Как финансовый директор и дизайнер открыли магазин приятных вещей
Восемь лет назад Мария Ефименко параллельно с основной работой занялась производством домашнего текстиля и развитием интернет-магазина интересных вещей для дома. Начиналось все с продаж декоративных подушек на торговых онлайн-площадках. Сегодня Мария — владелец шоу-рума.
О том, как магазин «Мята» конкурирует с другими интернет-площадками, где ищет поставщиков и какие планы ставит на будущий год, Мария Ефименко рассказала в интервью Контур.Журналу.
Хобби как бизнес
По образованию я экономист, долго работала финансовым директором в организации, занимающейся строительством коттеджного поселка, а моя сестра — профессиональным дизайнером. Когда в 2007 году их компания первой завезла в Россию оборудование для цифровой печати на ткани, у нас возникла идея создания коллекции домашнего текстиля. Мы решили наладить собственное производство с авторскими принтами.
В конце 2007 года мы зарегистрировали ИП. Друг помог сделать интернет-магазин, мы напечатали, отшили и выставили на продажу первую коллекцию декоративных подушек с нашими принтами. Готовую продукцию выставляли на торговой площадке handmade-работ «Ярмарка Мастеров», на других сайтах и в своем интернет-магазине.
Сейчас уже и не вспомнить, сколько мы заработали на первой коллекции. Кроме товаров по своим эскизам мы производили еще и модели под заказ, и это было нашим большим преимуществом, так как сразу не нужно было вкладывать большое количество денег. Получается, что самых первых своих клиентов мы нашли в интернете, на специализированных площадках. Уже потом они приходили на наш сайт.
Так как изначально мы не планировали создавать компанию, то и стартового капитала как такового не было. Длительное время это был даже не бизнес, а хобби. Интерес покупатели проявляли, но с нашей стороны не было возможности заниматься бизнесом полноценно из-за основной работы.
Постепенно продажи стали расти, мы сделали другой интернет-магазин, а также разместили работы на крупном портале ручной работы, и поток продаж стал стабильным. На заработанные деньги мы дали рекламу в Яндекс.Директе и стали продвигаться, работать над продвижением сайта. По сути, наша компания вышла на окупаемость сразу, потому что мы вкладывали и продолжаем вкладывать в развитие только заработанные деньги.
В 2013 году у меня произошли изменения в жизни, я готовилась стать мамой. Тогда поняла, что на основную работу выйти смогу нескоро, да и желания туда выходить особого не было, поэтому я решила заняться вплотную осуществлением своей мечты — производством домашнего текстиля и ведением интернет-магазина красивых вещей для дома. Начали мы с того, что сделали принципиально новый сайт с удобным интерфейсом, зарегистрировались в социальных сетях, сильно расширили ассортимент интернет-магазина различными красивыми вещами, подходящими под наш текстиль. Сейчас некоторые вещи мы закупаем сами, некоторые берем под реализацию, что-то выкупаем под заказ. У нас масса партнеров, с каждым работа строится индивидуально.
Креативное производство
Главным нашим отличием от конкурентов является то, что мы сами производим текстиль — с теми принтами, которые считаем интересными. Например, если нам нравится какая-то определенная коллекция посуды, которую мы хотим продавать в нашем интернет-магазине, мы можем сделать серию скатертей, салфеток, декоративных подушек с похожим дизайном. Когда человек попадает в наш интернет-магазин, он может подобрать себе все для создания атмосферы и сервировки праздничного стола, начиная от вилок и заканчивая шторами. Также мы можем сделать скатерть по индивидуальному размеру, что немаловажно.
Сначала поставщиков я находила во время поездок в Европу. Там мы бродили по маленьким магазинчикам, рассматривали красивые вещи и записывали всех производителей. Уже в Москве я связывалась с ними, запрашивала информацию о работе с Россией. Благодаря им я нашла одного очень надежного поставщика в России, с которого и началась наша работа с посудой.
Сейчас я посещаю специализированные выставки, выбираю то, что интересно. В последнее время к нам поступает масса предложений различных торговых и производственных организаций, которые хотят продавать свои товары в нашем интернет-магазине, это очень приятно и очень ответственно. Я всегда просматриваю все письма с предложениями, особенно обращаю внимание на те, что приходят от мастеров ручной работы или небольших производств. Если есть соотношение цена — качество, товар поступает в наш магазин.
Оптимистичные планы
В основном наши клиенты, конечно же, девушки и женщины, которые создают уют и красоту в своем доме. Они любят смотреть картинки в Instagram, делиться ими и хвастаться новинками в интерьере. Поэтому неплохо работает сарафанное радио. Сравнительно недорогим и эффективным получается привлечение клиентов через социальные сети. Для этого мы проводим красивые фотосессии, пишем статьи в блоге, выкладываем различные рецепты, показываем варианты применения нашего товара в повседневной жизни.
Сейчас в штате компании пять постоянно работающих сотрудников: дизайнер, программист, менеджер по продажам, швея и я. Около десяти человек работают на аутсорсе, они занимаются добавлением новых товаров, написанием различных текстов и статей, продвижением сайта, рекламой. Также есть курьеры.
Сегодня мы наблюдаем снижение показателей бизнеса. В результате резкого изменения курса валют очень выросли цены, в том числе и закупочные. Нужно каждый день принимать правильные решения, что покупать и сколько. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, планы у нас оптимистические.
Около месяца назад мы наконец-то открыли шоу-рум. Он нам был необходим для того, чтобы, во-первых, люди могли приехать посмотреть на товары вживую, а во-вторых, для работы с оптовыми и корпоративными клиентами.
В 2016 году мы планируем выйти на оптовый рынок и начать плотно работать с регионами.