Ритейлеры опасаются коллапса поставок
Новая система оплаты проезда большегрузных машин может стать причиной срыва поставок в крупные продовольственные сети.
«Коммерсантъ» передает, что коллапс может возникнуть из-за введения новых правил оплаты проезда большегрузов. Логистические компании должны установить счетчики «Платон» на свои машины, но перевозчики их до сих пор не получили. Автомобили без счетчиков не смогут передвигаться без штрафа, поэтому около 30% перевозок находятся под вопросом.
С этой проблемой столкнулись практически все крупные ритейлеры. X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») оснастила собственный транспорт счетчиками, однако проблемы возникли у ее партнеров. Ни «Лента», ни «Дикси» на свои машины в полном объеме приборы еще не установили. Metro Cash & Carry сообщает, что сотрудничает с крупными транспортными компаниями, которые самостоятельно ищут выход из ситуации.
По данным, полученным от транспортной компании газетой «Коммерсантъ», в России около 1 млн большегрузов, требующих подключения. На сегодняшний день выпущено примерно 200 тыс. приборов и лишь пятая часть из них роздана перевозчикам. В результате есть вероятность, что в воскресенье большое количество машин никуда не поедет.
Отсутствие грузовиков свыше 12 т заставит перейти некоторые компании на более мелкий транспорт, однако это приведет к росту издержек. В соответствии с принятым правительством постановлением с 15 ноября до 29 февраля 2016 года размер взимаемой платы с машин грузоподъемностью свыше 12 т составит 1,53 руб./км, а с 1 марта 2016-го до 31 декабря 2018 года — 3,06 руб./км. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное. В среду дальнобойщики провели акцию протеста, выстроив грузовики вдоль обочин. Ассоциация водителей-дальнобойщиков требует ввести мораторий на ввод системы как минимум на 1,5–2 года. За это время необходимо провести «реальное тестирование технологий и методик системы взимания платы, изучить влияние сбора на инфляцию, обсчитать всю экономику проекта и аргументированно либо принять, либо отвергнуть новую систему».