Как видеть насквозь своих сотрудников
Работодатели могут многому научиться у тайных агентов, утверждает Лео Мартин (Leo Martin). В своей книге бывший секретный агент объясняет, как можно досконально разобраться в своих сотрудниках. О ней рассказал немецкий сайт Wirtschafts Woche Heute.
Большое количество недоразумений и конфликтов происходит по одной причине: принято считать, что другие люди смотрят на вещи так же, как мы сами. Но это не так. Тот, кто видит другого человека насквозь, уже имеет преимущество.
Лео Мартин как раз тот человек, который видит насквозь других людей. По крайней мере, так говорит о себе сам бывший секретный агент. Теперь он пишет научно-популярные книги, работает как наставник и тренер, а также учит руководящих сотрудников тому, как подсознательно происходят процессы мышления и действия.
Научился он этому всему за время своей десятилетней работы в контрразведке. Мартин был экспертом по организованной преступности и занимался вербовкой тайных информаторов. Для этой профессии способность мгновенно оценивать людей имеет решающее значение. И этому можно научиться, утверждает Мартин в своей новой книге «Я вижу тебя насквозь» (Ich durchschaue dich!)
При этом он прибегает к помощи распространенных и не очень сложных данных из области психологии, а также из сферы нейролингвистического программирования (НЛП), которое представляет собой метапрограмму, применяемую в психологии, в терапии, в тренировочном процессе, а также в области менеджмента. К этому теоретическому основанию автор добавляет выводы, полученные при изучении лжи американского ученого Пола Экмана (Paul Ekman), и вот готов справочник для тех, кто хочет досконально разбираться в людях, а автор добавляет в него криминальные анекдоты из своей практики работы в качестве секретного агента. Секретный агент Мартин встречается с тайным осведомителем Тиховым (Tichow), работавшим в качестве курьера и перевозчика денег на русскую мафию и обладающим великолепными связями в организованных преступных группировках. Из этой встречи с тайным осведомителем возникает потрясающий криминальный роман, постоянно прерываемый короткими аналитическими выводами, в которых автор объясняет свои приемы.
Динамичный переход от криминальной истории к информационной части вызывает интерес у читателя, хотя и требуется определенное время для того, чтобы как следует вчитаться. Полезно то, что в книге используются два различных шрифта, и таким образом оптически разграничены главы, посвященные криминальному сюжету и теоретическим выводам.
Деталь или беглый взгляд?
По типу отношения людей к происходящим в мире событиям Мартин различает две основные группы: в одну из них входят те, кто проявляют интерес к деталям, а к другой относятся те, кто отдают предпочтение беглому взгляду. Проявляющие внимание к деталям люди, эти типы с лупой в руках, предпочитают копаться в мелочах, на основании которых они составляют себе представление о целом.
Они нуждаются в большом количестве информации. В рабочем процессе подобные люди часто сконцентрированы на том, чтобы результат соответствовал изначальным требованиям и в глубине. Но они также ожидают, что подобного рода детальная работа будет по достоинству оценена. Такие сотрудники не любят перерывов в работе.
Совершенно иначе ведут себя «широкоугольники», то есть люди, ориентированные на быстрый взгляд. Им не нужны детали, и они предпочитают сразу же получить общее представление. Фокусировка на деталях мешает их мыслительному процессу. Они хотят заниматься существенными вещами, работать над узловыми моментами, а потом уже настает очередь всего остального.
Большинство людей владеют как детальным подходом, так и возможностью охватить предмет быстрым взглядом, применяя их в зависимости от ситуации. Но у основных типов явно доминирует один из подходов.
Люди дела, контактные личности и аналитики
Если теперь типы с лупой в руках будут работать вместе с «широкоугольниками», то команда может хорошо взаимодействовать – но для этого нужно точно знать, кто и какие подходы использует. Поэтому руководители предприятий при приеме сотрудников на работу должны обращать внимание на то, к какому типу следует отнести соискателей. Так как можно сохранить много усилий, если понимать, какие ожидания имеются у другого человека и каковы его взгляды на мир.
Кроме того, Лео Мартин различает людей дела, контактных личностей и аналитиков. Это деление основывается на триединой концепции мозга (Triune-Braine-Konzept), разработанной американским исследователем Полом Маклином (Paul D. MacLean). И здесь речь идет об упрощенных прототипах, на основе которых можно объяснить и распределить по категориям варианты поведения человека. Люди дела – это, скорее, склонные к доминированию лидеры. Как правило, они обладают сильной волей, осознанно относятся к власти и настроены целеустремленно, а также обладают импровизационным талантом. В отличие от этого, так называемые контактные люди, скорее, готовы оказать помощь, и это для них главное. Они обладают чуткостью, часто их очень любят, однако они избегают конфликтов. Тогда как аналитики – это кукловоды, предпочитающие оставаться в тени. Эти люди ведут себя сдержанно и рассудительно. Они анализируют ситуацию и действуют в соответствии с разработанным планом.
Примеры не так легко использовать
Мартин описывает, как можно завоевать расположение людей с определенными доминантными признаками и как ими управлять. К людям дела надо обращаться уверенно, контактных людей можно привлечь искренним интересом к их личности, тогда как завоевать расположение аналитиков следует, прежде всего, с помощью ясной коммуникации на деловом уровне и детальной информации.
Автор описывает лишь в общих чертах, как ведут себя эти люди в критических ситуациях, и как можно распознать ложь и неправду. К сожалению, книга не содержит всего того, что она обещает. И примеры из жизни организованной преступности с трудом переносятся на реальные рабочие будни. Кроме того, по многим пунктам Мартин ограничивается лишь обобщениями. В любом случае автору этой статьи после прочтения его книги так не удалось научиться видеть людей насквозь.