Как стать машинистом Сапсана: особенности работы
С момента появления на российских железных дорогах этих высокоскоростных поездов немало людей, определяющихся с выбором профессии, хотели бы узнать, как стать машинистом "Сапсана", влекомые высокой, в сравнении с другими железнодорожниками, зарплатой, жаждой скорости и другими причинами.
Вам понадобится:
- Определенный стаж и класс
- Отменное здоровье
- Профильное образование плюс специальные курсы
- Хорошее знание английского
- Умение быстро соображать в критических ситуациях
#1. Высокоскоростные поезда "Сапсаны", способные при благоприятных условиях развивать скорости под 300 км/ч, что отчасти сравнимо с полетом самолета, за несколько лет существования успели стать привычными для российских железных дорог. Находится немало людей, которые не только любят наблюдать за их быстрым ходом или ездить на них в качестве пассажиров, - есть и мечтающие узнать о том, как стать машинистом "Сапсана", и побуждают их к тому разные причины. Кому-то из желающих опробовать себя в роли машиниста "Сапсана" зарплата его, более высокая в сравнении с другим аналогичным по своей роли персоналом РЖД, кажется привлекательной, кого-то просто одолевает жажда скорости.
#2. Между тем, каковы бы ни были причины, побуждающие человека избрать именно данную специальность, ему важно отдавать себе отчет, что машинист "Сапсана" - не какой-нибудь обычный машинист, просто ездящий на высоких скоростях: требования к нему предъявляются значительно более высокие. Одно из них - наличие "железного" здоровья, сравнимого с тем, что должно быть у кандидата в космонавты, т.е. стабильное давление 120/80, отсутствие серьезных хронических недугов, стопроцентные зрение и слух, полноценно функционирующая сердечно-сосудистая и другие системы организма. Кроме того, кандидатам в машинисты высокоскоростных составов придется напрочь отказаться от вредных привычек, прежде всего - курения, которое считается несовместимым со столь опасной работой.
#3. Для кандидатов в машинисты "Сапсана" обязательной будет не только медкомиссия, но и особое психологическое тестирование, по ходу которого подвергается проверке психическая устойчивость претендента, его внимательность, уровень ответственности и т.п. На подобную вакансию никогда не возьмут вчерашнего студента, пусть даже и с профильным образованием: тут требуются люди, имеющие 2-й класс машиниста, для получения которого трудиться придется минимум 3 года, начиная с должности 4-го класса, дающего право на вождение обычных составов.
#4. Однако, по большому счету, кандидатам в машинисты "Сапсана" и вышеуказанного трехлетнего срока будет недостаточно, поскольку на данную должность установлена несколько иная нижняя планка количества отработанных по специальности лет. Человек, планирующий водить высокоскоростные составы, обязан прежде трудиться на обычных минимум 5 лет, и лишь после этого получит шанс на то, чтобы его кандидатура вообще рассматривалась на желаемую позицию. Впрочем, некоторые кандидатуры, отвечающие требованиям касательно образования, могут отсеяться по другому признаку - ввиду недостаточного знания английского, которое, в отличие от обычных, не скоростных ж/д составов, в данном случае нужно.
#5. Впрочем, потенциальному машинисту "Сапсана" не обязательно владеть английским на уровне переводчика-синхрониста (хотя, если такой навык есть, он не помешает), но иметь знания и лексикон, достаточный для изъяснения с пассажирами-иностранцами, необходимо. Как уже упоминалось чуть выше, на данную специальность берут лишь железнодорожников, отучившихся в профильном учебном заведении - к примеру, в столичном регионе есть несколько таких колледжей. Впрочем, даже обладатели "красных" дипломов, успевшие с момента окончания учебы отслужить в РЖД 5 лет и соответствующие прочим перечисленным требованиям, не сразу трудоустроятся на "Сапсан".
#6. Для достижения подобной цели необходимо будет пройти особые курсы подготовки именно к вождению высокоскоростных составов, которые в прежние годы существовали лишь за границей - к примеру, на базе "Сименса". Однако уже более 6 лет, с 2010-го, аналогичный центр подготовки локомотивных бригад именно для "Сапсана", имеется в Санкт-Петербурге, где навыки вождения таких составов отрабатываются на специальных тренажерах, а затем - на практике. Впрочем, даже имеющему соответствующий сертификат человеку важно иметь еще и острый ум и быстро соображать, поскольку при скорости свыше 200 км/ч времени на принятие нужных решений в критических ситуациях просто не будет.