Бизнес под копирку
- Франчайзинг в России развивается заметно быстрее и надежнее (в смысле меньшего количества банкротств), чем экономика в целом, - начала госпожа Сойак. - Эта форма бизнеса за последние 10 лет развития получила неплохую популяризацию, причем не только в предпринимательской, но и в чиновничьей среде; во многом - через специализированные выставки BUYBRAND, отраслевые и региональные форумы и семинары, выступления представителей РАФ в деловых СМИ. Заметно совершенствуется законодательство, я имею в виду прежде всего последние поправки в Закон о коммерческой концессии.
Ситуация на рынке
- Сколько иностранных компаний-франчайзеров представлено сегодня в России? Сколько собственно российских проектов развиваются по франчайзингу?
- Всего в России действуют свыше 600 франчайзинговых систем, 34 % из них – зарубежные . Соответственно 66 % - российские. Любопытно отметить, что за последнее время все больше стало появляться вполне успешных региональных франшиз. Если раньше развитие шло из Москвы в регионы, то теперь мы наблюдаем и обратную тенденцию.
- Каково соотношение франчайзи в общепите и в ритейле, чьи франшизы интереснее сегодня российским предпринимателям?
- Перекос в сторону розничной торговли сохраняется. И это не является нашей какой-то исключительной особенностью. В Италии и Франции, например, как и в России, в формате франчайзинга главенствует сфера розничной торговли, только с еще большим преобладанием. В этих странах лидирует франчайзинг в сфере фэшн-ритейла. Если в России, по нашим данным, франчайзинг в сфере розничной торговли занимает чуть больше 50 % (включая и продовольственный ритэйл), то в Италии больше 65 % (только фэшн-сегмент). Условия рынка диктуют, в каком из сегментов выгоднее развиваться.
Сегодня в России также большим спросом пользуются и активно развиваются франшизы сегмента фаст-фуд. Помимо ритейла и общепита активно развиваются франшизы сферы детского дошкольного воспитания, обучения иностранным языкам, различные спортивные клубы, франшизы прачечных и химчисток.
- В кризис некоторые иностранные компании приостановили развитие своих сетей по франчайзингу и предпочли самостоятельно выйти на российский рынок. Как дела обстоят сейчас?
- Эта тенденция – курс на ведение дел в РФ самостоятельно, без российского партнера – получила дальнейшее развитие. Войдя и освоившись на рынке, обзаведясь необходимыми особенно у нас связями, правообладатель порой не продляет франчайзинговый договор и работает собственными точками. Особенно это характерно для рынка luxury.
Взаимоотношения партнеров
- Какое-то время назад сети общепита часто негодовали по поводу своих франчайзи - мол, те покупали франшизу, узнавали, как делается бизнес, а потом отказывались от франшизы и самостоятельно открывали подобный проект. Есть такая практика и в ритейле? Или он "застрахован" от подобного, поскольку бренд ритейлера - это чаще и товарный бренд?
- От подобного не застрахован ни один сектор франчайзинга, хотя поставки товара, конечно, хороший рычаг для контроля. Но при мошенничестве монобрендовый магазин, сохраняя похожие названия и дизайн, становится мультибрендовым, с разными поставщиками. Но судя по всему, мошенничества в целом во франчайзинге в РФ становится меньше. Всё-таки рынок становится цивилизованней.
- Есть и другая проблема - ленивые франчайзи, надеющиеся на то, что бренд сам будет работать на привлечение покупателей, в конце концов они их теряют и одновременно оказывают медвежью услугу франчайзеру, поскольку страдает имидж бренда в целом. С другой стороны есть и липовые франшизы, т.е. встречаются и недобросовестные франчайзеры. Насколько чистоплотны сегодня франчайзи и франчайзеры?
- Хочу напомнить, что франчайзинг – это форма ведения бизнеса, которую может использовать любой бизнес, если посчитает это выгодным. Степень «чистоплотности» и тех, и других зависит от человеческого фактора. Мошенничество встречается в любой сфере и франчайзинг здесь исключением не является. Однако, Россия, безусловно, уже давно перестала быть той дикой страной, не имеющей никакого понятия о бизнес- культуре ,как, например, это было лет 15 назад. Общий уровень предпринимательской культуры стал значительно выше, но это не исключает возможности «напороться» на «липовую» франшизу или жулика-франчайзи. И чтобы этого не произошло перед покупкой франшизы необходимо провести серьезную работу по изучению, как самой концепции, так и людей, которые работают в системе, обязательно пообщаться с уже действующими франчайзи. Франчайзерам же не стоит сразу продавать франшизу каждому, кто обратился, сначала надо уделить время детальному знакомству с кандидатом.
- Что дает франшиза фрнчайзи и франчайзеру? В чем выгода для обеих сторон?
- Младшим партнерам франчайзинг дает узнаваемость бренда, уже наработанную лояльность потребителей, маркетинговую поддержку, наработанную схему, надежность. Вкладывая деньги в какой-то проект, люди, прежде всего определяют его рентабельность, рассчитывая вернуть деньги в обозримой перспективе. Франчайзинг сулит хорошую возвратность. Франчайзеру эта система позволяет охватывать большие, часто удаленные торговые пространства за счет средств инвестора, серьезно повышая капитализацию бренда. Так франчайзер становится глобальным игроком с весьма мобильным бизнесом.
За период активного движения рынок франшиз набрал хорошую динамику: на 30% в год увеличивается количество точек, на 25% — количество франшиз. Это говорит о популяризации схемы.
- Сегодня компании, предлагающие франчайзинговые программы говорят об "обратном франчайзинге", "прямом франчайзинге", "мягком франчайзинге". Это их маркетинговый ход или все-таки есть принципиальная разница между данными предложениями? Как разобраться потенциальному франчайзи?
- Разница есть. Обратный франчайзинг является новой для РФ формой взаимодействия. При обычном прямом франчайзинге франчайзер предоставляет права на свой бренд франчайзи и получает за это роялти – очень небольшие периодические отчисления от прибыли. При обратном франчайзинге франчайзер , например, Х5 Retail Group контролирует все процессы в магазине-партнере и получают всю прибыль, отчисляя партнеру от 13-18%. Подобная форма взаимодействия позволяет очень сильно снизить первоначальные затраты франчайзи за счет того, что полностью отменяются ежемесячные выплаты франчайзеру и серьезно снижается вступительный взнос, все товары поставляются со значительными скидками из единого распределительного центра.
Перед кем открываются перспективы?
- Можете составить портрет "среднестатистического франчайзи"? Каким видят франчайзеры своего партнера? Насколько крупная это должна быть компания? Может быть, велика роль личности руководителя?
- «Портрет среднестатистического партнера», если так угодно выразиться, это портрет в основном малого предпринимателя. Но нередко бывает, что и средний, и даже крупный бизнес выступает в роли франчайзи. Поэтому использовать понятие «портрета среднестатистического партнера» неправильно. Что касается роли личности, то многие западные франчайзеры, например, говорят, что продают франшизу только тем кандидатам, которых бы с удовольствием взяли на позицию топ-менеджера в головной офис.
- Какие регионы России сегодня интересны сетям для развития?
- Сетям интересны все регионы с платежеспособным кучно проживающим населением. Это и Краснодарский край, и ХМАО. Особо, с неотвратимой силой, франчайзера тянет в города-миллионники. Малые города неинтересны, потому что там мало потребителей, но самое главное — там низкая предпринимательская активность.
- О каких проблемах будет говориться на IХ форуме «Франчайзинг в России» нынешней осенью? Какие интересные сегменты рынка подскажете для освоения предпринимателям? Может быть, уже известно, какие новые бренды будут представлены на выставке BUYBRAND?
- В этом году у нас будет представлено много новых концепций из разных стран. Например, немецкая франшиза электронного подбора индивидуального аромата Parfume Bar, американская франшиза чудесных пекарен «Синнебон», немецкая сеть ресторанов быстрого обслуживания NORDSEE. С помощью Французского торгового представительства готовится участие в BUYBRAND ряда французских компаний, а с помощью Бразильской ассоциации франчайзинга – интересных бразильских франчайзеров. Что касается форума, то программу мы готовим, исходя из перспективных возможностей франчайзинга, трендов, дальнейших путей развития. Коснемся таких вопросов , как перемещение активности сетевого бизнеса с сильными концепциями из кризисных стран (Испания, Греция, Италия, Португалия, в меньшей степени Франция и др.) на новые развивающиеся рынки, в страны БРИК; поговорим о вступлении России в ВТО, его плюсах и минусах для сетевой розницы, а также послушаем доклады об опыте зарубежных коллег-франчайзеров и многое другое.
Цифры
Лидером рынка франчайзингав мире являются США - в стране работает около 750 тысяч франчайзинговых предприятий. В ТОП-3 также входят Китай и Австралия. Прирост российского рынка составил около 98%. Больше половины франчайзинговых систем в нашей стране работают уже более 5 лет, 43, 5% - это более молодые франшизы. 62% рынка занимают отечественные бренды. Наибольшее развитие получили системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 млн. рублей). По данным РАФ, в России франчайзинг развивается в основном в ритейле и общепите (57% и 16% соответственно). Для сравнения, в США больше распространены франшизы в В2В-сфере (28%) и fastfood (24%), а ритейл-франшизы занимают лишь 9%.
О поддержке властей и потенциале франчайзинга
Минэкономразвития РФ назвал франчайзинг основным механизмом мультипликации субъектов и объектов малого и среднего бизнеса. В прошлом году на Санкт-Петербургском экономическом форуме франчайзинг был официально назван в числе приоритетов, он имеет реальную поддержку и работающую программу развития. Почему столько внимания власти уделяют договорам коммерческой концессии?Об этом на Всероссийском форуме «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов», прошедшем недавно в Тюмени рассказал Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга:
— Мир, за исключением огромных корпораций-монополий, в том числе государственных, давно развивается на основе лицензионных отношений. Весь бизнес построен на их основе. Хорошо зарекомендовавшие себя на федеральном уровне отечественные концепции и иностранные франшизы несут с собой международные стандарты ведения бизнеса, мировые технологии. Они задают тон, подстегивают по качеству. Последние три-пять лет всемирно известные, а следом и российские бренды появились во многих регионах. Франчайзинг хорошо растет, он попал в питательную среду.
В регионах созрел средний класс. Это тот самый рынок, на который и ориентировано большинство современных брендов. Народ стал требовательнее к качеству товаров и услуг, он хорошо зарабатывает, часто ездит за границу и видит, как должен выглядеть сервис, как взаимодействуют поставщик услуг и потребитель. И российские бизнесены готовы копировать эффективные схемы бизнеса.
Кроме того, мировой кризис показал устойчивость франчайзинговой концепции. В 200-8-2009 гг. многие стартапы малого и среднего бизнеса и у нас в стране, и за рубежом свернулись. А франчайзинг выстоял, в 2009 году даже стал расти: увидел опустевшие ниши ушедших с рынка игроков и начал их занимать. Он вообще устойчив. В любом бизнесе выживает в первые пять лет только 15% стартапов, а здесь — закрывается лишь 5% новых точек.
Совершенствуется и правовая и экономическая среда для распространения франчайзинга в России. РАФ уже добилась внесения необходимых поправок в законодательство, в частности в Гражданский кодекс, которые совершенствуют правовую базу для франчайзинга — договор коммерческой концессии. В принципе правовая база неплохая. С экономической сложнее. Наши зарубежные коллеги по сравнению с нами в тепличных условиях: у них более интересные кредиты, государственные программы, субсидирование поставлено на поток. Если говорить о мерах господдержки, которые уже заложены, без лишней скромности могу заявить, что в России одна из наиболее совершенных систем поддержки предпринимательства. На федеральном уровне РАФ получила поддержку Минэкономразвития, закрепила договоренности с регионами на развитие региональных программ франчайзинга в Екатеринбурге, Ярославле, Красноярске, Перми, Самаре, Тюмени.
Но как всегда, дьявол кроется в мелочах, в вопросах правоприменительной практики: органы, осуществляющие поддержку, не стремятся, чтобы любой заинтересованный предприниматель знал, куда идти, где брать, что ему положено.