Часто инвесторы из крупных городов, в том числе и Петербурга, поддерживают не только местных, но и региональных начинающих предпринимателей.
фото encrypted-tbn0.gstatic.com
Рано или поздно приходит в голову мысль, что пора прекращать работать на чужого «дядю» и озаботиться запуском собственного бизнеса. Однако из-за непонимания основных правил бизнес-игры одни проекты так и не реализовываются, а другие после недолго существования умирают.
С годами детское стремление быть космонавтами и балеринами часто трансформируется в протирание штанов на нелюбимой работе. Зарплата, начальник, коллеги, задачи, – все это в какой-то момент начинают вызывать острое чувство неприязни, которое, смешиваясь с осознанием невозможности найти место под чужим солнцем, трансформируется в профессиональное выгорание. Смена работы и даже профессии может стать спасением лишь на некоторое время. Затем же наступает потребность взять свою профессиональную жизнь в свои руки и организовать ее так, как хочется. Рождается идея собственного бизнес-проекта.
Ведь все-таки проще сделать что-то свое, чем встраиваться в чужое. Правда, многие несостоявшиеся бизнесмены даже не пытались создать свое, полагая, что найти деньги под проект в России крайне сложно. Это самое большое заблуждение горе-предпринимателей. «В нашей стране достаточно бизнес-ангелов, акселераторов, венчурных и государственных фондов, поэтому главный миф стартапов – то, что деньги найти невозможно», – замечает управляющий партнер iDealMachine.ru Сергей Фрадков. Вопрос только в том, как заинтересовать инвесторов.
Как отмечает главный эксперт венчурного фонда Almaz Capital Любовь Симонова, ключевой задачей начинающего предпринимателя является не только генерация бизнес-идей, но и формирование связки «идея-команда-воплощение». Все без исключения инвесторы в первую очередь обращают внимание именно на команду проекта, как на основной показатель его будущей успешности. «Бизнес-команда – это как хорошая хоккейная или футбольная команда, каждый игрок которой должен уметь правильно принять и передать пас», – замечает Симонова.
Кроме этого, для того, чтобы убедить инвестора вложить средства в ваш проект, важно прийти к нему не с пустыми руками и схематическим представлением того, какой продукт должен получиться на выходе, а с четко проработанной моделью и бизнес-планом. «Становятся успешными те люди, которые проводят какую-то работу, прежде чем просят денег, – подчеркивает Фрадков. – Ведь главной идеей стартапа является стремление помочь кому-то решать какие-то проблемы. И за это люди должны быть готовы платить вам деньги. В противном случае возникает пропасть между технологией и продуктом. Это очень важный шаг, но немногие его осознают и применяют на практике».
Примечательно, что в последнее время основная часть стартап-рынка сосредотачивается в интернет-пространстве. «Еще один миф стартапов заключается в том, что Интернет – это большой рынок, – говорит Сергей Фрадков. – И большинство стартапов идет именно туда. Но если хочешь быстро и много заработать, надо идти туда, где есть денежный клиент». В то же время многие из представляемых предпринимателями интернет-проектов даже не являются уникальными, а просто копируют уже существующие сервисы и программы. Конечно, наличие успешного аналога в большей степени заверит инвестора в успешности и безрисковости стартап-проекта, нежели абсолютно уникальная идея. Однако, как уже говорилось, новый продукт обязан решать конкретные проблемы его потребителей, а не просто дублировать успешные сервисы. «Когда стартапер предлагает, например, новую социальную сеть, это вызывает гомерический хохот инвестора, – замечает руководитель Фонда развития интернет-инициатив Мария Лапук. – Есть много незанятых ниш. Их надо только найти».
Следующим шагом после четкого формулирования своей бизнес-идеи, определения своей целевой аудитории и формирования команды является грамотный выбор инвестора. Эксперты полагают, что на первоначальном этапе за финансовой поддержкой стоит обращаться не в фонды, а к бизнес-ангелам. Ведь первые дают начинающим предпринимателям только деньги, а вторые предлагают так называемые smart money, то есть дополнительную помощь, связи, знания, необходимые для развития проекта.
Однако многие стартаперы по незнанию начинают обращаться ко всем без исключениям инвесторам, не обращая внимания на их профиль. Тем самым незадачливые бизнесмены попросту теряют время, ведь глупо искать поддержки проекта по здравоохранению у бизнес-ангела, специализирующегося на IT-проектах. «Многие проекты губят как раз-таки непрофильные инвесторы», – подчеркивает SEO-специалист стартап-компании GoTable.ru Александр Дасаев.
К тому же, как отмечают уже ставшие успешными начинающие предприниматели, порой хороший продукт можно создать и вовсе без чужих инвестиций. Так, 38,6% стартаперов уверены в том, что далеко не все инвестиции одинаково полезны, а 31,4% молодых бизнесменов полагают, что можно быть успешным и без инвестиций. С ними соглашаются и инвесторы. «Часто после получения денег даже самые инициативные стартаперы расслабляются и ничего не делают три-шесть месяцев», – заявляет Мария Лапук.
Поэтому, как подчеркивает Александр Дасаев, большинство стартаперов видят привлечение денег в качестве самоцели. «Гораздо лучше, когда проект удается реализовать, не пуская венчурный капитал, – полагает эксперт. – Чем дольше продержите проект на свои средства, тем лучше. Тогда инвесторы будут уже сами хотеть прийти в более зрелый продукт».
Как отмечают эксперты, здесь важно понимать, что без маркетинга сделать успешный стартап-проект невозможно. Ведь без продвижения и представления ценности продукта потребителям и получения от них обратной связи реализация даже самой гениальной идеи не будет иметь смысла. И вовсе не имеет значения, в каком городе запускается бизнес. Конечно, в таких крупных городах как Москва, Петербург и Екатеринбург, гораздо легче обрести полезные связи, но и в регионах появляется очень много интересных стартапов, поддерживаемых менторами из городов-миллионников.
Правда, после этого важно не забыть о том, что первыми потребителями нового продукта становятся так называемые «новаторы», число которых достаточно невелико. Поэтому по мере развития проекта важно разрабатывать модели привлечения новых аудиторий («последователей» и «консерваторов»). И, как доказал знаменитый американский маркетолог Джеффри Мур, развивший множество стартапов до размера крупных корпораций, успех продукта у одной аудитории ничего не значит для другой. И без работы над тем, чтобы заинтересовать новых потребителей, даже самый блестящий проект рано или поздно уйдет в небытие.
Дарья Фазлетдинова,
«Балтинфо»