Вариант старта бизнеса - Купить франшизу
Рестораны McDonald’s, 1С-франчайзи, фильмы о Гарри Поттере – все это примеры удачных франчайзинговых предприятий. Франшизой же именуют объект сделки: это может быть передача прав на использование товарного знака, маркетинговая стратегия, бизнес-план, обучение, сопровождение, технологии или полный пакет документов «от А до Я», позволяющий запустить бизнес с минимальными вложениями сил и времени.
Для бизнеса идея платного сотрудничества оказалась плодотворной: 40% мирового товарооборота проходит сейчас через франчайзинг. Такой бизнес выгоден всем:
- предпринимателям, потому что позволяет делиться друг с другом опытом на прибыльной основе;
- клиентам, так как в их городе (поселке) появляется заведение, репутация которого известна, или товар, качеству которого они могут доверять.
Франшиза в России – перспективное направление
Франчайзинг проникает буквально во все сферы. Продают франшизы банков, консалтинговых и риэлторских услуг, гостиничный бизнес, парикмахерские, детские развивающие центры.
Прирост франчайзингового бизнеса в России составляет в среднем 10% в год: ожидается, что к 2025 году количество предприятий-франчайзи вырастет в 10 раз. В стране больше 1 000 работающих франшиз, но все равно доля франчайзингового бизнеса не превышает 5%. Потенциал для роста есть.
Франчайзинг стал удобной моделью бизнеса. Аналитики говорят, что заключение договора на покупку франшизы с солидным брендом – половина успеха. Амбициозным «акулам» бизнеса такой формат, возможно, не подойдет, но для новичков – это отличный старт, возможность попробовать себя в «настоящей» коммерции.
Преимущества работы по франшизе
Начинающий предприниматель так или иначе копирует чужой бизнес. Даже если идея оригинальна, само построение структуры предприятия будет опираться на проверенные шаблоны и схемы. В этом нет криминала – копируя, мы учимся; перенимая чужой опыт, минимизируем риски, уменьшаем расходы, начинаем видеть перспективы. Но копировать необходимо грамотно. Секреты успешной бизнес-модели предприниматель не откроет просто так. Здесь и пригодятся отношения «продавец-покупатель».
Плюсы франчайзинга:
1. Франчайзи (покупающей стороне) не придется работать с нуля – его обеспечат маркетинговой стратегией, снабдят инструкциями, скриптами, пакетом необходимых документов. Франчайзер может взять на себя переговоры с владельцем торгового центра (если точка продаж будет располагаться на его территории), поставщиками и даже выступить поручителем при оформлении кредита.
2. Бизнесмен заранее узнает о расходах на запуск предприятия, сможет оценить свой потенциал, выгоды, риски; получит готовый список поставщиков и будет заказывать товар на льготных основаниях.
3. Как правило, продавец франшизы имеет собственные работающие предприятия. Потенциальный франчайзи может «на месте» оценить уровень услуг, количество посетителей, популярность бренда и принять решение, основанное на личной оценке.
Главная ценность франшизы в том, что, копируя чужой успех, начинающий предприниматель получает подробное руководство к действию, детальный план расходов и доходов, благодаря которым он минимизирует свои риски.
Какие расходы несет бизнесмен при покупке франшизы
Классическая схема работы предполагает оплату паушального взноса, ежемесячные роялти и инвестиции в бизнес. Первоначальный (паушальный) взнос может быть чисто символическим, а может достигать 10 000 - 100 000 евро. Например, франшиза брендовой одежды Zara обойдется в 30 000 €, заправка «Лукойл» - в 25 000 $, продуктовый магазин «Пятерочка» - в 550 000 рублей.
Помимо паушального взноса, предприятие-франчайзи выплачивает франчайзеру ежемесячное вознаграждение (роялти). В одних франчайзинговых пакетах ежемесячный платеж может отсутствовать, в других – партнерам дается отсрочка на 3, 6 или даже на 12 месяцев. Иногда франчайзер требует от младшего партнера принимать участие в оплате рекламы, осуществлять закупку минимальной партии товара, оборудования, фирменной одежды для сотрудников. Все эти аспекты оговариваются в договоре.
Заключаем договор франчайзинга - торг уместен
Кроме первоначального взноса и роялти, франчайзи вкладывает в предприятие свои личные (или кредитные) деньги. Инвестиции потребуются на аренду торговой площади, закупку оборудования, товара, программного обеспечения, зарплату сотрудникам, рекламное продвижение. Все эти расходы должны быть включены в бизнес-план.
Для открытия ресторана McDonald’s потребуется стартовый капитал от 1 млн. долларов, фитнес-клуб Gold’s Gym обойдется в 1,5 млн. $, медицинская лаборатория Invitro в 1,5-2 млн. рублей. Есть франчайзеры, которые гарантируют партнерам гибкие условия и даже предлагают на выбор несколько стартовых пакетов, предоставляя выбор в зависимости от финансовых возможностей франчайзи.
Важный аспект. Франчайзинг – это двусторонние отношения, поэтому обязанность будущего предпринимателя не только подробно расспросить об условиях договора и внимательно прочитать документ, но и изменить пункты соглашения (по возможности) в свою пользу. В кризис многие франчайзеры пересматривают требования: снижают или ликвидируют паушальный взнос, отменяют (уменьшают) роялти, предоставляют скидку на товар и другие преференции. Выторговать для себя более выгодные условия – разумный и дальновидный шаг.
Франшиза – не только фиксированная сумма расходов, но и список условий. Фирменная вывеска, демонстрационные витрины, аренда помещения на центральной улице города – перечень требований может быть достаточно длинным. Будущему предпринимателю необходимо детально проанализировать выдвигаемые условия – особенно придирчиво выяснить вопрос поставок товара и оплаты за него. Требует ли франчайзер предоплату за продукцию и закупку определенного объема, что делать с товарными остатками, как урегулировать вопрос возвращения (обмена) бракованной продукции, можно ли вернуть фирменное торговое оборудование в случае ликвидации торговой точки и т.д.
На что еще обратить внимание при заключении договора франчайзинга:
- сроки: важно решить вопрос, предоставляют ли франшизу бессрочно или на фиксированный промежуток времени (3,5,10 лет);
- эксклюзивность: будет ли ваше предприятие единственное в районе (области) или франшизу продают всем подряд;
- контроль со стороны франчайзера – какие полномочия у главного предприятия проверять и корректировать вашу работу;
- рекламное сопровождение - выгодны те франшизы, где ведется мощная рекламная компания на всю Россию.
Минусы работы по франшизе
Идея франчайзинга успешно зарекомендовала себя во всем мире, но у франчайзинговой коммерции есть и оборотная сторона. Причем пострадавшей стороной может оказаться как старший, так и младший партнер (у последнего - шансов больше, так как инициатор франчайзинга, как правило, защищает себя с помощью команды юристов).
1). В России хватает нечистоплотных дельцов, которые пытаются продать воздух под видом франшизы. Уяснив, что франчайзинг – доходный бизнес, предприимчивые «умельцы» создают стартапы с нуля и продают идею, не подкрепленную финансовыми расчетами и серьезной аналитикой.
2). Несовершенство законодательства заставляет владельца успешного предприятия охранять свои секреты от конкурентов – зачастую владелец франшизы не разглашает по-настоящему ценные идеи даже своим франчайзи, боясь недобросовестного копирования.
3). Франшиза – самостоятельный бизнес, но это продвижение и развитие чужой торговой марки. Франчайзи ограничен условиями договора – даже если у него появится идея, как расширить бизнес и сделать его более доходным, ему могут этого не позволить.
4) Если коммерческое предприятие окажется неприбыльным, франчайзи потеряет паушальный взнос и инвестиции.
Приобретаем франшизу в России – как снизить свои риски
В российском законодательстве, по сути, отсутствует понятие «франчайзинг». Это усложняет, в частности, кредитование предпринимателей, интересующихся сетевым бизнесом, усложняет работу с иностранными проектами. Отношения между партнерами регулирует глава 54 Гражданского кодекса Российской Федерации о коммерческой концессии, но учесть все нюансы франчайзингового бизнеса она не в состоянии.
Шишки набивают обе стороны. Франчайзер рискует тем, что, получив полный пакет документов, франчайзи станет работать под собственной торговой маркой, превращаясь из партнера в конкурента. А также тем, что неопытный бизнесмен не будет соблюдать условия договора и нанесет вред репутации предприятия. По этой причине солидный продавец франшизы придирчиво выбирает партнеров. Недостаточно принести деньги – придется пройти своеобразный «конкурсный отбор», доказать свою состоятельность и серьезность намерений.
Покупатель франшизы рискует получить недобросовестного партнера, который не выполняет обязательств, товар, не востребованный в регионах. Иногда под видом франшизы предлагают проекты, которые, по сути, не имеют отношения к франчайзингу: например, реализацию товара в роли торговых представителей.
Что делать франчайзи, чтобы свести ошибки к минимуму:
- собрать информацию, побывать в точке продаж (если это возможно), самому заказать услугу (товар), пообщаться с франчайзи, работающими по этой франшизе в других регионах;
- проверить данные о регистрации товарного знака на сайте ФИПС (Федерального института промышленной собственности) или WIPO (Всемирной организации интеллектуальной собственности);
- изучить отзывы о франшизе на тематических сайтах и форумах;
- привлечь для переговоров опытных юристов;
- внимательно изучить условия договора, сопоставить цифры с реальными ценами в своем регионе, оценить потенциал клиентской базы из независимых источников.
Это интересно. С 1991 года работает российская ассоциация РАФ, оказывающая профессиональные услуги в области франчайзинга. Она собирает информацию, проводит обучение, консультации, организует семинары, выставки, форумы, предлагает посредничество в поиске партнера. Оказывает содействие по внедрению инновационных инструментов во франчайзинговый бизнес, участвует в разработке проектов совместно с Google и Яндекс Маркет по поиску и продвижению франшиз. Участие в ассоциации бесплатное.
Подведем итоги
Прогнозы по развитию франчайзинга в России - оптимистичны. В кризис разорялись мелкие предприятия, а франчайзинговый бизнес – держался, так как партнеры одной сети поддерживали друг друга. «Сетевое» сотрудничество снижает риски и издержки, так как «совместное ведение» бизнеса позволяет консолидировать усилия и не распыляться.
Запуск предприятия по франшизе – это бизнес, параметры которого известны заранее. В этом его главная привлекательность для начинающего бизнесмена.
Подробнее о франшизе и франчайзинге.