Запуск стартапа в Китае: плюсы, минусы, подводные камни
Зачастую многие предприниматели задумываются о том, чтобы начать новый проект за пределами России. Помимо традиционного западного направления, взор стартаперов устремляется на Восток, в частности, в сторону Китая, экономика которого переживает бурный рост. Стоит ли запускать проект в Поднебесной?
Китай является одной из самых привлекательных стран для открытия бизнеса. Численность населения достигла 1,3 миллиарда человек, при этом Поднебесная — это мир, отличный от европейского, со своими законами и обычаями. На первый взгляд может показаться, что корпоративный мир Китая состоит из крупных фирм и агрессивных корпораций. Отчасти это так, однако всё не так просто.
Рассматривать экономику Китая лишь в аспекте аграрного рынка неправильно: страна является живым примером экономического чуда последней четверти века. Местное правительство активно поощряет иностранный бизнес и предоставляет систему льгот и инвестиций, особенно в слаборазвитых районах страны. КНР является самой успешной коммунистической страной — и вместо того, чтобы пугаться подобного режима, стоит увидеть в этом возможность. Бизнес в Поднебесной может показаться не таким уж привлекательным, но в перспективе он может оказаться очень успешным и процветающим.
Климат
Для многих предпринимателей погодные условия являются очень важным фактором для ведения бизнеса. Именно поэтому многие стартапы предпочитают переехать в Таиланд и работать в тропиках, избегая холодных зим и постоянных дождей. Большая часть территории Китая находится в северной умеренной зоне, в то время как южная часть — в тропическом или субтропическом поясе. На севере Китая лето засушливое и душное, а зима холодная. В Центральном Китае лето длинное, жаркое и влажное, а зима короткая и холодная. На крайнем юге страны лето долгое, влажное и жаркое. Несмотря на то, что зима в южном регионе короткая, с мая по август проходит сезон дождей, который сопровождают тайфуны с июля по август.
Льготы
Существуют так называемые инвестиционные зоны, при ведении деятельности в которых предприниматели получают налоговые послабления. Такие льготы варьируются в зависимости от промышленного сектора:
Если иностранная компания инвестирует в инвестиционную зону, то может снизить налог на прибыль компании с 30% до 15%
Полное освобождение от налога возможно на срок до 2-х лет, с последующим уменьшением налога на 50% в течение 3-х лет. Например, два года компания освобождена от налогов на прибыль, затем ставка становится вдвое меньше обычной, то есть 7,5% на срок до трех лет.
Если ваша технология была признана китайским правительством передовой, то возможно продление льготного периода.
Еще одной привлекательной вещью инвестиционных зон является возврат налога.
Есть два вида возврата налогов:
При реинвестировании прибыли в свою компанию или другое предприятие инвестиционной зоны, вы получаете сорокапроцентное возмещение по налогу на прибыль.
При реинвестировании прибыли в экспортно-ориентированное предприятие или сферу высоких технологий, вы получаете возврат по всей сумме корпоративного налога, выплаченного по сумме реинвестирования.
Существуют различные инвестиционные зоны:
— Специальная Экономическая Зона (СЭЗ)
— Открытые Города (ОГ)
— Зоны экономического и технологического развития (ЗЭТР)
— Зоны развития высоких технологий (ЗРВТ)
— Зоны свободной торговли (ЗСТ)
— Особые Экспортные Зоны (ОЭЗ)
У каждой зоны есть свои преимущества, поэтому при открытии бизнеса нужно изучить и выбрать именно ту, которая является наиболее подходящей — для стартаперов лучше всего подойдет Особая экономическая зона. К ней относятся Шэньчжэнь, Сямынь, Чжухай, Шаньтоу и Хайнань, которые были сформированы в 80-х в качестве первых попыток Китая создать инвестиционные зоны. Власти каждой области получали дальнейшую независимость в разработке и развитии соответствующих областей. После вступления во Всемирную Торговую Организацию список предоставляемых льгот сократился, однако многие зоны сохраняют свою привлекательность. Например, Шэньчжэнь привлекает стартаперов со всего мира, мечтающих о проекте в области электроники. Конечно же, всегда остается языковой барьер, с которым нельзя не считаться. Есть два пути: или учить язык самостоятельно, что может занять несколько лет упорного труда, или нанять переводчика.
Если вы всё же решили запускать свой проект в Китае, то стоит определиться с тем, что вы умеете лучше всего или чему могли бы научиться за короткий промежуток времени. Предпринимательство является очень сложным делом, особенно в условиях проблем, связанных с переездом в другую страну со своей культурой и особенностями. Китай, из-за своего многочисленного населения и ограниченных ресурсов, является весьма конкурентным обществом. Тем не менее, если у вас развито стратегическое мышление и хватит смелости для воплощения своей идеи, всегда можно найти ниши, которые ждет взрывной рост.
Конечно, не каждый может похвастаться тем, что успел построить многомиллиардную компанию. Например, компания ChinaNetCloud, провайдер в сфере облачных технологий, была основана американцем по имени Стив Мушеро, который много лет работал ИТ-консультантом в США. Позже он переехал в Китай, где занимал должность технического директора Youku (китайский аналог Youtube) и заметил проблему — отсутствие инфраструктурных услуг среди китайских компаний. ChinaNetCloud появился благодаря опыту Стива в Youku, но без опыта в области ИТ-консалтинга он, вероятно, не смог бы добиться успеха. Единственным исключением могут быть новые области, которые только развиваются, и в которых ни у кого еще нет реального опыта.
Также немаловажно найти местного партнера. Многие ошибочно полагают, что этнические китайцы, имеющие паспорт Гонконга или Тайваня, могут подойти на эту роль. Вряд ли это хорошее решение. Кроме того, играет роль социальный статус партнера. Если он, например, входит в «мафию Цинхуа» (Цинхуа — самый престижный университет Китая, аналог MIT) или успел поработать в таких корпорациях, как Baidu или Tencent, то это равносильно выпускнику Berkeley или бывшему работнику Google в США. Более того, зачастую команды экспатов не достигают успеха исключительно на внутреннем рынке Китая, так что имеет смысл создавать продукт в Поднебесной, а продавать и развивать его на Западе.
Отправляясь в Китай, используйте все лучшие качества корпоративной культуры Запада. Китайская культура запуска продукта очень ожесточенная и сопровождается текучкой кадров, недобросовестными действиями конкурентов. Привнеся более лояльную бизнес-культуру, вы можете использовать ее в качестве мотивации для найма профессиональных сотрудников и увеличения производительности продукта. Зачастую ваша европейская внешность может стать преградой, так как многие не захотят иметь дело с иностранцами. В таком случае есть смысл найти местного партнера, о котором уже упоминалось выше, чтобы он руководил процессом. Найдите отрасль, где ваша европейская внешность может стать плюсом.
Начинать стартап в Китае в качестве экспата очень сложно, но возможно. Достаточно посмотреть на истории известных китайских корпораций: многие из них являются продуктом совместных усилий местных предпринимателей и западных партнеров. Джек Ма, глава Alibaba Group, не смог бы достичь успеха без китайца тайваньского происхождения Джо Цая, который получил образование в Йельском университете. Джо пришел в компанию, которая на тот момент еще не приносила прибыль, и усовершенствовал корпоративное управление совместно с рабочими процессами так, что впоследствии Alibaba смогла привлечь инвестиции из США и Тайваня. Пони Ма, глава Tencent, не смог бы обойтись без стратегического видения президента Tencent Мартина Лау, директора по международному развитию Дэвида Валлерштайна и директора по стратегии Джеймса Митчела, бывшего талантливого аналитика из Goldman Sachs.
Возможно, эти люди не были в компании с самого начала, но благодаря их опыту и видению продукта такой союз Востока и Запада привел к невероятному успеху.