Проверочный список по легальности бизнеса
Минимальный проверочный список по легальности бизнеса.
Данный проверочный список можно использовать как справочный материал для проверки легальности бизнеса. В нем не предусмотрены специфичные виды бизнеса, такие как подпадающий под акцизы алкоголь, сигареты или квотируемый экспорт нефти. Вместе с тем данный список позволяет достаточно широко охватить любой бизнес.
Прежде всего, данный проверочный список предназначен для владельцев предприятий, генеральных (исполнительных) директоров, главных бухгалтеров, и иных лиц имеющих право подписи и право принятия управленческих решений на предприятии (заместителей по админу, коммерции, производству....).
Все вопросы рекомендую задавать в настоящем времени или за последние три года - это срок исковой давности по налоговым правонарушениям и преступлениям.
Это блок вопросов первостепенной важности.
Нарушения в ниже изложенных вопросах всегда приводят к нарушению Налогового кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях и иногда к нарушениям Уголовного кодекса РФ. Это то, на что госструктуры обращают внимание в первую очередь. Это то, что легко (когда нарушения имеются) легко выявляется и легко расследуется.
1.1. Все ли деньги, поступающие на предприятие на расчетный счет и в кассу предприятия, оформляются должным образом?
1.2. Бывает ли такое, что часть денег, поступающих на предприятие, не оформляются должным образом через кассу или расчетный счет предприятия?
1.3. Было ли такое за последние три года (срок исковой давности), что часть денег, поступающих на предприятие, не оформлялось должным образом через кассу или расчетный счет предприятия?
1.4. Бывает ли так, что часть денег предприятия обналичивается через подставные компании?
1.5. Было ли за последние три года так, что часть денег предприятия обналичивалось через подставные компании?
1.6. Бывает ли такое или было ли так за последние три года, когда товар (сырье, материалы) поступающие на предприятие оформлялись от подставных компаний?
1.7. Имеют ли место факты искусственного завышения закупочных цен (завышения себестоимости) продукции, сырья или материалов на вашем предприятии через подлог, дополнительное оформление документов, подставные компании?
1.8. Закупаете ли вы для вашего предприятия или перепродажи сырье, материалы, продукцию за наличные и при этом документы оформляете от других организаций или физических лиц?
1.9. Подделываете ли вы, каким либо образом документы о поставках продукции, сырья, материалов закупаемых вашим предприятием для собственных нужд или для перепродажи?
1.10. Бывает ли такое, что вы закупаете товар (сырье, материалы, продукцию) сомнительного происхождения или ворованную или с которой не заплачены все необходимые пошлины, сборы, акцизы?
1.11. Занимаетесь ли вы импортом? Если да, то платите ли вы все положенные по закону пошлины? Используете ли вы «серые» схемы таможенной очистки товара?
1.12. Подделываете ли вы или ваши сотрудники, какие-либо первичные документы на вашем предприятии: накладные, счета, счета фактуры, приходно-кассовые ордера, расходно-кассовые ордера, договора и т.д.?
1.13. Все ли сотрудники, получающие хотя бы один раз в год какое либо вознаграждение, должным образом оформлены на вашем предприятии?
1.14. Вся ли ваша заработная плата, иной доход легальны и с них полностью платятся налоги?
1.15. Всю ли заработную плату, иное вознаграждение, выплачиваемое вашим сотрудникам, вы официально проводите через вашу бухгалтерию?
1.16. Есть ли на вашем предприятии просроченные задолженности по налогам перед бюджетом (При общей системе налогообложения: НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество, налог на землю, .... При упрощенной или вмененной системах налогообложения: единый налог, платежи пенсионному фонду, платежи фонду социального страхования, НДФЛ)?
1.17. Каковы совокупные суммы этих просроченных задолженностей?
1.18. Было ли так за последние три года, что ваше предприятие не полностью заплатило какой либо налог, искусственно скрыв доход или выплату заработной платы или завысив себестоимость товара, продукции, сырья, материалов?
1.19. Даете ли вы или кто-либо из ваших сотрудников взятки, не законные подарки кому-либо из государственных служащих?
1.20. Даете ли вы или кто-либо из ваших сотрудников «откаты» кому-либо из руководителей или сотрудников других предприятий?
1.21. Оказывает ли вы или ваши сотрудники, какие-либо иные не законные услуги госслужащим или сотрудникам других коммерческих предприятий?
1.22. Имеются ли на вашем предприятии нелегальные не лицензионные программы такие как: 1С, гарант, консультант плюс, антивирусные программы, иное не легальное, не лицензионное программное обеспечение?
Это второй по степени важности блок.
Нарушения этих вопросов приводят к административным правонарушениям, штрафам и могут привлечь не нужное внимание госструктур.
2.1. Своевременно ли вы на вашем предприятии сдается отчетность перед госорганами? Есть ли не сданная своевременно отчетность?
2.2. Сдаете ли вы (ваше предприятие) липовую отчетность госорганам?
2.3. Выдаете ли вы (ваше предприятие) своим клиентам все необходимые документы на проданные им товары, работы, услуги, сырье, материалы, продукцию?
2.4. Имеются ли в вашем распоряжении фирмы купленные на подставные лица?
2.5. Есть ли на вашем предприятии не законные печати, штампы, бланки?
2.6. Законно ли получают деньги учредители? Если вы учредитель, то оформляете ли вы законным образом все получаемые вами деньги?
2.7. Платите ли вы арендную плату, коммунальные платежи полностью законно? Имеются ли у вас все необходимые легальные документы от вашего арендодателя на всю сумму арендных платежей?
2.8. Полностью ли поставлено на баланс имущество, находящееся на предприятии, принадлежащее предприятию?
2.9. Имеется ли все необходимые подписи руководителей предприятия и бухгалтера в первичных документах, книгах?
2.10. Ведется ли бухгалтерия предприятия ежедневно в настоящем времени?
2.11. Есть ли на предприятии какие-либо компрометирующие вас или ваше предприятие базы данных, записи, файлы, папки, блокноты, тетради?
2.12. Содействуете ли вы кому-либо на своем предприятии в неуплате налогов или иной незаконной деятельности?
2.13. Имеется ли на вашем предприятии оформленный в соответствие с законом лимит остатка кассы?
2.14. Директор (ген. директор, исполнительный директор, управляющий ИП) предприятия указанный в ЕГРЮЛ, является ли он реальным директором предприятия?
Учредительные документы предприятия.
Данный блок вопросов является ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ.
3.1. Зарегистрировано ли предприятие в регистрирующем органе?
3.2. Стоит ли предприятие на учете в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, стат. органе?
3.3. Соответствуют ли фамилии Участников в учредительных документах реальным владельцам предприятия?
3.4. Соответствует ли адрес места нахождения предприятия (юр. адрес) указанный в учредительных документах, реальному адресу места нахождения исполнительного органа предприятия (дирекции) или адресу прописки одного из учредителей или адресу предоставленному уполномоченным Правительством Москвы органом?
3.5. Соответствуют ли виды экономической деятельности указанные в учредительных документах реальным видам деятельности, осуществляемым предприятием?
3.6. Имеются ли на предприятии все необходимые Протоколы (Решения) собраний учредителей: о создании общества, о назначении директора, о годовых собраниях и т.д.?
Персонал:
4.1. Все ли сотрудники работающие на предприятии оформлены в соответствие с Трудовым кодексом РФ: имеется заявление, приказ, трудовой договор, карточка формы Т2, трудовая книжка и прочие необходимые документы?
4.2. Имеется ли на предприятии штатное расписание, утвержденное директором?
4.3. Имеются ли на предприятии приказы о переводе, отпусках, командировках и прочие приказы по перемещению персонала?
4.4. Оформлены ли вы законным образом на вашем предприятии?
4. Прочее:
4.1. Все ли необходимые товары, сырье, продукция, продукты и т.д. которые должны иметь сертификаты качества, сертификаты соответствия имеют подобные сертификаты? Подделывает кто-либо на вашем предприятии данные сертификаты?
4.2. Если ваша деятельность лицензируется, то имеются ли на вашем предприятии все необходимые лицензии?
4.3. Если для вашей деятельности должны быть оформлены соответствующие разрешительные документы СЭС, то имеются ли они?
4.4. Соблюдаются ли на вашем предприятии меры противопожарной безопасности и оформлено ли все необходимое: план эвакуации, инструкция о мерах противопожарной безопасности, журнал инструктажа, приказ о назначении ответственного за противопожарную безопасность, есть ли огнетушители, датчики пожарной сигнализации?
4.5. Поддерживаете ли вы каким-либо образом нелегальные, незаконные сделки ваших поставщиков или потребителей?
4.6. Поддерживаете ли вы каким-либо образом не полную уплату налогов вашими поставщиками или потребителями?
4.7. Оплачивали ли вы свой одитинг или обучение деньгами, с которых небыли заплачены все необходимые и полностью налоги?
4.8. Вносили ли вы в МАС, проект «Наш дом», «Эйбл», комиссию по правам человека, ВАЙС или любые другие проекты Саентологических миссий, церквей какие либо деньги с которых не полностью были заплачены налоги?
Примечание: Для желающих привести документацию своей организации в идеальный порядок, имеются расширенные (по градиенту) проверочные списки.
С уважением,
23.12.2011