Ловись рыбка, большая и…большая! Где и как искать работу топ-менеджерам в ритейле?
Рынок трудоустройства в сфере ритейла едва ли имеет свои отличительные особенности функционирования — соискатели управленческого уровня в сегменте розничной торговли сталкиваются с теми же проблемами в поиске работы, что и их коллеги из других отраслей.
Одно из самых часто распространенных затруднений в процессе поиска работы, — небольшое количество вакансий в открытом доступе. В ряде компаний рекрутмент все еще находится в статусе «заморозки». Зачастую на место уволившегося человека не берут нового сотрудника, а перераспределяют его обязанности между коллегами или же стараются закрывать вакансию посредством внутреннего кадрового резерва. Данное явление чаще всего распространено в структуре мидл-менеджмента.
Функции сотрудников топ-менеджмента редко можно распределить между другими департаментами, поэтому необходимость поиска нового члена команды остается актуальной. Обычно работодатели делегируют эту задачу крупным российским и международным executive search агентствам, которые, в свою очередь, практически никогда не публикуют вакансии на сайтах для поиска работы или в социальных сетях.
В качестве второй трудности можно определить рост конкуренции на открытые вакансии и, как следствие, изменение и ужесточение требований работодателей к соискателям на открытые позиции. В настоящее время от топ-менеджеров ждут не только быстрого погружения в рабочий процесс, но и готовности брать на себя часть операционной работы. Даже самый высокооплачиваемый управленец должен быть готов «закатать рукава» и выполнять часть обязанностей собственными силами, а не перекладывать выполнение задач на многочисленных подчиненных, как это могло быть раньше, до кризиса. Дело в том, что в текущем году вряд ли хоть одна компания планирует расширять штат или значительно увеличивать бюджет.
Более критично подходить к оценке соискателей стали сегодня сами работодатели: увеличилось время на принятие решения, количество этапов собеседования, добавились новые оценочные мероприятия. Поэтому менеджер, находящийся в поиске, должен быть готов пройти через «огонь, воду и медные трубы». Специальных методов отбора кандидатов на должность множество: стрессовое интервью, полиграф, тестирования, «домашнее задание», представляющее из себя бизнес-кейсы и т.д.
Следующая сложность трудоустройства в сфере ритейл — это переход в розничную торговлю из другой отрасли. Попытка перехода из отрасли в отрасль или же из функции в другую функцию — распространенная тенденция среди соискателей. Процесс этот достаточно сложный, результат во многом зависит от той отрасли, в которую человек хочет попасть. К примеру, такие узкопрофильные управленческие должности как руководитель гипермаркета, начальник отдела развития сети или управляющий товарной категорией занимают менеджеры, досконально знающие специфику и особенности работы на розничном рынке, основных конкурентов. Если же брать во внимание функции общего порядка, такие как финансы, логистика или IT, то и здесь с большой вероятностью соискатель столкнется с желанием работодателя брать «готового» сотрудника, а не ждать, пока новый член команды изучит все нюансы незнакомой для него отрасли, даже если он высококлассный профессионал в своей функции. В условиях кризиса и жесткой конкуренции далеко не все компании располагают временем для «адаптации» новых сотрудников. Поэтому соискателям, принявшим решение попробовать себя в новой отрасли, необходимо задействовать все возможные каналы поиска и быть готовыми к тому, что процесс может затянуться на продолжительный период времени.
Востребованность вакансий в сфере ритейла
Последние несколько лет розничная торговля ощущает на себе отрицательное влияние макроэкономических факторов. Среди них, к примеру, временные экономические трудности, санкции и связанное с этим снижение покупательского спроса. Период 2015-2016 годов для рынка ритейла можно назвать неоднозначным — владельцы сетевых предприятий туго затягивали пояса, а те, кто не смог подстроится под существующие реалии, ушли с рынка вовсе.
В целом ситуация в сфере ритейла начинает постепенно выравниваться: падение приостановилось, рынок постепенно стабилизируется, наметившиеся в 2016 положительные тенденции сохранятся и в этом году. В связи с этим можно рассчитывать на рост количества вакансий в ритейле, ведь чем стабильнее чувствует себя отрасль, тем больший интерес она будет представлять для соискателей. В первую очередь это относится к крупным федеральным российским и международным сетям, готовым предложить соискателям стабильность, конкурентную заработную плату, возможность карьерного роста и привлекательный социальный пакет.
Мы наблюдали, как последние несколько лет структура розничного рынка продолжала форматироваться: многие локальные розничные сети не смогли выжить в условиях экономического спада и снижения потребительской активности, а крупные игроки продолжили политику консолидации доли рынка, активно продвигаясь на федеральном уровне. В розничных сетях по-прежнему актуальна задача по развитию перспективного направления в формате электронной коммерции, что повлияет на появление значительного количества вакансий именно в этом направлении.
Где и как искать работу топ-менеджерам в ритейле?
Стратегия и каналы поиска работы для управленцев в ритейле мало чем отличаются от сферы FMCG, скорее это зависит от статуса поиска самого соискателя. Нужна ли ему работа здесь и сейчас или он уже трудоустроен, но готов рассмотреть новые предложения? Так или иначе, можно выделить несколько каналов поиска, являющихся эффективными, и, соответственно, наиболее популярными среди соискателей — это executive search агентства, работные сайты, социальные сети и конечно же рекомендации и личные связи.
Для управленцев, не находящихся в активном поиске работы, executive search агентства — пожалуй, лучший инструмент. Такие компании часто предлагают привлекательные позиции. При этом кандидаты могут быть уверены, что утечки информации не произойдет, ведь рекрутинговые агентства c проверенной репутацией предоставляют такую гарантию. Соискатель может отправить в компанию свое резюме с сопроводительным письмом или связаться с консультантом напрямую и попросить об очной встрече, в случае, если он располагает свободным временем. Такие встречи полезны с точки зрения развития деловых контактов, также они позволяют менеджерам улучшить навыки самопрезентации и получить информацию о ситуации на рынке труда из первых уст. Найти список практик и контакты консультантов можно на официальном сайте агентства или в социальных сетях.
Если говорить про социальные сети, здесь стоит обратить особое внимание на Facebook и LinkedIn. Несмотря на то, что последний в России официально заблокирован, доступ к нему получить возможно. Более того, представители HR-служб продолжают использовать LinkedIn как один из основных каналов поиска управленцев. В этой социальной сети также можно продолжать активно общаться в отраслевых группах, расширять свои контакты, участвовать в профессиональных дискуссиях, обращаться к людям, которые могут быть вам полезны для развития карьеры.
Компанией Profgallery.ru было проведено специальное исследование для определения эффективности способов поиска работы, в рамках которого были опрошены руководители компаний среднего и крупного бизнеса. Наибольшую эффективность продемонстрировали личные контакты — ими пользуются 80% респондентов. Другие проголосовали за рекрутинговые сайты, где зачастую размещаются вакансии управленческого уровня от крупных российских и международных компаний — найти новое место работы они помогли 29% опрошенных.
Опций работы с данным источником несколько: можно разместить резюме в открытом доступе, либо искать вакансию анонимно, откликаясь лишь на самые интересные. В данном случае лучше найти «золотую середину». Случается так, что ваша идеальная вакансия находится в закрытом доступе. Поэтому чтобы работодатель смог с вами связаться, размещать резюме все-таки стоит, по возможности сделав его неузнаваемым для вашего текущего руководителя. Особое внимание стоит обратить на работные сайты, специализирующиеся на работе с управленцами, где качество предложений и уровень конфиденциальности будут намного выше — там вас быстрее заметят. Кроме того, заветная вакансия может поджидать и на одном из специализированных сайтов, посвященных ритейл-отрасли.
Как искать работу? – практические советы
Подводя итоги, стоит остановиться на нескольких рекомендациях, которые помогут соискателям достичь хороших результатов.
Если вы действительно находитесь в поиске, не стоит пренебрегать ни одним из каналов поиска – так вы повысите собственные шансы на успех. Уделите особое внимание навыкам самопрезентации, а также сделайте акценты на компетенциях, умениях, наиболее востребованных на рынке в данный момент для каждой конкретной позиции.
Не нужно приукрашивать свои достижения, ведь рынок в каждой отрасли довольно узок, поэтому добыть реальную информацию на любого менеджера управленческого звена не представляется сложным. В то же время не стоит и приуменьшать заслуги – расскажите о задачах, которые вы решали самостоятельно, и полученных в итоге результатах. После собеседования будет не лишним отправить письмо с благодарностью за уделенное вам время. Тем самым вы подтвердите свою заинтересованность в вакансии, и лишний раз напомните работодателю о своей кандидатуре.
И, наконец, даже если поиск работы затянулся, ни в коем случае не показывайте негатив и усталость на собеседовании – каждый генеральный директор хочет видеть в команде активных, харизматичных, уверенных в себе менеджеров. Уверенность в себе и позитивный настрой – ключ к успеху!
Автор: Елена Коваленко
Источник: New RetailОригинал: https://new-retail.ru/personal/lovis_rybka_bolshaya_i_bolshaya_gde_i_kak_iskat_rabotu_top_menedzheram_v_riteyle4761/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
11.05.2018
Что такое математика? С глубокой древности до настоящего времени ученные спорят по поводу того, как ...
22.05.2017
Не для кого не сюрприз , что работодатели с большой настороженностью относятся к бездетным соискательницам ...