Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочки
В последний день новогодних каникул, 8 января 2020 года были подписаны Постановления Правительства РФ №1953, №1956, №1957, №1958 об утверждении правил маркировки духов и туалетной воды, фотоаппаратов, шин и изделий легкой промышленности. Соответствующие документы были тут же опубликованы на официальном интернет-портале Правительства России. Уже сейчас в государственной системе маркировки и прослеживания товаров зарегистрировано 136 495 российских и международных компаний.
Напомним, что первой категорией товаров, подлежащих обязательной маркировке, стали шубы и меховые изделия – их начали маркировать в августе 2016 года. В марте 2019 началась маркировка табака, в июле – обуви, в октябре лекарств по программе 7ВЗН.
Таким образом, федеральный проект по созданию единой сквозной системы прослеживаемости товаров народного потребления не снижает оборотов, и всем участникам товарной цепочки – от производителя к ритейлеру – нужно понимать, какие преимущества новая система предоставит рынку, и (что особенно важно) с какими рисками связана.
Консолидация рынка
Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic усматривает в введении маркировки товаров несколько рисков, многие из которых, в первую очередь угрожают малому и среднему бизнесу. Небольшие компании не располагают достаточными человеческими и финансовыми ресурсами для системной реализации необходимых обновлений.
«Вводимая на некоторые категории товаров прослеживаемость повлияет не только на увеличение их стоимости. Вполне ожидаема консолидация рынка этих товаров через крупных дистрибьютеров и производителей. Потому что для запуска маркировки недостаточно покупки агрегируемого кода в системе «Честный знак». Очень важно также наладить IT-систему, которая соединит базу данных локального производителя или импортера с ERP или WMS логистического провайдера, а также с ЦРПТ.
Для последующей реализации товара нужен переход на электронный документооборот, для которого необходимы человеческие и финансовые ресурсы, которыми не владеет мелкий и средний бизнес. Поэтому риск ухода с рынка таких предприятий довольно высок.
Согласно нашим расчётам, доставка мелких партий товаров с учётом маркировки может подорожать на 20-25%», – считает Алексей Мисаилов.
Контроль
Анаит Василян, руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA, в первую очередь, связывает внедрение системы прослеживаемости разных товарных групп с необходимостью реализации дополнительных механизмов контроля, что может привести к задержкам в действии существующих логистических цепочек, и продолжительным проверкам.
«Нанесение маркировки, безусловно, является трудоёмким и дорогостоящим процессом для всех участников рынка, – считает Анаит Василян.
Для производителя это дополнительная и существенная работа: приобретение сопутствующего оборудования, подбор или обучение персонала. Нанесение обязательной маркировки по Техническим Регламентам Таможенного Союза (ТР ТС) было крайне сложным процессом и для производителей. Многие просто отказывались наносить контрольные знаки, из-за чего потом страдал импортёр, так как ответственность за отсутствие обязательной маркировки возложена на декларанта.
К основным сложностям, с которыми сталкивается бизнес из-за введения обязательной маркировки, Константин Бондаренко относит следующие моменты:
- Если производители на территории ЕАЭС решают проблему маркировки установкой у себя на производстве специального оборудования для печати этикеток с кодом DataMatrix, то у импортёра возникает с этим проблема – необходимо наносить маркировку на этикетку, но не все европейские производители готовы оказать такую услугу непосредственно на производстве.
- Маркировка ввезённых товаров может осуществляться только на таможенном складе на территории РФ, поскольку на обычном складе временного хранения (СВХ), куда прибывает импортный товар с границы, это запрещено делать законодательно.
- Процесс регистрации, ввода данных и генерацией кодов довольно сложный. Сначала нужно прописать характеристики всех товаров в системе GS1 – модель, артикул, размер, цвет и т.п. Далее, после генерации кода G-tin, в личном кабинете на сайте «Честный знак», можно получить код DataMatrix на каждую единицу изделия. В BMJ-logistics этим занимаются специалисты IT-отдела. Среднестатистический бухгалтер вряд ли справится с этим без специальной подготовки. Для крупных компаний это не станет проблемой, а вот для индивидуального предпринимателя из российской глубинки это может вызвать ряд сложностей. Если у фирмы-импортера или производителя несколько сотен артикулов и большой размерный ряд, водить данные вручную в личном кабинете – довольно долгая история. Для автоматизации этого процесса необходимо разрабатывать специальное программное обеспечение, которое будет интегрировано в личный кабинет ЦРПТ и сможет загружать данные автоматически.
- Есть обоснованные сомнения в надёжности работы системы, которая является большой информационной базой, где содержатся все данные по огромному количеству товаров, производимых и импортируемых в РФ. Осилит ли оборудование ЦРПТ такие массивы данных? Так, в начале июля сайт системы «Честный знак» не работал несколько дней из-за технических проблем. Участники рынка в это время не могли получать коды маркировки. Это случается периодически, но мы надеемся, что это происходит по причине настройки бизнес-процессов и в дальнейшем этого происходить не будет.
- Необходимо вести учёт товаров на складе поштучно, когда каждое изделие (даже одного артикула, размера и цвета) имеет собственный DataMatrix. Большинство складских WMS-систем не приспособлено для такого учёта, поэтому компаниям придётся решать этот вопрос с разработчиками. Готовых решений на рынке пока нет, приходится разрабатывать собственное программное обеспечение, что сопряжено с дополнительными расходами на ИТ–сопровождение. Также необходимо закупить специальные принтеры для печати этикеток.
- Также до конца не определён порядок заполнения декларации на товары куда, согласно законодательству, необходимо вносить коды маркировки.
Читайте также: Маркировка одежды и постельного белья: к чему готовиться