Эффективное управление персоналом на начальной стадии бизнеса
На первых порах можно самостоятельно регулярно контролировать своих подчиненных. Когда станет ясно, что наняты грамотные люди, нужно дать им самостоятельность в рамках общих задач. Кстати, почувствовав доверие, специалисты начнут выдвигать идеи, т.к. любой уважающий себя профессионал хочет расти, развиваться и работать над новыми проектами. Каждый должен заниматься своим делом и отвлекаться на пустяки.
Если офис заливает сосед с верхнего этажа, то офис-менеджер должен разбираться с ЖЭКом и вызывать сантехников, а не кричать «Караул» - и срывать директора с важной встречи. Возможно придется пару раз проявить терпение и жесткость, чтобы приучить людей действовать в соответствии с их обязанностями.
Пока фирма небольшая, штатное расписание невелико. Важное правило: не откладывать на завтра то, что может обернуться снежной лавиной. Эффективное управление персоналом подразумевает составление описания должностей и функциональных обязанностей. Коллектив – это иерархическая система: у каждого свой круг обязанностей и мера ответственности. Четко определить, кто кому подчиняется и перед кем отчитывается, кто и какого уровня принимает решения. Составить структурную схему-план организации: отделы, их функции, связи между ними, ответственные. Принявшись за это увлекательное занятие можно обнаружить либо недостающую, либо лишнюю структуру. Эта же схема поможет отрегулировать процесс прохождения документации. Впрочем, обо всем этом можно прочитать в учебниках и пособиях по менеджменту.
Недостаток маленькой компании в том, что из-за отсутствия денег на аренду просторного офиса все, включая руководителя, сидят в одном помещении. У сотрудников возникает иллюзия: раз начальник рядом, то он досягаем. И они начинают его отвлекать по мелочам. Если же к начальнику нужно подняться этажом выше или идти в соседний кабинет, они стараются решить вопрос самостоятельно. По этой же причине возникают конфликты и недоразумения между приятелями, один из которых – владелец фирмы, а другой – рядовой сотрудник.
Сотрудников нужно приучить к четкому распорядку дня и регламентированности и работы, действий. Не стоит разрешать, если в офисе предусмотрено помещение для кухни, помимо рабочего времени, отведенного на обед, собираться в рабочее время попить чайку – ничего, кроме пустой болтовни, это не даст.
Самый простой пример. В одной фирме рабочий день начинается в 09.00, а уже в 11.00 за кухонным столом сидит общество в 5-6 человек. Если чай пить в одиночестве – это 3-5 минут, если вдвоем – уже 10 и т.д. так чаепитие растягивается на час. Разговоры, начатые на кухне, плавно растекаются в офисы. Потом официальный обед часа в два, а в четыре повторяется утренняя процедура. Производительность падает, в документах все чаще встречаются ошибки: то неверные расчеты, то забыли поставить печать, то не отправили акт сдачи-приемки. Руководитель изначально стесняется сделать замечание: может жалко людей, может считает, что это не интеллигентно. После месяца – двух молчания чаепития превращаются в традицию и остается только увольнять коллектив, потому как бороться со страшной заразой чаепития без наживания внутренних врагов фирмы невозможно.
На работе директор не отец (мать) семейства, а хозяин, владелец фирмы. Эффективное управление персоналом в том, что слово директора – закон для сотрудников.