Обзор законодательства от 7 апреля 2014: Россия и Петербург
Продавать алкоголь с марками старого образца можно до 1 января 2015 г. Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда. Внесены изменения в Правила дорожного движения. С 1 апреля 2014 г. трудовые пенсии вырастут на 1,7%. С 1 апреля социальные пенсии вырастут на 17,1%. Расчетный пенсионный капитал проиндексируют на 8,3%. Обновлен один из административных регламентов ФСС России. Речь идет о том, который регламентирует процедуры регистрации и снятия с учета страхователей-физлиц, с которыми работники заключили трудовой договор. Об этих и других событиях читайте в обзоре.
Подготовлено Компанией «Гарант Интернэшнл»
Мониторинг федерального законодательства от 07.04.2014
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Постановление Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 236 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с маркировкой алкогольной продукции"
Продавать алкоголь с марками старого образца можно до 1 января 2015 г.?
Согласно изменениям требования к образцам федеральных специальных марок на алкогольную продукцию, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785, признаются утратившими силу с 1 января 2015 г. Изначально это должно было произойти с 1 мая 2014 г. Речь также идет о применении формы отчета об использовании выданных марок.
Напомним, что постановлением от 11 июля 2012 г. N 704 утверждены новые требования к образцам марок.
Уточнена форма декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, вводится новая графа 18. В ней отражается остаток товаров, маркированных федеральными специальными и (или) акцизными марками, требования к которым утрачивают силу. Аналогичные сведения нужно указывать и в декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
__________
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"
О специальной оценке условий труда.
Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.
Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.
Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.
Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.
Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).
Результаты оценки оформляются в виде отчета.
Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.
Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г. Регистрационный N 31689.
__________
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 октября 2013 г. N 574н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником"
Регистрация страхователей-физлиц, с которыми работники заключили трудовой договор: новый административный регламент ФСС России.
Обновлен один из административных регламентов ФСС России. Речь идет о том, который регламентирует процедуры регистрации и снятия с учета страхователей-физлиц, с которыми работники заключили трудовой договор.
Как и прежде, услугу предоставляют территориальные органы Фонда.
При регистрации страхователей им выдаются (направляются) уведомления о регистрации в качестве страхователя, а также о размере страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. При снятии с учета - копии соответствующих решений территориального органа Фонда. При снятии с учета и регистрации в связи с изменением места жительства заявитель получает уведомление о регистрации.
Сроки оказания услуги практически не изменились. Указанные лица регистрируются в течение 5 рабочих дней, а снимаются с учета - в течение 14 календарных дней. При смене места жительства страхователя его учетное дело передается в соответствующий орган ФСС России в срок, не превышающий 5 рабочих дней. В течение 5 рабочих дней (а не 5 дней) после получения этих документов физлицо регистрируется в качестве страхователя по новому адресу.
Приведен перечень документов, представляемых для оказания госуслуги. Например, при регистрации в качестве страхователя подаются заявление, документ, удостоверяющий личность, копии трудовых книжек нанятых работников или заключенных трудовых договоров. Отметим, что ранее список представляемых документов был шире. Сейчас некоторые документы запрашиваются у других органов в рамках межведомственного сотрудничества.
Установлены показатели доступности и качества госуслуги.
Уделено внимание обжалованию действий (бездействия) и решений территориальных органов ФСС России и их должностных лиц.
Приведен перечень региональных отделений Фонда. Утверждены формы заявлений о регистрации в качестве страхователя-физлица и о снятии с регистрационного учета.
Прежний регламент утрачивает силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г. Регистрационный N 31687.
__________
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 октября 2013 г. N 576н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений"
Регистрация страхователей в органах ФСС по месту нахождения обособленных подразделений: обновлен административный регламент.
Утвержден новый административный регламент, в соответствии с которым территориальные органы ФСС оказывают госуслугу по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юрлиц по месту нахождения обособленных подразделений.
Последние должны иметь отдельный баланс, расчетный счет и начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц.
Уточнено, что заявителями выступают российские юрлица, а также иностранные организации, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с иностранным законодательством, международные организации, их филиалы и представительства в нашей стране. За получением госуслуги также могут обратиться законные или уполномоченные представители названных субъектов.
Процедура постановки на учет по-прежнему занимает не более 5 рабочих дней с даты представления всех необходимых документов. А вот максимальный срок снятия с учета увеличен с 5 до 14 рабочих дней.
Чтобы встать на учет, достаточно подать соответствующее заявление и представить копии документов, подтверждающих наличие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета и начислений в пользу физлиц. Для снятия с учета - заявление и копии документов о прекращении соответствующих полномочий подразделения. Остальные сведения территориальный орган ФСС запросит самостоятельно в межведомственном порядке.
Заявителям предоставлена возможность воспользоваться единым порталом госуслуг. При этом подаваемые документы должны быть заверены квалифицированной подписью.
Госуслуга предоставляется бесплатно. Максимальное время ожидания в очереди при обращении за ней и получении результата сокращен с 30 до 15 мин.
Прежний регламент утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2014 г. Регистрационный N 31658.
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2014 г. N 241 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2014 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца"
С 1 апреля 2014 г. трудовые пенсии вырастут на 1,7%!
С 1 апреля 2014 г. коэффициент дополнительного увеличения размеров страховой части трудовой пенсии по старости, а также трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца составляет 1,017. В результате их размеры вырастут на 1,7%.
Напомним, что с 1 февраля 2014 г. размеры страховой части трудовой пенсии по старости, а также трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца проиндексированы на 6,5%.
Постановление вступает в силу с 01.04.2014 г.
__________
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2014 г. N 240 "Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц"
Расчетный пенсионный капитал проиндексируют на 8,3%.
Установлен коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2013 г. Он составляет 1,083.
Расчетный пенсионный капитал - это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 г. На его основе определяется размер страховой части трудовой пенсии.
Индексация производится за период с 1 января 2002 г. до дня, с которого назначается указанная часть пенсии.
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2014 г.
__________
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2014 г. N 239 "Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2013 год и индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, за 2013 год"
В апреле пенсионеров ждет дополнительная прибавка к пенсии.
Страховая часть трудовой пенсии по старости, а также трудовые пенсии по инвалидности и потере кормильца ежегодно индексируются. На это влияют такие показатели, как индекс роста среднемесячной зарплаты и индекс роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии по старости и перечисленных выше пенсий.
В 2013 г. индекс роста среднемесячной зарплаты в России составил 1,124, а индекс роста доходов бюджета ПФР - 1,083.
__________
Постановление Правительства РФ от 22 марта 2014 г. N 220 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2014 г. социальных пенсий"
С 1 апреля социальные пенсии вырастут на 17,1%.
Социальные пенсии ежегодно индексируются с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год.
Так, прожиточный минимум пенсионера в целом по стране за 2013 г. составил 5 998 руб., за 2012 г. - 5 123 руб. Индекс роста за 2013 г. - 1,171.
В связи с этим с 1 апреля 2014 г. социальные пенсии увеличиваются на 17,1%.
В результате средний размер социальной пенсии повышается на 1 103 руб., социальной пенсии детей-инвалидов - на 1 515 руб., пенсии по инвалидности военнослужащих-призывников - на 1 552 руб., по случаю потери кормильца их семьям - на 1 313 руб.
Средние пенсии граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих 2 пенсии, становятся больше соответственно на 1 808 руб. и 1 685 руб.
Повышенные пенсии получат лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, члены их семей, работники летно-испытательного состава и некоторые другие.
Средний размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Россией вырастит на 2 103 руб.
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2014 г.
__________
Банковская деятельность
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Создание и работу Фонда защиты вкладчиков банков Крыма профинансирует Банк России.
Расширены направления использования денежных средств фонда обязательного страхования вкладов. Разрешено расходовать их на создание и финансирование деятельности автономной некоммерческой организации "Фонд защиты вкладчиков". Эта организация учреждается Агентством по страхованию вкладов для осуществления компенсационных выплат физлицам - вкладчикам банков, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в случае неисполнения указанными банками своих обязательств.
Одновременно расширены источники формирования фонда обязательного страхования вкладов. В 2014 г. Банк России должен перечислить в фонд из фактически полученной прибыли 60 млрд руб. в качестве имущественного взноса на создание и финансирование деятельности АНО "Фонд защиты вкладчиков".
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
__________
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 40-ФЗ "Об особенностях перечисления в 2014 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2013 года"
Куда направят прибыль Банка России, полученную за прошлый год?
Установлено, куда в 2014 г. перечисляется прибыль ЦБ РФ по итогам 2013 г., остающаяся после уплаты налогов и сборов.
60 млрд руб. направляются в качестве имущественного взноса в фонд обязательного страхования вкладов госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов".
75% прибыли, остающейся после уплаты налогов, сборов и указанного взноса, перечисляются в федеральный бюджет.
__________
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 39-ФЗ "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя"
Республика Крым и г. Севастополь: как защитят интересы вкладчиков?
Закон призван защитить интересы граждан, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территориях Республики Крым и города Севастополя.
Речь идет о банках, имеющих лицензию Национального банка Украины, действующую по состоянию на 16 марта 2014 г.
Прописана процедура осуществления уступки вкладчиками своих прав (требований) по вкладам к кредитным учреждениям специализированной организации с приобретением ими права на компенсационные выплаты на сумму произведенной уступки.
Для этого создается автономная некоммерческая организация "Фонд защиты вкладчиков" (далее - Агент). Ее учреждает Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".
Выделены 2 основания для приобретения Агентом прав (требований) по вкладам и осуществления компенсационных выплат. Во-первых, неисполнение кредитным учреждением обязательств перед вкладчиками в течение 3 календарных дней с даты, когда они должны были быть исполнены. Во-вторых, принятие Банком России решения о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения банка, действующего на территории Республики Крым или Севастополя и зарегистрированного за ее пределами.
Агент в течение 4 рабочих дней с момента получения уведомления Банка России публикует в официальном издании и на своем сайте предложение о приобретении им прав (требований) по вкладам и условия такого приобретения.
Срок подачи вкладчиком заявления о согласии на приобретение Агентом его прав (требований) по вкладам составляет 1 месяц со дня опубликования сообщения в официальном издании.
Агенту предоставлены права кредитора в отношении приобретенных им прав (требований) по вкладам.
Размер компенсационной выплаты рассчитывается исходя из 100% суммы приобретаемых Агентом прав (требований) к кредитному учреждению по договору банковского вклада/счета, определяемых на день опубликования сообщения. Максимум - 700 тыс. руб.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на обязательства, возникшие из договоров банковского счета/вклада до этой даты.
__________
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 марта 2014 г. N 46 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов мяса кур домашних и бурильных машин с глубиной бурения не менее 200 м и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии"
Изменены ставки импортных пошлин в отношении некоторых видов куриного мяса и бурильных машин.
Пересмотрены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении обваленных частей куриных тушек, поставляемых в рамках тарифных квот (код ТН ВЭД ТС 0207 14 100 1). На указанный товар установлена адвалорная ставка - 25% от таможенной стоимости (ранее действовала комбинированная - 25%, но не менее 0,2 евро за 1 кг).
Также изменены ставки импортных пошлин на бурильные машины с глубиной бурения не менее 200 м. В отношении указанных товаров временно применяются комбинированные ставки. Поправками снижается размер их специфической составляющей.
Кроме того, одобрен проект решения о замене комбинированных ставок на адвалорные в отношении отдельных видов мяса кур (обваленные части тушек; спинки, шейки, спинки с шейкой, гузки и тонкие концы крыльев; субпродукты, кроме печени) и обваленных частей тушек индеек. Речь идет о поставках указанных товаров вне тарифных квот.
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
__________
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 4 марта 2014 г. N 13 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек или более, включая водителя"
Увеличиваются ставки ввозных пошлин на автобусы дальнего следования.
Повышаются ставки импортных пошлин на туристические и междугородние автобусы.
На новые автобусы экологического класса 4 или выше, с дизельным или полудизельным двигателем, габаритной длиной не менее 11,5 м, имеющие не менее 41 посадочного места (включая водителя), объем багажного отсека не менее 5 м и предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров и их багажа ставка ввозной пошлины установлена в размере 18% от таможенной стоимости (против прежней 0%).
Нулевая ставка пошлины сохраняется для автобусов экологического класса 5, с мощностью двигателя более 308 кВт, габаритной длиной более 13 м, имеющих более 55 посадочных мест (включая водителя), с объемом багажного отсека более 12 м.
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
__________
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)"
Господдержка экспорта промышленной продукции: изменения в правилах предоставления госгарантий России в иностранной валюте.
Установлено, что перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка, утверждает Минфин России по согласованию с Минэкономразвития России и Минпромторгом России. Страна вносится в перечень при условии отсутствия у нее неурегулированных долговых обязательств (требований) в сфере кредитно-финансовых отношений с Россией.
Установлены требования к принципалам (российским экспортерам). Во-первых, это отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Россией или бюджетом. Во-вторых, в отношении принципала не должно быть возбуждено дело о банкротстве.
Уточнены условия предоставления госгарантий России в обеспечение исполнения обязательств иностранного государства. Минфин России должен дать положительное заключение о платежеспособности этой страны.
Пересмотрен предельный размер госгарантий. При условии предоставления кредита для финансирования экспортного контракта на сумму не более 85% его стоимости величина госгарантии может достигать до 100% суммы обеспечиваемых обязательств. По обязательствам российского экспортера предельный размер госгарантии составляет до 100% обеспечиваемых обязательств, а по обязательствам иностранного импортера или иностранного государства, банка-резидента иностранного государства с кредитным рейтингом не ниже рейтинга этой страны или центрального банка иностранного государства - до 85% стоимости экспортного контракта.
Ограничен общий объем государственного внешнего долга по госгарантиям в обеспечение обязательств иностранного государства, не имеющего кредитного рейтинга инвестиционного уровня по шкале агентств S&P, Fitch Group или Moody's. В отношении каждой такой страны он не может превышать 1 млрд долл. США.
Транспорт и связь
Постановление Правительства РФ от 22 марта 2014 г. N 221 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090"
ПДД: что нового?
Внесены изменения в Правила дорожного движения.
Уточняются понятия "Велосипед", "Мопед", "Пешеход", "Тротуар".
Вводятся новые термины "Велосипедист", "Велосипедная дорожка", "Полоса для велосипедистов", "Пешеходная дорожка", "Пешеходная зона", "Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)".
Появляются знаки (разметки), указывающие на велопешеходные дорожки с совмещенным и раздельным движением, их окончание, а также для обозначения дороги с полосой для велосипедистов. По ней движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств. Это позволяет двигаться в обе стороны на дорогах с односторонним движением. На полосе для велосипедистов запрещена остановка.
Кроме того, запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также по полосам для велосипедистов. В последнем случае запрет не распространяется на мопеды.
Велосипедисты в возрасте до 7 лет должны ехать только по тротуарам, пешеходным, велопешеходным дорожкам и в пределах пешеходных зон, от 7 до 14 лет - также по велосипедным дорожкам.
Закреплена обязанность водителей мопедов предъявлять сотрудникам ГАИ водительское удостоверение.
__________
Приказ Министерства транспорта РФ от 25 февраля 2014 г. N 47 "О внесении изменений в Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. N 93"
Подготовка и стажировка персонала обслуживания воздушного движения: что нового?
Скорректирован порядок подготовки и стажировки персонала обслуживания воздушного движения.
Как и прежде, к стажировке допускаются лица со средним или высшим профобразованием в области управления воздушным движением, а также те, кто прошел курсы профпереподготовки для выполнения нового вида деятельности "Диспетчер УВД". Исключено требование о том, что соответствующие документы об образовании должны быть государственного образца.
Кроме того, для допуска диспетчера УВД к обслуживанию воздушного движения на английском языке больше не требуется наличие оценки не ниже "хорошо" по правилам ведения радиообмена.
Отменена проверка практических навыков персонала обслуживания воздушного движения при перерывах в работе более 30 дней.
По общему правилу проверка практических навыков диспетчера УВД производится в течение 2 ч при средней интенсивности (сложности) воздушного движения. При перерывах в работе от 8 до 10 месяцев (до изменений - от 3 до 6) продолжительность проверок удваивается. При перерывах от 10 (ранее - 6) месяцев до 1 года проводится стажировка на диспетчерском пункте в объеме от 36 ч до 72 ч.
Уточняются требования к знанию английского языка.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 марта 2014 г. Регистрационный N 31750.
__________
Приказ Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2013 г. N 287 "Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов"
Что такое "система управления безопасностью судов" и как ее применять?
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ в отношении судов, подлежащих госрегистрации (кроме маломерных, прогулочных и спортивных парусных), разрабатывается и применяется система управления их безопасностью (СУБ).
Это совокупность мер, необходимых для эффективного выполнения требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды.
Приведен состав СУБ. Это инструкции работникам, документы об их полномочиях и взаимоотношениях друг с другом, порядок действий членов экипажа и других сотрудников в аварийных ситуациях, программы учений, процедура планирования рейса и др.
Судовладелец должен обеспечить соответствие капитана профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации транспортного средства и типа. Ознакомление его с СУБ. Безопасное выполнение капитаном обязанностей. Перечислены меры, которые позволяют обеспечить надежность механизмов, устройств, оборудования транспортных средств.
Лица, ответственные за безопасную эксплуатацию судов, должны иметь следующие характеристики. Стаж работы не менее 3 лет в должности капитана, старпома или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах. Требуется среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок".
Урегулирован порядок проверки применения на судне СУБ. Для этого судовладелец направляет заявку в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов. Цели - получить судовое свидетельство об управлении безопасностью, провести ежегодную проверку соответствия СУБ. Рассмотрены конкретные процедуры.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2014 г. Регистрационный N 31645.
__________
Основы государственно-правового устройства
Указ Президента РФ от 31 марта 2014 г. N 190 "О Министерстве Российской Федерации по делам Крыма"
Делами Крыма займется специальное Министерство.
Образовано Министерство Российской Федерации по делам Крыма. Оно создано для интеграции Республики Крым и г. Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую систему России.
Новое ведомство будет разрабатывать проекты государственных программ по развитию Крыма, координировать их реализацию, контролировать осуществление органами государственной власти Крыма и Севастополя передаваемых им полномочий Российской Федерации.
Деятельностью Министерства руководит Правительство РФ.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
__________
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.М. Асельдерова, К.Г. Рабаданова, Г.К. Сулейманова и Е.В. Тарышкина"
Конституционный Суд РФ постановил пересмотреть основания для увольнения сотрудников ОВД.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Закон о службе в органах внутренних дел (ОВД), кроме отдельных положений. Согласно ему контракт о прохождении службы в ОВД подлежит расторжению, а сотрудник увольнению в т. ч. в следующих случаях. Если он осужден за преступление. Если уголовное преследование в отношении сотрудника прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.
Данная норма признается неконституционной. Она не соответствует принципу равенства, нарушает конституционные права увольняемых сотрудников.
Во-первых, эта норма предполагает обязательное и безусловное увольнение в случае, если уголовное дело частного обвинения было прекращено в связи с примирением сторон до ее вступления в силу.
Прекращение уголовного дела в связи примирением сторон не допускается, если подозреваемый или обвиняемый возражает против этого. До вступления оспариваемой нормы в силу сотрудник, не заявлявший таких возражений, не мог предвидеть, что это приведет к его увольнению. В итоге сотрудники, в отношении которых уголовные дела частного обвинения прекращены в связи с примирением сторон до 2012 г., поставлены в неравное положение с сотрудниками, привлекаемыми к уголовной ответственности после 2012 г.
Во-вторых, оспариваемая норма допускает расторжение контракта и увольнение в случае, когда совершенное деяние уже не признается преступлением. Из-за этого сотрудники, в отношении которых уголовные дела частного обвинения в связи с примирением сторон прекращены до 2012 г., - притом, что совершенное деяние впоследствии декриминализовано - поставлены в неравное положение с сотрудниками, совершившими аналогичные деяния после их декриминализации.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из позиции Конституционного Суда РФ.
__________
Постановление Правительства РФ от 22 марта 2014 г. N 224 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"
Запрещен оборот нескольких аналогов наркотических средств и психотропных веществ амфетаминового ряда.
Дополнен список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в России запрещен.
В него включены аналоги наркотических средств и психотропных веществ амфетаминового ряда. Это 3-(Нафталин-1-илоксометил)-1-пентил-1Н-7-азаиндол, 3-(Нафталин-1-илоксометил)-1-пентил-1Н-индазол, 1-(Пиридин-2-ил)проп-2-иламин, Хинолин-8-иламид 1-пентил-1Н-индазол-3-карбоновой кислоты, Хинолин-8-иловый эфир 1-бензил-1Н-индол-3-карбоновой кислоты и их производные, а также производные 4-метиламинорекса.
Указанные вещества принадлежат к группе синтетических каннабиноидов.
В целях применения уголовной ответственности за их незаконный оборот определены их значительный, крупный и особо крупный размеры.
__________
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2013 г. N 1315 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Как оформляется договор о платном обучении по общеобразовательным программам?
В связи с принятием нового Закона об образовании Правительством РФ были заново утверждены правила оказания платных образовательных услуг. Для их предоставления оформляется договор.
На основании этого утверждена примерная форма договора об образовании по программам начального, основного и среднего общего образования.
Договор заключается в простой письменной форме. Указываются данные об исполнителе, заказчике, об обучающемся (соответствующая графа заполняется, если лицо достигло возраста 14 лет). Прописываются вид выдаваемого документа, срок обучения, условия оплаты и др.
Формы договоров об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, негосударственными организациями и ИП признаны утратившими силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 марта 2014 г. Регистрационный N 31756.
__________
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Указ Президента РФ от 31 марта 2014 г. N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву"
В результате весеннего призыва 2014 г. пойдут служить 154 тыс. россиян.
С 1 апреля по 15 июля 2014 г. на военную службу призываются граждане нашей страны мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие либо обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Планируется призвать 154 000 (за аналогичный период 2013 г. - 153 200) россиян.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок службы по призыву которых истек, подлежат увольнению.
Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
__________
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 25 марта 2014 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 401.3, 401.5, 401.8 и 401.17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.С. Агаева, А.Ш. Бакаяна и других"
Кассационное обжалование по уголовным делам: некоторые из ранее действовавших правил неконституционны!
Проверена конституционность ряда норм по вопросам кассационного производства.
Дело в том, что с 01.01.2013 вступили в силу поправки к УПК РФ, внесенные с целью реформирования системы пересмотра судебных актов.
Так, был введен единый порядок апелляционной проверки актов, не вступивших в силу, для всех судов общей юрисдикции.
Соответственно, был введен и новый порядок для кассации, который позже также неоднократно корректировался.
В частности, уточнялись условия подачи кассационных жалоб, представлений.
В зависимости от того, какой суд рассматривал дело в качестве первой инстанции, УПК РФ предусматривает возможность подать кассационную жалобу в две инстанции - в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда и в Судебную коллегию по уголовным делам или Военную коллегию ВС РФ.
Внимание КС РФ привлек вопрос о применении правил, касающихся условий обжалования, до внесения поправок, вступивших в силу с 10.01.2014, и после этой даты.
Положения, действовавшие до внесения указанных изменений, признаны неконституционными.
Они являются таковыми в той мере, в какой предусматривали правило о том, что жалоба возвращается без рассмотрения, если судьей областного суда (или равного ему по уровню) ранее отказано в передаче ее для разрешения в судебном заседании кассационной инстанции (т. е. акт не являлся предметом рассмотрения президиума суда).
Как пояснил КС РФ, в действовавшей ранее системе обжалования такие положения, по сути, лишали лиц, кассационные жалобы которых были возвращены судьей соответствующего суда без рассмотрения, возможности в дальнейшем обжаловать судебные решения в кассационном порядке.
Т. е. возможность подобного обжалования была фактически поставлена в зависимость от процессуального решения, принятого судьей в предварительном порядке.
С 10.01.2014 ситуация изменилась. У таких лиц благодаря поправкам появилась возможность обжалования в указанной ситуации.
Между тем однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.
Такое необоснованное неравенство в возможности дальнейшего обжалования судебных решений в кассационном порядке было устранено самим законодателем.
В прежней же редакции нормы признаны неконституционными.
КС РФ подчеркнул, что если в ходе предыдущего разбирательства допущена фундаментальная ошибка, предопределившая исход дела, то в законе должна быть предусмотрена возможность ее исправления.
__________
Международные отношения
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 38-ФЗ "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины"
Прекращено действие соглашений с Украиной по Черноморскому флоту.
Прекращено действие 4 соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота на территории Украины.
Это документы о параметрах раздела флота, о статусе и условиях его нахождения, о взаиморасчетах, связанных с этим.
Поводом послужило подписание Договора между Россией и Крымом о принятии последнего в состав нашей страны и об образовании новых субъектов Федерации.
Предмет соглашений утрачен ввиду фактического прекращения правоотношений аренды Российской Федерацией объектов ее Черноморского флота на территории Украины.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Мониторинг законодательства Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2014
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Закон Ленинградской области от 24 марта 2014 г. N 15-оз "О внесении изменений в областной закон "Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области"
Как организуется питание обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области?
Следом за новыми нормами, установленными ФЗ об образовании в РФ, внесены поправки в областной закон "Об организации питания обучающихся в отдельных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области".
Конкретизировано, что действие областного закона распространяется на государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы; частные общеобразовательные организации, имеющие государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам и расположенные на территории области; на государственные профессиональные образовательные организации и государственные образовательные организации высшего образования, реализующие программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
Важно отметить, что законом определены категории обучающихся, которым питание предоставляется с частичной компенсацией его стоимости (50%). Порядок организации и стоимость питания с частичной компенсацией определяются Правительством Ленинградской области.
Обозначено, что обучающимся, признанным инвалидами, и обучающимся, среднедушевой доход семьи которых (включая обучающегося) ниже величины прожиточного минимума по ЛО, рассчитанного за предшествующий обращению квартал, питание более не предоставляется на бесплатной основе. При этом новой категорией обучающихся, получающих бесплатное питание, указаны усыновленные дети. Ученикам из приемных семей питание предоставляется с частичной компенсацией.
Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 14 февраля 2014 г. N 5 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости"
Содействие безработным гражданам Ленинградской области в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Регламентировано предоставление подведомственными комитету по труду и занятости населения Ленинградской области государственными казенными учреждениями - центрами занятости населения государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Госуслуга предоставляется бесплатно гражданам, признанным безработными. Охарактеризованы состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
Результатом предоставления госуслуги является выдача заявителю направления на работу для трудоустройства в другой местности; оказание заявителю финансовой поддержки при переезде или заявителю и членам его семьи при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению государственных учреждений службы занятости либо мотивированный отказ в ее оказании.
Приказ вступает в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования.
__________
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 19 февраля 2014 г. N 80-р "О деятельности экспертной медицинской комиссии Комитета по здравоохранению по медицинскому освидетельствованию детей, передаваемых на воспитание в семью"
В Санкт-Петербурге совершенствуется деятельность по медицинскому освидетельствованию детей, передаваемых на воспитание в семью.
Утверждено положение об экспертной медицинской комиссии Комитета по здравоохранению по медицинскому освидетельствованию детей, передаваемых на воспитание в семью.
Заседания указанной комиссии проводятся по мере необходимости. В ходе этих заседаний комиссия осуществляет организацию и проведение медицинского освидетельствования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в семью (усыновление, под опеку, попечительство и т. д.), находящихся в лечебно-профилактических учреждениях, домах ребенка, в детских домах, школах-интернатах, приютах и других детских учреждениях независимо от ведомственной принадлежности. При необходимости комиссия организовывает дополнительное медицинское обследование ребенка в медицинских организациях городского, федерального уровней. Также комиссия занимается оформлением всех необходимых документов и проводит разъяснительную работу с кандидатами в усыновители об их правах на проведение независимой экспертизы детей, идущих на воспитание в семью.
В документе представлен перечень из 7 государственных медицинских организаций для проведения медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого на воспитание в семью.
Распоряжение и внесенные в него изменения, принятые ранее по данному вопросу, утратили силу.
__________
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13 марта 2014 г. N 1002-р "Об утверждении Порядка проведения сочинений по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2014 году"
Мониторинг уровня речевой культуры и готовности обучающихся государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга к государственной итоговой аттестации.
15 мая 2014 года установлено единым днем проведения сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций. По этому вопросу утвержден порядок, в котором отражена следующая информация:
- основной целью проведения мероприятия является мониторинг готовности обучающихся Санкт-Петербурга к государственной итоговой аттестации в 2015 году. Отсюда сформулированы и задачи проведения сочинения: определение уровня сформированности умений обучающихся в области письменной речи, читательских умений обучающихся, уровня и качества речевой культуры обучающихся; определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ по литературе;
- сочинение является обязательным для всех обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций, за исключением предоставивших документы о невозможности участия (справка о состоянии здоровья и др.);
- лицами, ответственными за проведение сочинения, признаны руководители общеобразовательных организаций, председатель предметной комиссии, экзаменующий учитель и ассистенты.
__________
Гражданское право, приватизация
Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 13 марта 2014 г. N 16-пг "О Порядке направления запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции"
Проверка сведений о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга.
Определен порядок направления запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти, и государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах власти, за исключением граждан, претендующих на замещение должностей руководителей исполнительных органов власти, и руководителей исполнительных органов власти.
После того, как руководитель исполнительного органа власти принял решение провести проверку, он представляет в Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга обращение, включающее обоснование необходимости направления запроса, и проект запроса (в том числе в электронной форме).
Рассмотрена вся необходимая информация, которая должна указываться в запросе.
__________
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Приказ Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 13 марта 2014 г. N 3 "Об утверждении порядка сбора и представления данных о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области"
Установлены требования к сбору и представлению данных о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области.
В целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества помещений в многоквартирных домах и обеспечения актуализации, формирования и реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области, принят порядок сбора и представления данных о техническом состоянии таких домов.
Прежде всего, указано, что участниками сбора и представления данных являются комитет государственного жилищного надзора и контроля, комитет ЖКХ и транспорта, НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", органы местного самоуправления городских и сельских поселений (городского округа) Ленинградской области, органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области, ответственное лицо по многоквартирному дому.
Оценка технического состояния осуществляется в отношении каждого вида строительной конструкции и системы инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома.
Касательно порядка сбора и представления данных отмечено следующее. Отдельно представлены действия ответственного лица по многоквартирному дому (он должен выполнять их ежегодно в срок до 15 сентября) и действия органов местного самоуправления городских и сельских поселений (городского округа) (ежегодно в срок до 15 октября), муниципальных районов Ленинградской области (ежегодно в срок до 15 ноября).
__________
Строительство, градостроительство и архитектура
Письмо Санкт-Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве от 14 марта 2014 г. N 2014-03и "О введении региональных индексов пересчета сметной стоимости строительства для применения с 1 марта 2014 года"
С 1 марта 2014 года действуют региональные индексы пересчета сметной стоимости строительства для применения на территории Санкт-Петербурга.
С 1 марта 2014 года введены и рекомендованы к применению региональные индексы пересчета сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных, пусконаладочных и ремонтно-реставрационных работ в Санкт-Петербурге.
Индексы (в зависимости от использованной сметно-нормативной базы) применяются:
- к сметной стоимости на 1 января 2000 года, определенной по новым Территориальным единичным и укрупненным расценкам Санкт-Петербурга;
- к сметной стоимости 1984 года - для переходящих на 2014 год объектов, имеющих утвержденную сметную документацию в ценах 1984 года, в том числе составленную по укрупненным расценкам, прейскурантам и объектам-аналогам.
Указано, что составление сметной документации на объекты, начинаемые строительством в 2014 году, необходимо производить базисно-индексным методом на основе Территориальных единичных расценок (ТЕР-2001 СПб) или ресурсным методом на основе сборников Государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001). Использование нормативов, введенных в действие Госстроем СССР с 1 января 1984 года, допускается в 2014 году только в исключительных случаях в соответствии с условиями ранее заключенных договоров на строительство, а также на виды работ, отсутствующие в новой сметно-нормативной базе.
__________
Информация, реклама и СМИ
Постановление Правительства Ленинградской области от 20 марта 2014 г. N 69 "О мерах по реализации Федерального закона "О рекламе" и внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 4 мая 2009 года N 125 "О реорганизации комитета по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области"
Регламентирована процедура предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций в Ленинградской области.
В соответствии с ФЗ N 38-ФЗ "О рекламе" решаются некоторые вопросы установки и использования рекламных конструкций в Ленинградской области. Так, установлено, что договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (независимо от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы) могут заключаться максимум на 10 лет.
Определен порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Ленинградской области или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области уполномочен предварительно согласовывать схемы размещения рекламных конструкций и вносимые в них изменения, а также организовывать размещение наружной рекламы в соответствии с названным ФЗ.
Схемы размещения рекламных конструкций подготавливаются с учетом соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и должны включать документы и материалы, указанные в порядке. Органы местного самоуправления направляют на предварительное согласование схемы в комитет на бумажном носителе и на DVD-диске.
В ходе согласования схемы рассматриваются в Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом, комитете по архитектуре и градостроительству, комитете по дорожному хозяйству. Сводное заключение о предварительном согласовании схемы размещения рекламных конструкций или об отказе в этом формируется комитетом с учетом заключений указанных заинтересованных сторон и после направляется в орган местного самоуправления.
Если орган местного самоуправления не согласен с отказом в согласовании схемы, то созывается согласительная комиссия по выработке взаимоприемлемого решения.
__________
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Закон Санкт-Петербурга от 26 марта 2014 г. N 157-31 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О мировых судьях Санкт-Петербурга"
Представлены новые границы ряда судебных участков в Санкт-Петербурге.
В Законе "О мировых судьях Санкт-Петербурга" скорректированы описания границ судебных участков N 95, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 и 106.
Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
__________
Основы государственно-правового устройства
Закон Санкт-Петербурга от 26 марта 2014 г. N 151-30 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге"
Формальные уточнения в вопросах местного значения муниципальных образований муниципальных округов Санкт-Петербурга.
Конкретизированы вопросы местного значения в отдельных муниципальных образованиях муниципальных округах Санкт-Петербурга на основании их территориальных и экономических особенностей. К этим вопросам относятся проведение работ по военно-патриотическому воспитанию граждан и участие в работе призывной комиссии и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования.
Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.