Руководство по разработке инвестиционных предложения и бизнес-планов
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
- РЕЗЮМЕ
- ИНИЦИАТОР ПРОЕКТА
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА (ПРОДУКТА)
МАРКЕТИНГ (Маркетинговый анализ)
- АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ
- СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОДАЖ
- ПРОГНОЗ ПРОДАЖ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
- ТЕХНОЛОГИЯ
- МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
- СТРОИТЕЛЬСТВО
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ
- ПЕРСОНАЛ
- РАЗРЕШЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ, ПАТЕНТЫ
- ЭКОЛОГИЯ
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА И ФИНАНСОВАЯ РЕАЛИЗУЕМОСТЬ
- ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ
- ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ
- ТЕКУЩИЕ ЗАТРАТЫ ПРОЕКТА
- ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
- ПЛАНИРУЕМЫЙ БЮДЖЕТ
- ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ДЕЙСТВУЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ
- ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ
- ЧИСТЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК
- ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- ВЫБОР СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ
- ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
- МЕТОДЫ АНАЛИЗА
- СНИЖЕНИЕ РИСКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Финансовая модель инвестиционного проекта
Введение
Настоящее Руководство разработано с целью упростить и упорядочить подготовку бизнес-планов и инвестиционных предложений, разрабатываемых торгово-промышленными палатами, их клиентами и партнерами. Документ рассчитан на специалистов региональных ТПП и компаний-инициаторов проектов. Он поможет корректно учесть и представить ключевую информацию о реализуемом проекте, его финансовых, операционных и прочих аспектах.
Требования к анализу проектов и принципы подготовки бизнес-плана могут существенно меняться в зависимости от целей проекта и условий его осуществления. Промышленное производство значительно отличается от торговли или сферы услуг, финансирование проектов в рамках зрелого бизнеса не похоже на венчурное инвестирование в инновационные идеи. Авторы Руководства не стремятся охватить все возможные виды проектов, поэтому главным образом, это руководство ориентировано на следующие категории проектов:
По отраслям:
- промышленное производство;
- коммерческое и промышленное строительство;
- торговля и логистика.
Проекты в таких отраслях, как сфера услуг, сельское хозяйство, информационные технологии будут иметь некоторые отличия в подходах к анализу, хотя общие принципы, безусловно, останутся прежними.
По типу компании и проекта:
- компании в сфере малого и среднего бизнеса[1].
Крупные компании и проекты требуют большего внимания к общеотраслевым, а зачастую и к мировым тенденциям, отношениям и данным. В анализе этих компаний также есть отличия, которые не рассматриваются в данном Руководстве. Чем крупнее будет запланированный проект, тем больше в нем может возникнуть вопросов, не рассмотренных в этом документе. С другой стороны, чем меньше размер компании, тем менее детализированными будут ее планы. Для проектов в сфере малого бизнеса можно пренебречь частью требований этих рекомендаций, чтобы упростить работу над бизнес-планом и не пытаться собрать информацию, прогнозирование которой для небольшого предприятия затруднительно.
По способу финансирования:
- собственный капитал инициатора проекта и его партнеров;
- средства государственной поддержки;
- кредиты банков и лизинговое финансирование.
Если рассматриваемый проект ориентирован на венчурного инвестора – специализированные фонды или бизнес-ангелов, то подход к представлению проекта и дальнейшей работе с ним будет существенно отличаться от того, что описано в этом Руководстве. В этом случае рекомендуется опираться на другие рекомендации, ориентированные именно на венчурные инвестиции.
Методические рекомендации написаны в расчете на специалиста, имеющего некоторый уровень базовых знаний в области организации конкретного вида деятельности, маркетинга, а также экономики и финансов. Необходимая основа для понимания и применения рекомендаций включает:
- знание принципов организации бизнеса изучаемого проекта, понимание используемой системы ценообразования, структуры затрат, налогообложения;
- базовые принципы маркетингового анализа;
- навыки работы с бухгалтерской информацией (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств);
- основы финансового анализа (понятия ликвидности, оборачиваемости и т.п.).
Руководство не является учебником по оценке проектов. Это краткая инструкция, помогающая в правильной организации работы по анализу предполагаемых инвестиций и представлению их потенциальным инвесторам. При необходимости, изложенные здесь подходы могут быть более подробно изучены в литературе и методиках, которые послужили основой для подготовки этого документа:
1. Беренс В., Хавранек П.М., «Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований», Вена: ЮНИДО, 1995 [2]
2. Кольцова И.В., Рябых Д.А., «Практика финансовой диагностики и оценки проектов», М.: Вильямс, 2007
3. Йескомб Э.Р. «Принципы проектного финансирования», М.: Вершина, 2008
4. Официальное издание Минэкономики и Минфин РФ, «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», М.: Экономика, 2000
Руководство подготовлено компанией "Альт-Инвест" по заказу Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике". Авторский коллектив:
Кольцова И.В., Рябых Д.А.
[1] Определение понятия "Субъекты малого и среднего бизнеса" дается, в частности, в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также в Постановлении Правительства РФ №556 от 22.07.2008 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Согласно этому определению, к средним компаниям относятся компании с годовым оборотом не более 1 млрд. руб. (без НДС).
[2] Издание известно, также, как «методика ЮНИДО», “Manual for the Preparation of Industrial Feasibility Studies”.
Также рекомендуем :
- Раздел Написание бизнес-плана (+ Методические рекомендации «Как составить бизнес план при открытии собственного дела»)
- Инвестиционные проекты глазами инвестора
- Составление инвестиционного проекта
- Оценка инвестиционного проекта
- Взаимодействие с инвесторами
- Как составить бизнес-план, чтобы привлечь инвестора?
- Бизнес-план создания фирмы фотоуслуг