Не хлебом единым жив человек. О нематериальной мотивации персонала
Вряд ли кто-то усомнится в важности использования нематериальной мотивации персонала для повышения эффективности бизнеса. В той или иной форме эти методы используются в любой компании, но подчас практике их применения не хватает процедурности, регулярности и обязательности. В статье описана процедура реализации такой методики на основе формирования индивидуальных планов развития сотрудников, приведены практические результаты применения методики в торговой компании.
В старые добрые докризисные времена Иван Иванович, владелец и директор небольшой торговой компании, не сильно задумывался о мотивации сотрудников. Разумеется, персонал коммерческих подразделений был застимулирован на достижение объективных показателей, а сотрудники отделов поддержки могли рассчитывать на премии за особо выдающиеся достижения. Нехитрая система мотивации компании дополнялась штрафами, которыми директор мог отметить нарушения трудовой дисциплины и внутреннего распорядка.
Пожалуй, единственное, что беспокоило Иван Ивановича в отношении персонала, так это достаточно высокая текучесть кадров: сотрудники, отработавшие в компании несколько лет, могли легко покинуть её стены, получив возможность увеличить свой доход на 10-15%. Такую ситуацию Иван Иванович объяснял для себя неблагодарностью наёмных работников и старался предотвратить потерю особо ценных кадров дополнительной материальной компенсацией. Поскольку ветераны уже изучили кадровую политику шефа и научились использовать её особенности, их доходы давно превысили рыночный уровень.
Ситуация резко изменилась, когда до рынка компании дошли тенденции, порождённые экономическим кризисом. Спрос, а за ним и доходы компании, существенно упали, и владелец был вынужден предпринять меры по сокращению расходов, из которых зарплата персонала составляла значительную часть. Пережив первый шок после объявления новой экономической политики, сотрудники компании дружно оккупировали сайты по поиску работы, где их ожидало предсказуемой разочарование. Рынок труда под влиянием кризиса трансформировался в рынок работодателя, а уволенные коллеги – в озабоченных конкурентов, готовых продавать свой труд по сниженным ценам. Тем не менее, несмотря на призрачные шансы, персонал компании продолжал сканирование Интернета и рассылку резюме в поисках лучшей доли, а трудовые обязанности выполнял в свободное от поиска время.
Результат не заставил себя ждать и дела компании покатились под гору. Поскольку выказывать неудовольствие вслух никто не рисковал, а методы внутреннего мониторинга в компании не использовались, Иван Иванович обнаружил новое распределение активности персонала по возросшему Интернет-трафику. Ознакомившись со списком посещаемых сайтов, владелец сгоряча решил немедленно уволить наиболее активных соискателей, но быстро одумался. Несмотря на обилие потенциальных кандидатов, массовая замена ведущих сотрудников, наиболее активных в поисках новой работы, привела бы компанию к потрясениям, которые она могла и не выдержать в текущем положении. Ситуацию нужно было переломить другими методами, о которых директор решил посоветоваться со специалистами.
Нужно сказать, что менеджер по персоналу компании был уволен ещё в начале кризиса, поскольку задача найма новых сотрудников на ближайшее время была не актуальной, а другие процедуры по управлению персоналом Иван Иванович считал баловством. Совета пришлось искать на стороне и, несмотря на скептическое отношение к сторонним консультантам, Иван Иванович решил обратиться к рекомендованному друзьями специалисту по управлению персоналом.
Консультант, специалист с большим практическим опытом и богатым арсеналом методик, оперативно диагностировал ситуацию на основе информации, предоставленной руководителем компании и интервью с ведущими сотрудниками, и предложил ряд мер по исправлению положения, часть из которых была одобрена владельцем компании.
Основным из утверждённых мероприятий должна была стать реализация методики разработки индивидуальных планов развития сотрудников. В соответствии с этой процедурой, в результате ряда бесед руководителя с каждым из подчинённых, разрабатывается план, который включает, с одной стороны, постановку задач сотруднику на планируемый период, с другой стороны, план выполнения пожеланий сотрудника по собственному развитию. Принятая к реализации процедура состояла из следующих этапов:
- Проверка соответствия личностных ценностей сотрудника и целей компании.
- Оценка деятельности сотрудника за прошлый период.
- Формирование руководителем целей и действий на ближайшие полгода.
- Определение сотрудником своих личных целей, факторов, мешающих выполнению поставленных задач.
- Формирование планов реализации личных целей, преодоления мешающих факторов.
- Контроль достижения сотрудником поставленных перед ним целей и выполнения взятых компанией обязательств.
- Коррекция плана, формирование плана на следующий период.
По счастью анализ персональных ценностей не выявил противоречий с задачами компании, и можно было приступать ко второму этапу, решающая роль в котором отводилась руководителям компании и подразделений. Первоначальная оценка деятельности сотрудников проводилась независимо руководителем и подчинённым по пятибалльной системе. Отдельно оценивались способность и желание сотрудника к личному вкладу в общий результат, кооперации, изменениям, независимости, инициативности, ориентации на клиента.
Информация, полученная на этапе совместной оценки, заставила руководителей ещё раз уточнить индивидуальные задачи подчинённых. Некоторые руководители использовали эту возможность для закрепления новых обязанностей подчинённых, возникших с момента последних коррекций должностных инструкций. Далее совместно формировался план мероприятий, необходимых для достижения установленных целей и определялись требуемые ресурсы.
На следующем этапе каждому сотруднику задавались главные вопросы, ради ответа на которые и затевалась процедура. Что требуется от администрации компании для того, чтобы поставленные цели были достигнуты? Чем может помочь руководство, как должны поддержать смежные подразделения, коллеги? Что мешало в прошлом решить все поставленные задачи? И далее, логичен переход к более общим вопросам. Каким видит человек своё будущее в компании? Каковы его личные цели, планы, интересы? Получить искренние ответы на такие вопросы не просто. Для достижения успеха интервьюер должен обладать профессиональными навыками общения, искусством провоцирования откровений и весомым авторитетом. Перед выполнением этапа консультант провёл небольшой тренинг, в ходе которого руководители получили минимальные навыки ведения такой беседы.
Пятый этап процедуры представлял собой в хорошем смысле слова торг между руководителями и подчинёнными. Ситуация иногда напоминала собеседование при найме, в ходе которого честный руководитель должен сформулировать все обязанности сотрудника и предъявляемые ему требования, а опытный кандидат старается продумать и обговорить все условия добросовестного выполнения этих обязанностей. В ходе выполнения этапа были получены результаты, требующие от администрации конкретных и подчас немедленных действий. Некоторые из пожеланий руководителей подразделений и запланированные для их реализации действия приведены в
Спектр выявленных потребностей сотрудников оказался чрезвычайно широким: от замены расфокусированного монитора до создания производственной базы для тестирования продукции компании, от модернизации компьютеров до разработки перспективного плана развития. Иван Иванович был искренне удивлён тем, что доля «шкурных» интересов в общем объёме пожеланий, была не так велика. Некоторые начальники отделов ставили перед руководством компании такие серьёзные задачи, что директор слегка оробел перед разбуженной инициативой коллектива. Но отступать было поздно, так как Иван Иванович хорошо понимал негативные последствия игнорирования пожеланий трудящихся.
Руководству компании пришлось засучить рукава и заняться выполнением принятых обязательств. Подавляющее большинство пожеланий сотрудников было принято и включено в индивидуальные планы развития вместе с целями, определёнными администрацией. Запланированные действия сотрудников и администрации, также как целевые показатели, были поставлены на контроль. Началось претворение сформированных планов в жизнь.
Сейчас рано судить о конечном результате использованной методики. Предстоит серьёзная работа управленцев компании, а для реализации ряда мероприятий необходимо изыскать дополнительные ресурсы, что сделать будет не просто, учитывая кризисное состояние бизнеса. Однако, уже сейчас можно сделать следующие выводы:
Психологический климат в компании значительно улучшился. Сотрудники почувствовали внимание администрации к их проблемам, увидели перспективу их решения.
Руководство компании получило психологическую основу для постановки новых индивидуальных целей, закрепления новых обязанностей персонала. Без проведённой подготовки увеличение нагрузки могло бы привести к новым конфликтам и снижению лояльности.
Руководство получило от сотрудников ряд идей по повышению эффективности бизнеса. Можно ожидать, что инициативы персонала получат в коллективе б’ольшую поддержку, чем директивные решения, навязанные сверху.