Х.-П. Циммерманн. К большому успеху в малом бизнесе. 8 Пока все сам не сделаешь
4. Пока все сам не сделаешь...
После того как я рассказал о пиле владельцу фирмы, отметив при этом, что ее стоило заменить уже только по соображениям безопасности труда, я нашел его на следующий день обложенным со всех сторон различными каталогами инструментов. На мой удивленный вопрос, чем он занимается, он ответил: «Ищу новую пилу, что же еще? Уже целый час листаю каталоги и не могу ни на чем остановиться».
Вы уже догадались, что речь идет о еще одной болезни среднего предпринимателя — стремлении все сделать самому. В данном случае этот руководитель, во-первых, неразумно тратит свое дорогое время на вещи, о которых не имеет ни малейшего понятия. А во-вторых, сотрудник со своей стороны может и обидеться, если ему всучить какую-то новую пилу, предварительно не поинтересовавшись его мнением как специалиста. Здесь мы имеем дело с типичным случаем делегирования ответственности.
Сотрудник был вызван в офис, и мы дали ему полную свободу выбора. Если бы вы видели, как он был рад этому! Он получил возможность приобрести ту пилу, которую хотел, а у руководителя стало одной проблемой меньше. Этот случай еще долго оказывал положительное влияние на настроение сотрудника и его отношение к своим обязанностям.
Если предприниматель охвачен «работоманией», то, на мой взгляд, существуют два варианта проявления «болезни».
Первый тип больного — это очень способный, но, к сожалению, весьма нетерпеливый человек. К самому себе он обычно предъявляет высокие требования и в основном способен их выполнить. Но ошибка его состоит в том, что к своим сотрудникам он подходит с той же меркой. И если что-то не удается или идет, по его понятиям, слишком медленно, тут же проявляется его нетерпение — и вот уже готова всем известная фраза: «Пока сам все не сделаешь...»
Второй тип страдает явно выраженным комплексом неполноценности. Он боится, что все его надежды рухнут, если он не будет совать свой нос во все дела.
Если в одном из этих типов вы узнали себя, то не стоит особо переживать. У многих предпринимателей появляются подобные симптомы. Лекарство, которое я могу предложить, само по себе весьма эффективно, но оно вряд ли поможет, если вы не измените своей принципиальной позиции.
Вспомните, о чем мы говорили во втором разделе книги, и каждое утро повторяйте вслух по двадцать раз одну и ту же фразу: «Я ценный работник и прекрасный человек. Я должен сосредоточиться на самых важных проблемах, а все другое предоставить решать моим умелым сотрудникам. Я уверен в их компетентности и чувстве ответственности».
5. Нет времени!
Нет времени! Вдумайтесь в чудовищность этого выражения. Ведь время в конце концов не что иное, как жизнь. А теперь попробуйте заменить в следующих выражениях слово «время» на слово «жизнь»: нет времени, убивать время, тратить время попусту, разбазаривать время.
В одной из церквей я однажды обнаружил брошюру, на обложке которой было написано: «Жизнь — это время, отпущенное нам смертью». Удивительно точно. И каждый раз, когда вам захочется сказать «нет времени», сделайте паузу и подумайте, сколько времени даровала вам смерть и на что вы его используете.
В своей книге «Сегодня начинается последний отрезок твоей жизни» С. Бетиус и X. Цельвегер приводят одно прекрасное упражнение, которое я регулярно использую в своих семинарах. Чтобы при этом достичь наилучшего результата, необходимо предварительно расслабиться. Включите приятную медленную музыку или воспользуйтесь аудиокассетой с одной из многочисленных программ с упражнениями на снятие напряжения и расслабление. Представьте, что вас посетила прекрасная фея, готовая исполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Чаще люди ведут себя так, как будто основная цель их жизни стать сказочно богатым. Ну, если остается еще время, то можно подумать и о любви. И только на последнем месте в этом ряду стоят они сами со своим физическим и духовным здоровьем.
Но это еще не все! Перейдем сразу к следующему упражнению. Представьте, что вы слышите голос, который говорит вам: «Мне очень жаль, но тебе осталось жить всего год. И умрешь ты здоровым и без боли». Что вы стали бы делать в этот последний год вашей жизни? Позднее я скажу вам, что отвечает в этом случае большинство, а пока продолжим упражнение. Вновь слышен тот же голос и он сообщает вам, что «наверху» произошла ошибка и что речь идет не о годе, а об одном месяце. Правда, и в этом случае вы умрете здоровым и без физических страданий. Что вы предпримете в оставшийся вам месяц?
И теперь последний шаг. Правильно. Голос сокращает вашу жизнь до одного дня. Спланируйте последний день своей жизни. Вы что-нибудь почувствовали? Теперь мы вплотную подошли к самому главному. Вновь звучит голос, который торжественно сообщает: «Мы ошиблись. Этот день не последний в твоей жизни. Ее конец пока не определен». Как вы теперь поступите? Будете в этом случае делать что-то по-другому?
Около 90 % людей хотят в последний год своей жизни пережить что-то особенное, воплотить в жизнь свою мечту. Большинство уже не отдает предпочтения своей профессии, и это доказывает, что в настоящий момент они делают не то, что хотели бы делать в действительности. В последний месяц человек концентрирует внимание на важных человеческих отношениях. В программу месяца включается длительные прогулки с близким человеком, пребывание с детьми, если они есть. В последний день большинство стремится побыть в одиночестве и поразмышлять, просто посидеть где-нибудь на опушке леса и благодарить провидение за каждую подаренную минуту жизни.
Все это говорит о том, что большинство людей живет не в соответствии со своими собственными приоритетами, и поэтому их усилия не увенчаны успехом. Если на первое место среди приоритетов выходят деньги, а собственное здоровье остается на последнем, то вы будете жестоко наказаны жизнью.
В одной детской американской песенке поется приблизительно так:
Веди, веди свою лодку
Спокойно вниз по течению.
Радостно, радостно, радостно.
Жизнь — это только лишь сон.
Веди свою лодку, а не лодку соседа или супруга, веди ее спокойно, без суеты и нервотрепки. Вниз по течению, а не вверх, т.е. в согласии с Шоршем, а не вопреки ему. При этом ты должен быть радостным, а не угрюмым. Жизнь-то в конце концов лишь только сон. Тебе всю ночь снится сон, а потом ты просыпаешься. И понимаешь, что видел сон, только когда просыпаешься. Ты живешь и умираешь. И понимаешь, что ты жил, только тогда, когда умираешь. Постарайтесь хорошо запомнить эту мысль, и тогда вы освободитесь от того главного, что мешает достижению успеха,— от страха.
Эта глава не случайно включена в раздел о персонале. Если вы будете в дальнейшем придерживаться этих вновь приобретенных принципов, то они словно по мановению волшебной палочки перейдут и к вашим сотрудникам. Уэйн Дуайер однажды заметил: «Единственное, что удерживает вместе клетки вашего организма,— это гармония и создание неразрывной связи с чем-то более крупным. Все, что идет на пользу вам, полезно также и вашей фирме, и остальному миру».
6. Что делать, если кто-то заявляет об уходе?
Да, что же делать, если кто-то хочет уйти? Позволить ему это сделать? Я знаком с одним предпринимателем, которому несколько раз удавалось убедить сотрудника остаться. Он рассказал мне, в каких случаях он это делал: «Всегда есть мнимые и действительные причины ухода. Как предпринимателя меня интересуют только действительные причины. Если кто-то заявляет о своем уходе в связи с Желанием повысить квалификацию, то он делает это исходя из предположения, что у меня он подобной возможности не получит. В этом случае я решаю, нельзя ли в чем-то пойти ему навстречу. Если я очень доволен этим сотрудником, а он покидает нас по причине неблагоприятной рабочей атмосферы, царящей в фирме, то для меня это последнее предупреждение. В этих случаях я предпринимаю на производстве необходимые структурные перестановки. Естественно, может возникнуть ситуация, когда двое сотрудников не переносят друг друга. В этих случаях необходимо предусмотреть, чтобы оба реже входили в непосредственный контакт. Уже один только факт, что кто-то вроде бы без причин вдруг заявляет о своем желании уйти, настораживает меня и заставляет проверить, все ли так хорошо в фирме, как мне кажется».
Другой предприниматель придерживается абсолютно противоположной точки зрения: «Я даю возможность сотруднику уйти, если чувствую даже малейшие признаки внутренней готовности к уходу, т. е. когда я замечаю, что сотрудник уже не так поглощен делом, как раньше, чаще позволяет себе опаздывать, подрывает мораль, царящую в коллективе. С меня достаточно одного случая, когда подобный сотрудник что-то своровал в магазине и скопировал адреса клиентов. Убытки от этого значительно больше, чем две-три зарплаты, которые я обязан ему выплатить в связи с увольнением».
Две крайние точки зрения. Я сознательно избегаю их оценки и хочу вместо этого дать вам несколько советов, над существом которых вы, быть может, раньше не задумывались.
Совет 1.
Предложите увольняющемуся составить специальное досье для своего преемника: где и какие документы можно найти? в каком состоянии проекты? какие контакты налажены с клиентами и поставщиками? имеются ли какие-то разъясняющие указания на этот счет? Подобное досье сослужит вам позднее неоценимую услугу, потому что, во-первых, преемнику трудно все сразу запомнить, и, во-вторых, и он не застрахован от болезней.
Совет 2.
Проследите, чтобы увольняющийся устно и письменно попрощался с теми поставщиками и клиентами, с которыми он непосредственно имел дело. Для них это будет свидетельством того, что сотрудник покидает вашу фирму без неприязни. Хорошо, если он в своем прощальном письме коротко объяснит причины своего ухода и представит преемника, если он уже известен.
Совет 3.
Если увольняющийся проявил себя хорошим специалистом и вы оба не имеете друг к другу никаких претензий, то я не вижу причин противиться тому, чтобы он помог вам в подборе преемника. В конце концов он знает лучше, какими качествами должен обладать претендент на освобождающееся место. Хороший результат дают объявления о приеме на работу, составленные с помощью увольняющегося сотрудника. Другое преимущество подобного подхода заключается в том, что окружающие воспринимают вашу фирму как «большую гармоничную семью».
Правда, доверять поиск кандидата на освобождающееся место самому увольняющемуся можно только в том случае, если он не страдает комплексом неполноценности. В противном случае он может порекомендовать вам худшего, чем он сам, специалиста, потому что втайне желает, чтобы фирма сожалела о его уходе.
Если вы будете следовать этим советам, то я гарантирую вашей фирме такой имидж, которого вы вряд ли добьетесь даже за счет самой дорогой рекламы.
7. Когда следует увольнять сотрудника?
В одной из своих работ Макс Фриш написал: «Наши души мучительно жаждут предательства». Звучит не очень утешительно. И тем не менее многие предприниматели своим поведением дают основание считать это утверждение верным. Я вспоминаю, как мне однажды позвонил один предприниматель, который был ужасно расстроен тем, что его лучший сотрудник оказался якобы сущим дьяволом. Предприниматель его уволил. Событие взволновало коллектив — никто не мог объяснить поспешность этого шага.
Вполне достаточно здравого смысла, чтобы понять, когда необходимо уволить сотрудника. Если его деятельность как специалиста не дает ожидаемых результатов, если он виноват в возникающем организационном хаосе или распространяет повсюду ложь и сплетни, то самое время хотя бы поговорить с ним.
Если сотрудник осознает свои слабые стороны, то можно предложить ему помощь, предоставив возможность посещать курсы повышения квалификации с частичной их оплатой за счет фирмы или семинар по организации труда, который поможет ему понять, как облегчить жизнь себе и окружающим.
Если после такой беседы не произойдет заметных изменений в лучшую сторону, следует вновь пригласить сотрудника и сообщить ему, что выход один — или он пишет заявление об увольнении по собственному желанию, или получает уведомление об увольнении от фирмы.
В зависимости от характера сотрудника я все же предпочел бы запретить ему появляться в фирме и предложил собрать свои вещи в моем присутствии. Не забудьте при этом лично проинформировать остальных сотрудников, однако без злости и упреков, иначе невольно могут возникнуть сомнения в правильности вашего стиля руководства. Возможно, у вашего сотрудника были хорошие друзья среди оставшихся, тогда недовольство будет распространяться как вирус, пока вы не сделаете профилактический «укол».
Чтобы ваша советь оставалась чистой, особенно важно не таить обиды на уволенного сотрудника, даже если вы понесли материальные потери. Я знал одного предпринимателя, которого его лучший сотрудник обманул на 60 тыс. франков. В течение нескольких месяцев бедняга не мог больше ни о чем другом думать.
Вы можете представить, как подобное влияет на деятельность всей фирмы. Вместо того чтобы таить обиду, подумайте лучше, чему научил вас случай с уволенным сотрудником. Может быть, вы узнали такое, что иначе далось бы вам еще более болезненным образом.
После этого приступайте к работе и, как положено, с радостным настроением.
Резюме для нетерпеливого читателя
• Если вы образцово руководите своей фирмой, то это автоматически привлекает хороших специалистов, причем независимо от состояния дел на рынке рабочей силы. Кто-то однажды сказал: «Нет плохих работников, есть плохие руководители».
• Приведите в соответствии свои объявления о найме работников и свой опыт в этом деле с действительностью. Если кто-то написал недостаточно хорошее заявление о приеме на работу, это еше не значит, что он будет плохим работником.
• Позаботьтесь о хорошем душевном и физическом самочувствии ваших сотрудников.
• Если сотрудник приходит к вам с какой-то проблемой, то требуйте от него предложений по ее решению. Снабдите сотрудника необходимым инструментом и предоставьте ему возможность самому решать проблему.
• Уделяйте время себе и своим сотрудникам. Время есть у всех, потому что время — это жизнь.
Ранее: