Юридические основы семейного бизнеса в России
В основе семейного бизнеса лежат так называемые фидуциарные, - лично-доверительные отношения. С точки зрения права фидуциарные сделки гораздо надежнее и прогрессивнее договорных обязательств. В отношениях такого рода не нужно ставить подпись, давать обещания, собирать информацию о партнере. Взаимодействие сторон строится на доверии, при этом основано не на риске, как например обязательства между учредителем и доверительным управляющим, а на кровнородственных связях. Мы же заботимся о своих близких людях: проявляем внимание, дарим подарки, доверяем свои мысли и идеи. Те же процессы происходят и в семейном бизнесе, когда сын, жена или брат по совместительству являются деловыми партнерами. Вот где наблюдается та самая конструктивность в решении всевозможных проблем и деловых вопросов. Стороны в таких отношениях абсолютно четко представляют для себя конечную цель, - моральное и материальное благополучие семьи. Уровень взаимопонимания в таких семьях существует на уровне языка жестов и взглядов.
В настоящее время семейный бизнес в России переживает новый бум развития. Это связано с тем, что большинство так называемых семейных компаний, т.е. юридических лиц, владельцами которых выступают родственники, являются субъектами малого предпринимательства. Малый бизнес, как свидетельствует мировой опыт, играет особую роль в развитии рыночной экономики. Становление малого предпринимательства в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях. Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
- малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;
- более высокий оборот капитала;
- малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.
Наиболее характерной правовой формой организации крупного семейного бизнеса в России является акционерное общество. При этом, по свидетельству McKinsey, на Западе именно акционерные общества прошли через экономическую депрессию, войны и другие кризисы, сохраняя семейный контроль над бизнесом. Поэтому опыт таких компаний имеет большую ценность для российского семейного бизнеса, который переживает первую смену поколений с начала 90-х годов и впервые столкнулся с проблемой сохранения контроля семьи над делом.
Первый «сюрприз» ожидал «фамильные» компании, в которых семья имела в собственности контрольный пакет акций, - их прогнозы на долгосрочный успех не оправдались. Уже второе поколение семьи, следующее за основателями фирмы, которые управляли бизнесом благодаря своей смекалке и предприимчивости, зачастую не обладает этими качествами и не настаивает на самостоятельном управлении компанией. Большинство обращения в нашу коллегию за получением профессиональной юридической помощи происходят именно в этот момент, когда в расширившейся семье возникает конфликт интересов, борьба за влияние и дивиденды, а также за роль руководителя компании.
Практика показывает, что большинство «семейных» споров разрешаются в рамках досудебной стадии конфликта. В данном случае сказываются те самые лично-доверительные отношения, благодаря которым, удается достичь общего понимания ситуации и нахождения взаимоприемлемого решения. Более того, некоторые семейные компании самостоятельно смогли избежать участи подобных споров благодаря изначально грамотно построенной политике управления фирмой. На основании проведенных консультаций и бесед с руководителями российских финансово-стабильных легальных компаний, я получил общее представление о том, как организован бизнес в таких фирмах. Ключом к их выживанию и успеху были сильное управление и строгая иерархия: большое значение имели неписаные законы ведения дела, переходящие от поколения к поколению, и точная осведомлённость о том, что означает право владения компанией. Право собственности - одновременно благословение и проклятие - дает семье возможность уничтожить бизнес так же, как и придать ему четкую форму и наслаждаться прибылью. Именно поэтому семьи-владельцы бизнесов создали системы сдерживаний и противовесов в основных трех измерениях семейного бизнеса: собственности, наблюдательном совете и менеджменте.
Обычно наблюдается путаница в устных и письменных договоренностях - как официальных, так и неофициальных - касающихся семейного бизнеса:
- как формируется управляющий совет компании и как он избирается;
- в каких случаях принятие решения требует консенсуса, квалифицированного большинства или взаимодействия акционеров;
- каковы условия, при которых члены семьи могут (или не могут) работать в данном бизнесе; как акции могут (или не могут) продавать внутри и снаружи компании;
- другие элементы корпоративной и финансовой стратегии.
Подобные соглашения, на разработку которых может уйти не одно десятилетие, помогают избежать трудностей при переходе власти от одного поколения к другому и служат основой для выполнения двух основных условий долгосрочного успеха семейных компаний: профессионального менеджмента и непрерывного управления бизнеса членами семьи.
Тенденцией последнего времени для российского семейного бизнеса стала организация холдинговых структур с относительно независимыми дочерними предприятиями. Последние также могут находиться в собственности у государства, хотя в основном семейные холдинговые компании полностью контролируют наиболее важные из дочерних фирм. Сохраняя компании как частные, семья избегает давления со стороны внешних держателей акций предприятия для быстрой и эффективной работы. Это позволяет компании осуществлять диверсификационную стратегию для достижения устойчивой прибыли и выживания в условиях изменяющегося рынка. Такой подход не играет роли для инвестора, но для семей, которые предполагают осуществлять контроль на протяжении нескольких поколении, видна и другая сторона медали. «Мы хотим обеспечить диверсификацию в нашем бизнесе так, чтобы наши акционеры не должны были изымать деньги и смогли бы осуществлять диверсификацию самостоятельно», - сказал мне один из руководителей семейной фирмы.
Все компании подобного рода видят себя как конгломераты, как компании, ведущие не один вид бизнеса. Но, несмотря на то, что некоторые фирмы имеют широкий спектр не связанных между собой бизнесов, все же большинство из них сосредоточены на четырех главных сферах. Все они ищут компромисс между бизнесом с высокими рисковыми показателями и бизнесом, который обеспечивает более или менее стабильный приток денежных средств. Многие из них дополняют основной бизнес рисковым капиталом и частной собственностью, в которые вкладывается от 10 до 20% их капитала.
Возможность быстро реагировать на возможности, которые возникают внутри сети семейного бизнеса, очень важна. Своевременно инвестированные десятилетие назад 5 млн.$ возвратились компаниям пятьюдесятью миллиардами. Стратегия состоит в том, чтобы постоянно обновлять свое портфолио. Обновлять так, чтобы компания могла себя защитить правильно сделанными инвестициями, плавно перераспределяя средства из устойчивого сектора к начинающему развиваться. В большинстве семейных компаний новые возможности ясны: прозрачный бизнес имеет для них предпочтение, поскольку такие фирмы ведут сдержанную инвестиционную политику. Это отличает «фамильный бизнес» от открытых компаний, которые имеют больший доступ к капиталу и в середине 90-х годов зачастую предпочитали рост в ущерб доходам.
Сегодня российский семейный бизнес, занимающий особую нишу на конкурентном рынке, привлекателен возможностью существовать без реструктуризации и расширения, а так же согласованностью финансовой политики с рисковой стратегией. Реинвестирование - единственная возможность для расширения семейного бизнеса, который не желает выпускать новые акции или увеличивать долги. Для многих семей это означает необходимость не распылять и тратить средства, а уделять внимание своей основной деятельности. Такого рода предприятия ориентированы на особую культуру ведения бизнеса и такие количественные показатели как рост компании и получение прибыли.
Семейные корпорации, несомненно, приносят еще и неэкономические выгоды: уважаемое положение в обществе, гордость и чувство принадлежности к семейным традициям. Также это и возможность для одних членов семьи работать в бизнесе, а для других – добиваться своих целей с опорой на этот бизнес. Большинство владельцев семейного бизнеса стараются передавать свое дело детям или родственникам, стараясь всячески мотивировать их для этого: проводят семейные собрания, вместе отдыхают, решают все вопросы компании вместе в формальной и неформальной обстановке. Они считают, что именно на таких встречах молодое поколение может понять важность семейного бизнеса.
Следует так же отметить, что все организационно-правовые формы российского семейного бизнеса являются привлекательными именно для добросовестных участников оборота, которые готовы вести предпринимательскую деятельность, рискуя всем своим имуществом. Для того, чтобы данные формы получили более широкое распространение необходимо предоставление субъектам семейного бизнеса определенных льгот, в частности, в области налоговых и кредитных отношений.
Адвокат Жуков Михаил Васильевич
Читайте так же по теме:
- Что такое семейный бизнес по-русски?
- Семейный бизнес: или что такое хорошо и что такое плохо?
- Как избежать конфликтов в семейном бизнесе
- 12 ключей к успеху семейного бизнеса"
- Юридические основы семейного бизнеса в России
- Семейный бизнес как способ минимизировать налоги
- Бизнес-развод