Как правильно оценивать трекшн стартапа при помощи поисковых запросов
Известный предприниматель и технобизнесмен Эндрю Чен решил порассуждать о том, как лучше оценивать успешность проекта. Может, есть ещё что-то за гранью упоминаний в медиа, ретвитов и количества просмотров главной страницы проекта?
Шум в прессе не повышает шансы проекта на успех
Трекшн — это всё, и очень легко спутать шум в прессе с настоящим успехом продукта. Авторы статей в блогах и СМИ обожают свежие идеи, которые будут круто выглядеть на полосах их изданий; особенно, когда об этих идеях рассказывают успешные предприниматели. Однако, когда вы занимаетесь разработкой продукта или инвестициями, очень важно понимать, что на самом деле работает, а что нет — и здесь недостаточно опираться на публикации.
Эта статья пытается ответить на вопрос о том, как определить, работает ваш проект или нет. Самый простой, быстрый и бесплатный способ исследовать обратную связь о проекте (или конкурентах) — Google Trends («Подбор слов» от Яндекса подходит тоже). Этот сервис позволяет отслеживать, сколько пользователи генерируют поисковых запросов по нужным вам словам, и, соответственно, как снижается или повышается интерес к продукту/сервису/компании/человеку.
Есть несколько типов запросов, например, информационные, навигационные или транзакционные. Из них навигационные наиболее точно отражают потребности пользователей. Люди ищут «вконтакте», «твиттор», «цукерберг позвонит» или «википедия», если хотят сразу перейти на сайт — это, определённо, неплохой показатель приверженности бренду. Если график по таким запросам параллелен оси абсцисс или вообще идет на спад, значит, у вас есть проблемы.
Интерес потребителей — главный индикатор, уникальные посетители — второстепенный
Причина, по которой график навигационных запросов несет такую пользу, заключается в том, что он частично нейтрализует три главных трафика, которые часто недостоверны, неустойчивы и подвержены искусственной инфляции:
Платная реклама, где расходы часто превышают общую пользу от приобретённых пользователей. Или, как часто происходит в мобильной сфере, куча объявлений, которую покупают, чтобы попытаться вывести приложение в топ.
Фарминг контента, когда создаётся очень много страниц низкого качества. Хотя множество пользователей рано или поздно оказываются на таких страницах в результате поискового запроса или нажатия куда-то, они не знают (и не волнуются, в общем-то), что находятся там — то есть они не являются долговременными пользователями или клиентами.
Drive-by трафик, который часто выглядит, как фото/видео хостинг, или iframe, на который люди кликают из твиттера, фейсбука или любого другого социального канала. Как и в случае с фармингом контента, люди не очень сильно вовлекаются.
В идеальном случае, мы хотим увидеть долгий и гладкий рост трафика, который строится на протяжении месяцев и лет, а не внезапный пик, полученный подозрительными методами.
Эта кривая пользовательского спроса — на самом деле основной индикатор трафика. Как правило, если график продолжает расти вправо и вверх, то компанию можно считать достаточно здоровой. Если график, наоборот, убывает, то это очень дурной знак — вне зависимости от того, сколько там о компании пишут в прессе.
Сезонное увеличение трафика
Одна из лучших вещей в Google Trends — гранулярность, можно как угодно изменять масштаб по времени или запрашивать разбивку по странам. Так, можно обнаружить два основных типа сайтов:
- Сохраняющие время, которые вы используете с понедельника по пятницу и которые помогают вам делать работу;
- Пожирающие время, которые вы посещаете по вечерам или по выходным — пик посещаемости приходится на субботу и воскресенье, а по будням график плоский.
Совмещайте с другими статистическими сервисами
Конечно, в этом методе есть много «но». Поисковые запросы будут расти даже при использовании неустойчивых методов, просто потому что больше пользователей открывают для себя бренд. Так же, большая проблема в том, что мобильные приложения не так сильно выигрывают от поискового трафика, как сайты — из-за того, что содержимое приложений не индексируется.
Таким образом, стоит помнить, что этот аналитический метод больше всего подходит для веб-ориентированных продуктов. Чтобы получить более точную статистику, можно воспользоваться AppAnnie или Quantstat. AppAnnie, к примеру, неплохо показывает рейтинги приложений и их изменения со временем. Это может быть очень полезным в сочетании с Google Trends.
Популярность продуктов, которые поддерживают авторизацию через Facebook, можно отследить через статистику этой соцсети. Ещё есть сайты Quantcast и Compete — они бесплатны и позволяют оценить месячную аудиторию веб-проектов, хотя они работают по тому же принципу, что и Alexa — то есть особо точной информации от них ждать не приходится, но примерную оценку можно получить.
Можно также искать по Twitter. Так, очевидно, делают SMM-профессионалы, работающие на «Мегафон», «Эльдорадо», «Пятёрочку» и прочие столпы российского бизнеса.
"Интерес потребителей — главный индикатор, уникальные посетители — второстепенный" - согласен с этим. Очень часто новые посетители (и в реальности, а не на сайте) оказываются совершенно случайны.