Ошибки при открытии бизнеса
10 советов, как избежать ошибок тем, кто начинает свое дело
В 2014 году вышла в свет книга Павла Анненкова «Ошибки на миллион долларов». В ней опытный предприниматель, воплотивший в жизнь несколько стартапов, перечислил и проанализировал те ошибки, которые допускают бизнесмены на этапе запуска собственного дела. В России книга стала бестселлером по трем причинам:
- ее написал бизнесмен-практик, прошедший свою «школу» предпринимательства в реальных российских условиях;
- книга написана понятным и доступным языком, в ней «по полочкам» разложены все аспекты построения компании, даны конкретные рекомендации, планы, советы;
- книга, как руководство к действию, охватывает все сферы, в которые должен вникнуть предприниматель: от выбора идеи до создания бизнес-модели и ее масштабирования.
Совет №1. Выбирая правильные книги, начинающий предприниматель избежит первой серьезной ошибки: доверяться авторам бизнес-литературы, которые не имеют опыта воплощения в жизнь реального проекта.
С чего начинается бизнес? С ответов на главные вопросы
Даже прочитав самые умные книги, невозможно застраховать себя от всех ошибок, так как теория и практика значительно расходятся. Тем не менее, умная книга или статья позволит выделить для себя основные вопросы, на которые желательно найти ответ еще перед запуском проекта. Самые главные из них:
- чего я хочу добиться, начиная собственное дело;
- сколько денег и времени я готов потратить за месяц (день, неделю), на какие источники финансирования я могу рассчитывать;
- знаю ли я российские законы, регулирующие коммерческую сферу;
- будут ли у меня партнеры (инвесторы), как оформить с ними отношения;
- какие результаты меня устроят через год (3,5 лет) работы: уровень дохода, обороты, филиалы в других городах, количество клиентов.
Совет №2. Главная задача новичка на этапе запуска своего дела: поставить себе конкретные цели, выразить их в цифрах и «привязать» к реальному времени.
Топ-6 ошибок начинающего предпринимателя: фатальные и технические
Какие ошибки чаще совершают предприниматели на этапе запуска своего проекта? Их много, иногда трудно расставить их в порядке очередности. Выделим основные:
1. Неправильный выбор ниши, «ставка» на оригинальную идею.
2. Неправильная постановка цели.
3. Игнорирование экономической природы бизнеса.
4. Неумение делегировать операции и строить независимую от внешних условий бизнес-модель.
5. Неумение ставить себе ограничения.
6. Отсутствие аналитической работы и контроля за бизнес-процессами.
Есть ошибки технического характера - их бизнесмен, набравшись опыта, исправит со временем. Но есть ошибки глобальные, которые могут разрушить молодую компанию. Проанализируем каждую из них.
1. Быть оригинальным или узнаваемым?
Ставка на самобытную идею - одна из самых распространенных ошибок начинающего предпринимателя. Желание выделиться, быть «не как все» приводит к потере времени и денег, так как бизнес любит массовость, узнаваемость, «раскрученность». Быть вторым, третьим, десятым – в коммерции гораздо легче, чем быть первым. Заведения общественного питания, модные магазины не зря теснятся на ограниченной территории в центре города, а ресторан «Макдональдс» не встретишь на окраине. Оригинальная идея открыть закусочную в спальном районе, где нет конкуренции, может закончиться провалом, так как, попадая в свой район проживания, люди не стремятся идти в ресторан, а предпочитают есть дома.
Совет № 3. Не бойтесь конкуренции. Бойтесь ограниченного спроса на свой продукт.
Тем не менее, оригинальность в бизнесе тоже важна, но у нее своя специфика. Выделиться среди конкурентов необходимо. Это может быть:
- качество обслуживания;
- низкие цены;
- скорость доставки;
- дополнительные бонусы, акции, скидки;
- ценные специалисты (если речь идет об услугах).
Подвергнув анализу работу конкурентов, следует выделить их слабые места и сделать недочеты чужих компаний своим конкурентным преимуществом.
Совет №4. Стремитесь не отделиться от конкурентов, а выделиться в их среде. Предлагая знакомые услуги или товар, давайте покупателю такое преимущество, чтобы он отдал предпочтение вашему бизнесу и не ушел в другую фирму.
2. Зачем мне бизнес – ради денег, свободы или удовлетворения?
Второй по значимости ошибкой называют неправильную постановку цели, когда бизнесмен-новичок изначально плохо понимает, зачем он вкладывает средства и время в коммерческое предприятие. Тех, кто идет в бизнес за свободным временем или сверхдоходами, ждет быстрое разочарование. Прежде чем создавать бизнес-структуру, задумайтесь, насколько вы готовы к такому шагу, ведь у роли наемного работника тоже есть свои преимущества. Тот ли это случай, когда цель оправдывает средства, а средств (финансовых и личных) коммерческий проект потребует немало.
Совет №5. Даже успешный бизнес не приносит денег сразу. Необходима «подушка безопасности», которая позволит продержаться до того времени, как дело начнет приносить реальную прибыль. Период «раскрутки» может продлиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
3. Быть специалистом или экономистом – чему отдать предпочтение?
Тем, кто открывает свое дело, желательно выполнить 2 условия: быть специалистом в выбранной сфере и быть бизнесменом. При этом первое не обязательно, без второго коммерческое предприятие обречено. Быть бизнесменом - значит учитывать экономическую природу бизнеса. Разбираться в таких категориях, как прибыль, бизнес-план, емкость рынка, точка безубыточности. Это основополагающие понятия, без которых невозможно построить успешную структуру, приносящую прибыль. Хочется или нет, но придется «сесть за парту» и изучить основные экономические категории, на которых строится коммерческий проект.
Важно! Обязательным условием успешного старта является детальный бизнес-план. Причем план – это не просто 2 колонки с предполагаемыми затратами и доходами. Это полноценный документ, в котором отражены все аспекты будущего проекта: анализ рынка, характеристики продукта, маркетинговая стратегия, помесячный подсчет затрат и доходов, привязанный к реальному времени.
Опытный бизнесмен просчитывает экономический эффект от каждого своего шага:
- для чего нужны кредитные деньги, сколько я заработаю, закупив новое оборудование, транспорт, сняв новое помещение;
- какую прибыль принесет мне новый сотрудник;
- какие выгоды даст аренда склада;
- сколько клиентов в месяц привлечет новый вид рекламы и т. д.
Совет №6. Учитесь думать как экономист. Недооценка экономической природы бизнеса оборачивается для предпринимателя значительными финансовыми потерями.
4. Построение бизнес-модели важнее прибыли?
Недооценка формализации бизнес-процессов – еще одна распространенная ошибка неопытного бизнесмена. Иногда предприниматель бросает все силы на рекламу и раскрутку, на то, чтобы привлечь в свою компанию посетителей, при этом уделяет мало внимания отладке процессов внутри своей бизнес-структуры. Как построен прием телефонных звонков, работа сайта, процесс оплаты и доставки? Вовремя ли подвозят товар поставщики, хорошо ли сотрудники знают свои функции и умеют работать с клиентами? Если ответ на все эти вопросы «да», реклама сработает эффективно, если «нет» - придется в первую очередь заняться внутренней архитектурой бизнеса.
Потеря клиентов и денег может происходить на каждом из перечисленных этапов, задача бизнесмена – организовать всю цепочку таким образом, чтобы покупатель благополучно и быстро добирался до финала (оплаты и получения товара). Бизнес-структура должна работать, как часовой механизм: это заезженное выражение как нельзя лучше подходит к организации бизнес-процессов. Каждый сотрудник должен знать свою роль, свои обязанности и свое место. Те процессы, которые можно механизировать и автоматизировать, необходимо поручить программам и машинам.
Совет №7. Помните о том, что коммерческое предприятие принесет больше дохода тогда, когда оно правильно организовано. Бизнес-процессы должны быть отлажены до автоматизма. Только таким образом снижаются потери финансов и времени.
5. Польза принципа Парето для бизнеса
Одной из фатальных ошибок начинающего бизнесмена становится неправильная расстановка приоритетов и неумение себя ограничивать. Работа «на себя» предполагает стопроцентное погружение в процесс. И все же необходимо лимитировать свои ресурсы и время, ориентируясь на определенный, достижимый эффект. С этой точки зрения личные деньги предпочтительнее инвестиционных (кредитных), а совмещение бизнеса с основной работой или другим проектом – более полезно, чем бездна свободного времени.
Очень хорошо в этом вопросе помогает так называемый закон Парето, который утверждает, что 20 процентов наших усилий дают 80 процентов результата. Наверняка среди списка дел есть такие, которые за небольшой промежуток времени принесут основную прибыль – им и следует отдать приоритет. Если же в список попали пункты, которые требуют обязательного выполнения, но доходности от них ждать не приходится, лучше отложить их на менее занятые дни или поручить другим людям.
Совет № 8 Ограничение во времени и средствах учит предпринимателя экономно расходовать ресурсы, извлекая из них максимальную прибыль.
6. Учет, калькуляция и контроль – 3 кита успешного бизнеса
Мало запустить бизнес – его необходимо контролировать. Работа «на себя» предполагает, что бизнесмену придется вникать во все нюансы нового дела (даже те, которые не касаются его непосредственно): бухгалтерию, законодательство, работу секретаря, уборщицы, грузчиков, телефонистки. Чем больше внимания к «мелочам», тем меньше неприятных сюрпризов. Камеры видеонаблюдения, контроль за исходящими и входящими звонками, личный обзвон клиентов и сбор информации о качестве обслуживания, а также анализ финансовых результатов (за день, за неделю, месяц, год и т. д.) должны стать для бизнесмена повседневными инструментами. Если пустить процесс на самотек, компания очень быстро «покатится под уклон».
Также к ошибкам начинающего бизнесмена относят излишнее доверие. Даже квалифицированные юристы и экономисты могут дать ошибочный совет, неправильные рекомендации (ведь они не рискуют своими деньгами). О людях некомпетентных и говорить нечего. Кроме того, российское законодательство содержит ряд противоречивых норм, которые можно толковать по-разному. Поэтому слепое доверие кому бы то ни было в вопросах бизнеса (в том числе своим деловым партнерам) – не входит в список достоинств успешного бизнесмена.
Совет №9. Проверяйте чужие слова и дела, перечитывайте договор, прежде чем подписать, тестируйте продукт, прежде чем купить, будьте в курсе инициатив налоговой службы, читайте самостоятельно свежие законодательные акты – это обезопасит от многих проблем.
Подведем итоги
Что главное в бизнесе? Уметь рисковать, убеждать, анализировать? Быть профессионалом в выбранном деле? Любой опытный предприниматель скажет, что главное в бизнесе – уметь считать. Просчитывать экономические последствия принимаемых решений. В повседневной жизни успех может измеряться личной популярностью, спортивными достижениями, семейными ценностями, но в коммерции он измеряется только рублями. Показатель успешности предприятия единственный – приносит оно доход или нет.
Важно! Прибыль – это не только приятные «лишние» деньги, но и возможность развивать свое дело дальше, переходить на новую ступень. Задача бизнесмена – сделать шаг от идеи к ее воплощению, построить работающий механизм, в котором все операции совершаются с минимальными потерями денег и времени, а сотрудники готовы к новым вызовам и масштабам.
Избегая оригинальных идей, неоправданных трат и излишне доверительных отношений, можно создать успешное предприятие, функционирующее по законам рынка. Для начинающего предпринимателя разумное копирование чужой модели и учет чужих ошибок – предпочтительнее собственных шишек «с нуля». Освоив главные законы рынка, можно переходить на новую ступень: пробовать воплощать оригинальные идеи и новаторские формы ведения бизнеса.
Совет №10. Если вы видите, что, несмотря на все усилия, ваше дело убыточно, найдите в себе силы вовремя остановиться.