Как создать проект онлайн-обучения для мам? История одного блогера
Анастасия Нигматуллина, имея ценный PR-опыт, полтора года назад запустила серию курсов для молодых мам, предоставив им возможность получать новые профессии и повышать квалификацию.
О том, почему она выбрала именно такую нишу, как ей удалось создать солидное сообщество во «ВКонтакте» и зачем проектам нужны крупные конкурсы, Анастасия Нигматуллина рассказала в интервью Контур.Журналу.
Идея
До того как открыть свое дело, я долгое время работала в PR-службе городского сайта. Поэтому идея создать именно сайт возникла практически сразу, как только я захотела уйти в свободное плавание. Так в 2012 году появился блог mamarabotaet.ru, основное направление которого — удаленная работа.
В то время эта тема была и для меня самой очень интересной и неизведанной. Я не представляла, как можно трудиться через интернет. Долгое время я вела свой блог для души, разбиралась в теме удаленной работы: писала материалы, проводила конкурсы. Самый крупный конкурс — программа поддержки мам «Мама работает» –появился у меня практически сразу же после запуска.
Когда у меня уже накопился опыт в удаленной работе, мне захотелось им поделиться с другими мамами. В результате полтора года назад на базе сайта возник тренинговый центр. Сейчас мы проводим обучающие программы по копирайтингу, дизайну в социальных сетях, продвижению в соцсетях, курсы по запуску интернет-проектов. Есть и новые курсы — например, «Как стать личным помощником инфобизнесмена».
Пока я не вижу конкурентов в той сфере, в которой работаю. Есть два сайта, которые ориентированы на мам, но они делают упор на информационную составляющую — публикуют статьи, вакансии об удаленной работе, но не проводят тренинги и курсы. С другой стороны, есть тренинговые центры, у которых аудитория размыта: они обучают и студентов, и людей старше 45 лет, которые хотят себя снова реализовать, и мам. Мы же работаем исключительно с аудиторией мам.
Почему мы выбрали именно такую нишу? Дело в том, что мамы становятся более активными, им хочется развиваться дальше, расти в профессиональном плане. Я живу в Челябинске и вижу, что даже в нашем городе начинают проводить мероприятия для мам с грудничками: слингофестивали, недели грудного вскармливания и т.д. Мобильность и активность молодых мам повышается. Если женщина хочет повысить свою квалификацию или задумывается о самореализации в декрете, то она к нам приходит. Обычно это происходит через полгода-год после рождения ребенка, когда уже выстроен режим и появляется время на себя.
Монетизация
На нашем сайте открыт раздел вакансий с удаленной работой, и на сегодняшний день он является самым посещаемым. Мы его обновляем три раза в неделю. Но поскольку наш сайт — не кадровое агентство, а скорее онлайн тренинг-центр, то мы не заключаем договоры с работодателями, которые размещают объявления, и, следовательно, целенаправленно не трудоустраиваем читательниц нашего сайта, а просто ищем подходящие вакансии по интересным нам параметрам: гибкий график работы, удаленная работа, частичная занятость и т.д.
До публикации на сайте вакансии проходят первичный отбор, то есть мы не допускаем появления предложений о работе в сфере сетевого маркетинга и других областях, где орудуют мошенники.
Судя по данным Яндекс.Метрики, многие посетители начинают знакомиться с сайтом именно с раздела вакансий и постепенно узнают о том, что на нем можно почитать материалы, чему-то обучиться.
Размещение вакансий от лица работодателя осуществляется на платной основе сроком на месяц. Но это скорее дополнительная возможность для заработка, в первую очередь мы зарабатываем на проведении онлайн-курсов. Например, в сентябре у нас стартовало сразу три курса, и мамы могли выбрать, на кого им пойти учиться.
В рамках курсов я сотрудничаю с несколькими тренерами. С некоторыми мы проводим уже второй обучающий поток, а по копирайтингу — уже четвертый поток. Таким образом, мы нацелены на долгосрочное сотрудничество.
Если я нахожу тренера, который нравится участникам тренинга, то я предлагаю ему сотрудничать и дальше. Все наши тренеры — тоже мамы. Так получилось, что многие из них начали свой карьерный путь уже в декретном отпуске, продолжили совершенствовать компетенции и сейчас являются успешными фрилансерами, работают на себя. Они подпадают под целевую аудиторию, делятся с ней полученным опытом.
Обычно мы перед курсами проводим бесплатный вебинар, на который приглашаем всех познакомиться с тренером, узнать побольше о профессии. Если просто назвать курс «Администратор «ВКонтакте» или «Путь копирайтера», то люди даже не поймут, о чем он, с какими обязанностями связана профессия, сколько благодаря ей можно заработать. Поэтому мы всегда проводим свободный вебинар, который поможет маме определиться и понять, что ей интересно. Эти мероприятия я продвигаю с помощью контекстной и таргетированной рекламы. Также у нас есть группа во «ВКонтакте», в которой сейчас больше 23 000 подписчиков, а ней я тоже размещаю анонсы событий. Другой способ продвижения — email-рассылка с собственной базой подписчиков свыше 3 000 человек.
Социальные сети и контент
Развитием группы во «ВКонтакте» я начала заниматься с самого начала и создала ее раньше остальных. На группу в «Одноклассниках» я вообще не рассчитывала, зарегистрировала ее последней просто для того, чтобы она была.
Для публикации постов я пользуюсь сервисом отложенного постинга и публикую основные посты сразу во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках». Во «ВКонтакте» я могу публиковать дополнительные посты, например, объявления мам о хендмейде, какие-то свои мысли. Получается, что во «ВКонтакте» у меня больше постов и они там более личные, чем в других соцсетях. Так как сейчас ценится уникальный контент, то «ВКонтакте» продолжает непрерывно расти.
Поскольку я провожу курсы администраторов «ВКонтакте», то в группе я также публикую советы, новинки, анонсы о том, что появилось в социальной сети, что можно взять на вооружение для продвижения бизнеса. В нашей группе есть мамы, занимающиеся рукоделием, и им интересно читать о продвижении их изделий во «ВКонтакте».
На самом деле успешнее будет та соцсеть, которой вы уделяете больше времени. Но если подытожить свой опыт, то можно дать несколько важных советов. Первый — публикуйте уникальные посты. Просто взять откуда-то контент с указанием источника сейчас недостаточно. Любая социальная сеть учитывает, чтобы контент был уникальный. Поэтому ищите свои мысли, не бойтесь высказываться. Социальная сеть тем и хороша, что она не требует официального стиля, в ней не нужно писать длинные и скучные тексты. Можно выражаться ярко. Я вижу много примеров, когда люди используют небанальные интересные тексты и тем самым привлекают к себе внимание. Начинаешь читать — и не можешь оторваться.
Второй совет касается не только соцсетей, а вообще управления проектами: не бойтесь экспериментировать с конкурсами, марафонами или фестивалями. Крупные успешные проекты развиваются за счет себя. Для меня таким проектом является программа поддержки мам «Мама работает». Благодаря ему растет узнаваемость сайта, я могу о нем рассказывать в соцсетях. Так как это социально значимый проект, люди им с удовольствием делятся, делают репосты публикаций, приглашают друзей и знакомых к участию. Результат — я получаю бесплатную рекламу своего сайта.
Если у вас будет какой-то свой интересный проект, то он обязательно привлечет аудиторию в разных социальных сетях и увеличит подписную базу. По правде, об этом говорит не только мой опыт. Недавно я слушала подкаст с Анной Черных, автором успешного блога «Может быть по-другому». Она начала свой блог с проекта о том, как избавить дом от лишних вещей за 365 дней и меньше вредить природе. Затем ежегодно под эгидой своего проекта она решила проводить экофестиваль, который объединяет огромное количество людей. Когда ее слушала, прямо точь-в-точь узнавала себя со своей программой «Мама работает». Социально важные конкурсы как магнит притягивают лояльную аудиторию.
У меня есть рубрика «Секреты домашнего бизнеса», в которой реальные мамы делятся своими историями. Одна мама, например, открыла коворкинг, другая стала фитнес-тренером, третья начала печь пряники. И это тоже интересно читателям. Пока у нас ограниченное число курсов, а все время писать про копирайтеров, дизайнеров и личных помощников не очень интересно. В этой рубрике мы размещаем любую идею, где мама смогла себя успешно реализовать. Если мне пишут с желанием рассказать о себе, я всегда иду на встречу. Если же я сама вижу, что какая-то мама возглавляет интересный проект, то обращаюсь к ней с предложением написать о ее деле. Такие истории очень важны, потому что они вдохновляют окружающих, вселяют в них уверенность.
Крупный и важный проект
Пока в приоритете у нас онлайн-обучение, но месяц назад я запустила новый раздел с товарами, где мастерицы могут размещать свои хендмейд-работы. Пока для меня это своего рода эксперимент, об эффективности говорить пока рано. Впереди много работы. Мне дали обратную связь первые зарегистрированные участницы, и сейчас я точно знаю, что мне нужно дорабатывать в этом разделе, чтобы он стал удобным для пользователей.
Весной стартует программа поддержки «Мама работает». Это будет юбилейный конкурс, и я к нему интенсивно готовлюсь. Могу сказать, что у нас будет три номинации как обычно, но каждый год они меняются. Что представляет собой участие в программе? Все мамы в течение трех недель могут прислать творческую заявку, на сайте у нас будет размещена информация о том, что нужно сделать — выполнить творческое задание и отправить его нам на электронную почту. Мы будем публиковать все работы и по итогам месяца определим трех победителей. Один победитель получит обучение на курсе грудного вскармливания, который проводит наш очень хороший партнер, имеющий специальное медицинское и психологическое образование. Второй победитель сможет обучиться копирайтингу, третий – продвижению в Instagram в нашем тренинговом центре.
В рамках конкурса проходит онлайн-голосование. Независимо от того, в какую номинацию участница отправила свою заявку, она может побороться за дополнительный приз. Участие в проекте бесплатное. Каждый год количество заявок у нас увеличивается, конкурс становится все интереснее. Надеюсь, что этот год, юбилейный, привлечет еще больше участников. В прошлом году у нас их было 56, в этом, надеюсь, будет не менее 70. Так что мы ждем активных мам.
Автор: Марина Крицкая