. А что, если вы получите заказ на строительство яхты - по предоплате, конечно? Всё уже становится вполне реальным, не так ли?
Кто-то может возразить, что даже если и так, в любом случае нужен офис, офисная техника, реклама, деньги на зарплату персоналу...
А почему вы считаете, что это - непосильная для вас сумма? Просто потому, что «это же и так понятно»?
Задумаемся...
Затраты на оборудование во всех рассмотренных в этой книге и во многих других проектах минимальны. Основное, без чего не обойдётся ни одно дело, - это наличие достаточно мощного компьютера и домашнего телефона. Но это сегодня есть практически в каждой семье. Если нет, можно обратиться в службу проката разной техники, в том числе компьютеров.
Даже в тех случаях, когда требуется специальное оборудование, очень часто можно «уложиться» во вполне приемлемую сумму.
Помещение? Оно, конечно, необходимо. Но для реализации очень многих идей в первое время оказывается вполне достаточно собственной квартиры. Кстати, по оценкам экспертов США, около 20% новых малых предприятий управляются их владельцами из дома. По Украине точных сведений нет, но, надо полагать, этот показатель ещё выше. А при необходимости можно арендовать небольшую комнату в офисном здании или снять однокомнатную квартиру.
Одному моему знакомому (сейчас достигшему немалого успеха в сфере консультационных услуг) повезло сразу после открытия предприятия найти очень солидного клиента. Представившись серьёзной организацией, но, фактически, не имея ничего, он решил просто «сделать вид». Вложив все средства в аренду и ремонт помещения, он перенёс туда свой единственный компьютер и два телефона, взял напрокат у друга ещё один компьютер, принтер и сканер. Посадил в секретарское кресло одну из своих знакомых и в таком вот виде принял клиента. Заказ на свои услуги он тогда получил и, кроме того, получил первого постоянного клиента - и первые доходы.
Ещё одна возможность - так называемая «телеработа», которая становится сегодня всё более и более популярной. Суть её в том, что предприниматель нанимает работников, которые работают не в офисе, а из собственного дома. Так могут работать и менеджеры по продажам, и бухгалтер, и переводчик, и программист, и даже рабочие (например, многие владельцы ателье покупают швейное оборудование и устанавливают его в квартирах своих швей). Даже секретарь может быть надомным - был бы телефон! Таким образом, предприниматели экономят большие средства, нанимая работников, которым не нужны офисы и мебель.
Что касается кадров и зарплаты. Мы привыкли считать: фирма - значит, толпа работников, директор, бухгалтерия, секретарши.. И всем нужно платить зарплату. А ведь поначалу все эти люди просто не нужны. Вы сами можете быть одновременно и директором, и бухгалтером, и организовывать рекламную кампанию, и искать клиентов. Работы в первый период будет не так много, чтобы за это стоило платить наёмным работникам. Если у вас найдётся знакомый- единомышленник - идеально. Скорее всего, на начальном этапе вам больше никто и не понадобится.
Другой вариант - семейное дело. Например, у меня есть знакомый предприниматель, у которого бухгалтер - жена; непосредственно работает с клиентами - тесть; водитель - двоюродный брат. Сам он - директор всего этого и, кроме того, занимается рекламой.
О рекламе и говорить нечего - существует огромное количество способов разрекламировать и продавать свой товар (услугу) практически без затрат.
Даже в тех случаях, когда на первый взгляд большие затраты кажутся неизбежными, стоит подключить к этому вопросу творчество и изобретательность - и выход, вполне вероятно, найдётся. Пример тому - данная книга. Если просмотреть содержание, покажется, что многие из описанных в ней проектов требуют значительно больших вложений, чем 5000 USD (ограничение этой книги). Но если подумать. То же самое дело можно немного изменить, посмотреть с другой стороны на его организацию - и затраты окажутся минимальны. Как?
Например, понятно, что для создания собственного бильярдного клуба нужны весьма и весьма существенные вложения. Но если всё же бильярд - ваша страсть, и вы хотите заняться этим делом, как начать его, вложив 2000 USD?
А возможно ли создать собственную строительную компанию (да-да, и строить самые настоящие дома), имея 3000 USD?
Или как заняться издательской деятельностью, вложив несколько сотен? Или как...
Если нет средств на открытие ресторана или кафе - предложите людям доставку обедов на дом или в офис, и вам потребуется только закупать продукты, и то ровно столько, сколько вам заказали. Стартовые вложения - менее 100 USD на рекламу.
Нет возможности оплатить помещение для открытия магазина - подумайте о торговле по почте или в виртуальном магазине, или о торговле по каталогам.
Организовать мебельное производство не по карману - займитесь «перетяжкой» и реставрацией мебели или изготовлением её на заказ. Опять - менее 100 USD на рекламу, ведь вся работа ведётся по предоплате. А изготовление мебели на заказ - разве это не серьёзный бизнес?
В общем, нужно просто определить, какие расходы составляют стартовый капитал, а потом поискать способы обойтись без этих расходов или снизить их. Очень часто это удаётся.
... на третьем курсе института я вдруг понял, что не хочу учиться для того, чтобы после получения диплома «устроиться» на хорошую работу, в течение тридцати лет ежедневно ходить туда к 8-30 утра, в 18-00 отправляться домой, получать установленную шефом зарплату такого-то числа каждого месяца и нарабатывать стаж, чтобы обеспечить себе хорошую пенсию. Не хочу - и всё. Надо было решать, чем же я в таком случае буду заниматься. Ни собственных денег, ни богатых родителей у меня не было, поэтому надо было придумать что-то такое, что можно начать практически с нулевым капиталом. Учась на экономическом факультете, я решил, что самым лучшим будет попробовать свои силы в области рекламы. К счастью нашёлся единомышленник, с которым мы и основали рекламное агентство. Учитывая то, что арендовать офис мы не стали, все стартовые затраты составили около 50 долларов - на печать рекламных листовок нашей «фирмы».
Вначале наша работа заключалась в посредничестве. Получая заказ и не имея оборудования, чтобы выполнить его самостоятельно, мы передавали его одной из рекламных фирм города, клиенту же устанавливали цену процентов на тридцать выше.
Потом появился чёрно-белый принтер - и мы стали печатать всем желающим визитки. Потом - цветной принтер - и ассортимент наших визиток расширился. Потом поступило несколько заказов на рекламные конструкции из пластика - и мы решили освоить это дело - благо, никакого оборудования кроме острого ножа и собственных рук не требовалось... А спустя некоторое время мы приобрели подержанный печатный станок, чтобы стать настоящей типографией...
Вот реальный пример того, как практически «на пустом месте», на одном энтузиазме и амбициях, был создан вполне доходный бизнес, выросший в настоящую типографию с собственным оборудованием и приличными доходами.
Рекламное агентство - лишь один из сотен способов начать, не имея капитала. Дело лишь за тем, чтобы увидеть эти способы.
Например, решив создать собственное дело и подсчитывая, какая сумма для этого необходима, вы могли бы рассуждать следующим образом:
Бизнес в сфере общественного питания - что тут можно сделать? Открыть ресторан или кафе - не по карману. Киоск с хот-догами - тоже. Но ведь можно дать в местные газеты объявления о доставке готовых обедов людям на дом или в офис? Реклама - 50 USD (на объявления в газетах) плюс можно прозванивать фирмы (это вообще бесплатно); готовить пока жена сможет, организаторские вопросы - на мне. Помещение - понятно, наша квартира. Итого стартовых затрат - меньше 100 USD. А там, глядишь, и средства для более серьёзного бизнеса заработаем.
Собственный бильярдный клуб? Помещение - пока недоступно. А что если договориться о размещении моего стола в помещении уже существующего кафе или ресторана? С разделением доходов, скажем, пополам. Для них это выгодно - привлечение дополнительных клиентов. Стол и аксессуары - около 2000 USD. Плюс 100 USD на рекламу. Вполне реально!
Дальше в этой книге вы найдёте множество таких бизнес-идей - требующих очень низких (от нуля до полутора - двух тысяч долларов) стартовых вложений. Но, прежде чем перейти к следующему разделу, задумайтесь вот над чем. Отсутствие капитала - это не досадная помеха созданию своего дела.
Напротив, бизнес с небольшими вложениями - это необходимая ступенька вашего развития как бизнесмена.
Я убежден, что для большинства начинающих предпринимателей большие изначальные деньги просто губительны. Не зря ведь народная молва рассказывает о том, что без опыта и связей человек часто становится жертвой обмана, теряя потом машину, квартиру и прочее.
Но только молва эта упускает промежуточное звено: получается, «прогорел» - потому, что вообще начал бизнес. А ведь не в этом причина. «Прогорел» - потому, что опыта не хватило, знаний. Не потому теряет, что много вложил, а потому, что не вовремя размахнулся. Ему бы (даже если у него миллион лежит в банке) вложить пару тысяч - разобраться, что к чему, повкалывать одному и за секретаршу, и за бухгалтера, связи наладить, знакомства, посчитать каждую копейку...
У бизнеса тоже должно быть детство, если вы хотите, чтоб он «вырос» таким, как надо. Для предпринимателя начало с минимальными вложениями - это своего рода тренинг, школа бизнеса, из которой он получает весь необходимый опыт - и движется дальше.
Можно, конечно, взять большой кредит, вложить его разом в новое дело и добиться успеха - случается и такое. Но бизнес, выросший на пустом месте в короткий срок - может оказаться хрупким, как карточный домик. Любое непредвиденное обстоятельство, как дуновение ветра, может все разрушить.
Потому я и считаю необходимым строить бизнес постепенно, закладывая под будущее здание вашего дела основательный фундамент. Строя такой дом, вы приспосабливаетесь под различные колебания окружающей среды и укрепляете стены вашего бизнеса именно там, где нужно.
Источник: Э