Как заработать на фаст фуде: бизнес по франшизе и без
Бизнес в сфере общественного питания никогда не терял популярности. Начинающие предприниматели, желая податься в эту отрасль, часто выбирают для себя фаст-фуд. Причиной является возрастающий спрос на продукцию ресторанов быстрого питания, а также небольшая капиталоемкость бизнеса на старте. Помехой не является даже большая конкуренция среди предпринимателей.
Основным условием для успешного старта является грамотно составленный бизнес-план и тщательно продуманная концепция заведения. Как открыть фаст-фуд в маленьком городе с нуля? Существуют два варианта – собственный бизнес и работа по франшизе. Рассмотрим каждый из них.
Регистрация
Такой бизнес, как фаст-фуд, не требует лицензирования деятельности. Но официальная регистрация в налоговых органах, разумеется, будет необходимой.
Для предприятия общественного питания необязательно открывать ООО, достаточно будет подать заявление на ИП. В качестве системы налогообложения целесообразно выбрать УСН.
Важным моментом является получение сертификатов соответствия на оборудование точки продаж и документов, подтверждающих качество предлагаемой продукции. Не стоит забывать и о разрешительных документах от санитарной службы и пожарной охраны.
Помещение
Выбор помещения – один из самых важных пунктов в бизнес-плане фаст-фуда. Здесь необходимо опираться сразу на несколько факторов – объем начального капитала, сезонность продукции, предполагаемый уровень кафе и прочее. При минимальных капиталовложениях не следует арендовать площадь в развлекательном или торговом центре – для новичка это нецелесообразно дорого.
Следует тщательно выбрать местоположение киоска на открытой местности – убедиться, что кафе видно со всех сторон, к нему удобно подойти или подъехать, место имеет хорошую проходимость.
Не стоит останавливать свой выбор на территории спальных районов или вблизи новостроек, тогда люди могут предпочесть фаст-фуду домашнюю пищу и пройти мимо киоска. Идеальным выбором станет общественное место – площадь, остановка общественного транспорта или парк.
Конкуренция поблизости в данном случае способствует притоку клиентов, так как создается некое подобие «обеденной зоны» или «фуд-корта», куда клиенты будут стремиться перекусить.
Если же бизнес открывается по франшизе, то право выбора места может остаться за франчайзером. Не всегда условия франшизы разрешают открытие точки продаж на улице, также для открытия кафе некоторых брендов необходимо выполнять требования по размерам торговой площади.
Оборудование
Закупка оборудования для фаст-фуда и уличной торговли является одним из самых капиталоемких пунктов бизнес-плана. Сократить расходы поможет сотрудничество с крупными производителями прохладительных напитков – такие фирмы готовы предоставить в аренду или в бесплатное пользование холодильное оборудование. Одно условие – в холодильнике должна быть выставлена только продукция данного бренда, иначе производитель при очередной проверке заберет подарок.
Прежде чем приобретать специфическое оборудование для кафе быстрого питания, следует определиться с ассортиментом продукции, на который делает ставку предприниматель.
Если это блины – потребуется блинница, для вафель – вафельница, и так далее. Для открытия собственного бизнеса с нуля такой аппарат станет основным оборудованием для приготовления пищи. Если сразу предлагать посетителям широкий ассортимент блюд, придется затратить много средств на специальные аппараты, а фаст-фуд в итоге получится безликим.
Стандартный набор аппаратов для фаст-фуда:
- Микроволновая печь;
- Холодильник и/или морозильник;
- Тепловая витрина;
- Кофемашина и чайник;
- Посуда для приготовления пищи и разделочный инструмент;
- Сервировочная посуда – фарфоровая или одноразовая;
- Расходные материалы – салфетки, зубочистки, бумажные полотенца, бытовая химия для уборки.
Кроме того, потребуется кассовый аппарат. Если планируется открытие стационарной точки продаж, в которой посетителям будут предлагать блюда на фарфоровой посуде, имеет смысл приобрести посудомоечную машину.
Оборудование для фаст-фуда по франшизе
Особенность франшизы фаст-фуда чаще всего бывает особенная «фишка», которой франчайзер старается привлечь покупателей. Ставка делается на новинки в сфере питания, нечто такое, чего раньше никто не предлагал. В таких случаях покупка франшизы предполагает использование специального, запатентованного оборудования, к которому прилагается бесплатный курс эксплуатации.
Как бы то ни было, чаще всего франшиза – это готовый бизнес под ключ, где предпринимателю не требуется самостоятельно ломать голову над поиском нужных аппаратов.
Стоимость франшизы включает в себя полностью оборудованную точку продаж, готовую к запуску.
Ассортимент продукции
С франшизой в данном случае все предельно ясно – предприниматель часто не имеет право отступать от рамок дозволенного ассортимента, так как под именем бренда должна предлагаться только определенная продукция.
Но перед тем как открыть киоск быстрого питания под собственным именем, рекомендуется строго обозначить главный курс заведения. Как уже было отмечено, в данном бизнесе лучше стараться делать ставку на конкретный продукт, который станет своеобразной «фишкой» фаст-фуда. Это заметно повышает шансы владельца на успех, а в дальнейшем может стать заявкой на собственный бренд и франшизу.
Примером подобных фаст-фудов могут послужить уже известные сети, которые стали известны благодаря новинкам в сфере питания. В случае с вафлями или блинами – это добавление различных аппетитных начинок в стильном оформлении, а в популярной сети «картошки» — технология разминания запеченного картофеля в пюре перед подачей.
Есть случаи, когда сеть становилась популярной благодаря необычной упаковке продукции, примером послужит всем известная лапша в коробочках.
Персонал
Стандартный штат для кафе быстрого питания может быть ограничен одним человеком. В его задачи будет входить приготовление и упаковка продукции, прием оплаты от клиентов, уход за техникой и оборудованием. При необходимости, штат точки продаж можно расширить до 2-3 продавцов.
Специалисты рекомендуют выбирать ответственных сотрудников. Особенно это касается тех видов бизнеса, где товар весовой. Имеет смысл принять на работу женщину среднего возраста, так как подобная категория граждан отличается повышенным уровнем ответственности.
Если предприниматель рассчитывает в список услуг точки быстрого питания включить доставку фаст фуда на дом, то потребуется отдельный сотрудник. Желательно, молодой человек с личным транспортом. Это сократит расходы предприятия на покупку автомобиля.
У франшизы могут быть отдельные предписания по количеству и внешнему виду сотрудников. Как правило, от франчайзи требуют симпатичных сотрудников, которые обязательно должны обслуживать клиентов в стандартной униформе бренда.
Продвижение
Франчайзи обычно не приходится задумываться о затратах на рекламную компанию. Первоначальный взнос может включать в себя затраты на вывеску заведения, несколько баннеров или растяжек и прочую рекламную продукцию.
Сотрудники работают в специальной форме, продукция подается в особой упаковке, меню оформлено в строго установленном порядке. Все это оговаривается условиями франшизы, которые зачастую могут быть достаточно жесткими.
Но соглашаясь играть по чужим правилам, предприниматель соглашается выступать от имени более-менее известного бренда, который не нуждается в представлении публике. Это дает неплохую гарантию успеха стартаперу.
С собственным бизнесом все иначе. Владельцу фаст-фуда предстоит самостоятельно решать вопросы, связанные с продвижением своего бренда. Прежде всего, стоит подумать над названием для фаст-фуда. Идеи могут быть какими угодно, чем необычнее – тем лучше.
Рекомендуется в качестве рекламного инструмента использовать популярные сегодня соцсети. Большинство из них не препятствуют продвижению коммерческой деятельности пользователей, с их помощью можно информировать клиентов об акциях, конкурсах, розыгрышах сертификатов.
Остальные вопросы, связанные с формированием собственного бренда, стоит решать, вооружившись примером известных сетей фаст-фуда. То есть, подумать над созданием собственного логотипа, униформы и особенной упаковки.
Расходы и окупаемость
Сегодня рынок сетей фаст-фуда переполнен предложениями, среди которых предприниматель может выбрать для себя подходящий по стоимости вариант. Диапазон цен огромен, он колеблется в пределах от 190 тыс. рублей до 1,5 миллионов долларов США, как в случае с сетью МакДональдс. В эту стоимость входит закупка необходимого оборудования, рекламные материалы, форма и прочее, так как бизнес предлагается в режиме «под ключ».
Окупаемость зависит от раскрученности бренда, а также от проходимости торговой точки. Не стоит забывать и о необходимости регулярного внесения паушального взноса. Известно, что он может достигать 25% от выручки предприятия.
Для открытия фаст-фуда под собственным именем достаточно суммы от 140 тыс. рублей. В эту стоимость входят затраты на оборудование торговой точки, регистрацию предприятия и рекламную компанию.
Ежемесячно предстоит тратить не менее 130 тыс. рублей на заработную плату сотрудников, закупку полуфабрикатов для фаст-фуда, а также аренду помещения. Чистая прибыль предприятия в месяц составит около 30 тыс. рублей, а окупится фаст-фуд не ранее, чем через 10-12 месяцев.