Обзор рынка вендинга: актуальная ситуация и ближайшее будущее
Вендинговые автоматы появились в конце 1980-х годов в Великобритании. Сегодня вендингом никого не удивишь, в том числе и в нашей стране.
В конце 2018 года European Vending & Coffee Service Association (Европейская вендинговая ассоциация) опубликовала отчет, согласно которому Россия занимает 7 место в мире по количеству вендоматов: их в нашей стране около 165 тысяч. Ассоциация оценивает темп мирового роста рынка вендинга в 2,5-3% в год. При этом российский рынок в 2018 году увеличился на 9,7%.
По данным «Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли» (НААТ) число автоматов в России выросло с 22 тысяч в 2010 до 217 тысяч в 2018. Около 20% всех российских вендинговых автоматов размещены в Москве и Питере.
Ответ очевиден: установка, обслуживание вендингового автомата – это относительно простой, не требующий огромных вложений бизнес. Поставить в проходном месте автомат, гораздо легче, чем открыть магазин, нанять персонал и заниматься его обслуживанием.
Самый популярный товар, который реализуется через вендинговые автоматы – это напитки и снеки: кофе, газировка, шоколадки, закуски. Однако с каждым днем список продукции, которую можно приобрести в автомате, все шире и шире.
В Китае в вендинговом автомате можно получить… консультацию врача, а в Японии – сделать маникюр. Автоматы сегодня продают одежду, запчасти, зонты, суши и роллы, самокаты, семена растений, джинсы, свежее мясо, дождевых червей для наживки и даже автомобили. В России эти идеи пока в основном не востребованы, поэтому и конкуренцию нельзя назвать высокой.
А в чем же минусы?
При этом, конечно же, все не так однозначно. Одним из серьезных препятствий для развития вендинга в России является суровый климат. Очевидно, что на большей части территории нашей страны нельзя просто поставить автомат на улице и начать торговлю: вендинг должен быть установлен в помещении. А вот за проходные места конкуренция как раз очень высока.
Впрочем, сегодня на рынок выходят решения, которые работают в самых суровых погодных условиях, например, платежный терминал для вендинговых автоматов PAX IM20 от -20 до 70 градусов по Цельсию.
Проблемой может стать вандализм, впрочем, от этого явления страдают и обычные магазины.
Другая общая с обычным мелким ритейлом трудность – это сложность с подключением эквайринга. Возможность приема автоматом безналичных платежей – требование времени: наличие эквайринга на 30% повышает продажи, в то время как затраты на инкассацию наоборот, значительно снижаются. Эквайринг значительно повышает проходимость у автомата, что особенно важно, ведь покупая что-то «на ходу», люди не будут стоять в очереди. При этом банки неохотно подключают к эквайрингу ИП с одним автоматом или небольшой сетью вендинга: банкам это невыгодно.
Есть и чисто технические сложности. Вендинговый автомат не цельный механизм, – он состоит из нескольких мини-аппаратов: внутри внешней оболочки есть аппарат по завариванию кофе, аппарат, который этот кофе выдает покупателю, платежный терминал. Поэтому очень важно, чтобы все элементы инфраструктуры «подружились» между собой. Настройка и налаживание терминала иногда требует немало времени и может приводить к ошибкам и сбоям в работе. Очень важно учитывать совместимость различных систем при комплектации вендингового автомата. Далеко не все ИП готовы так погружаться в технические детали работы с автоматом. Однако делать это придется.
Будущее уже сегодня
Но несмотря на все очевидные трудности, вендинг будет развиваться, причем в рамках общего тренда на роботизацию ритейла. Все крупные российские торговые сети сегодня развивают системы самообслуживания, чтобы повысить проходимость, улучшить качество обслуживания покупателей и сократить расходы на персонал. И если сначала такие кассы вызывали у покупателей недоумение и практически всегда сопровождались поиском сотрудника-консультанта, то в последнее время – самообслуживание превратилось в привычную рутину.
Открыты несколько магазинов, где вообще нет сотрудников. Например, магазин Auchan Minute известной французской сети Auchan или магазин Amazon. Такие точки работают круглосуточно и оборудованы обычными терминалами самообслуживания, оплата в которых осуществляется сканированием QR-кодов. Статистика, собранная в Китае показывает, что один какой магазин посещают в среднем 100 человек в сутки.
Другой тренд – это роботизация ритейла. То же самое самообслуживание, но с развлекательными элементами. Речь, конечно, не о роботах, которые трудятся на складах, а о роботах-кассирах, которые во многом похожи на людей, но требуют от пользователя выполнения определенных операций, похоже на взаимодействие с системами самообслуживания. Такой робот сегодня может обслужить клиентов даже в обычном магазине или точке общепита, однако их используют, скорее, в рекламных целях, для привлечения внимания. Однако понятно, что будущее двигается в эту сторону.
По мнению аналитиков, мировой рынок робототехники будет расти в ближайшие пять лет на 10–15% в год. Это значит, технологии подешевеют. По оценкам экспертов компании аналитики Cornerstone Capital Group в будущем роботы смогут занять 7 млн рабочих мест в США. В Японии, например, уже работает ресторан, где поварами трудятся человекоподобные роботы.
Так что вендинг в России – это часть мирового движения в сторону к снижению зависимости торговли от человеческого фактора и появлению новых интересных бизнес-моделей.
Автор: Андрей Пелин
Читайте также: Вступил в силу новый стандарт работы вендинговых автоматов