Рынок халяль: как малому бизнесу заработать на продуктах для мусульман
Индустрия продукции халяль в России активно растет на протяжении последних 20 лет. Интерес к сектору подогревает популярный сегодня тренд на здоровое и экологичное питание, а также рост религиозного самосознания мусульманского населения и осложнение политической обстановки в мире.
Растущий рынок
В условиях санкций со стороны Запада многие производители обратили свой взор на рынки исламских стран, имея в виду перспективы экспорта преимущественно в страны Ближнего Востока.
Поскольку в настоящее время в России отсутствуют единые стандарты халяль и официальный учет производства, посчитать объем этого рынка очень сложно. Соответствующую маркировку на продукцию наносят как на основе сертификации, так и по заявлению производителя (к сожалению, на рынке встречаются и недобросовестные поставщики). Ограничивать же оценки объема индустрии исключительно затратами мусульман на халяль-продукты и услуги неправильно, ведь халяльную продукцию все чаще покупают и светские люди, не исповедующие ислам.
Самая крупная и популярная категория товаров халяль — продукты питания. Внутри этого сегмента ключевые позиции — это мясо птицы, баранина, колбасы и мясные полуфабрикаты. Компании-производители зачастую не готовы делиться статистикой относительно доли в их производстве, которая приходится на халяль.
По экспертным оценкам, от 10 до 50 % по разным товарным позициям на мясном рынке России относятся к халяльным. Наиболее высока доля по баранине и мясу птицы. Следом идут рынки кондитерских изделий, молочной продукции, хлебобулочных изделий. Свою нишу занимают уходовая и декоративная косметика.
Еще одно важное направление рынка халяль — финансы. В отношении финансовых продуктов шариат устанавливает определенные требования: они касаются не только запрета на кредитование под проценты, но и запрета на спекулятивные сделки. Как правило, рынок исламских финансов неразрывно связан с рынком халяль, поскольку направляться исламские инвестиции могут только в проекты, соответствующие требованиям халяль или не содержащие явных нарушений требований ислама.
Производители халяльных продуктов питания — это важная категория получателей исламских инвестиций. Объем активов исламских финансовых компаний в России — около 1 млрд руб. При этом объем сделок на этом рынке за последние 10 лет составляет около 20 млрд.
Свободные ниши
Во всем мире ассортимент халяльных брендов одного производителя насчитывает до 100 позиций. В России пока 20-30 позиций, в основном это товарные позиции в области разделки, а не готовой к употреблению продукции.
Российский халяль-рынок еще только развивается, на прилавках явно не хватает продуктов с высокой степенью переработки и готовых к употреблению, особенно в сегментах, где в обычных случаях применяются животные ингредиенты — это не только колбасы, но и кондитерские изделия, чипсы, хлеб и пр.
Вторая пустующая ниша сейчас — фонды и компании, специализирующиеся на инвестициях в халяльное производство. Этот рынок заметно недофинансирован, и новые игроки были бы очень кстати.
Абсолютно все секторы халяльного рынка открыты для новых стартапов, здесь успех зависит от профессионализма и интуиции самого предпринимателя. Малый бизнес отличает более адресный подход к клиентам и авторские идеи. В каждом регионе — свои незадействованные ниши. Например, во многих малых городах России не развиты халяльные кафе современного типа, где можно и вкусно поесть, и посидеть за чашечкой кофе, и воспользоваться интернетом.
Уже многие годы востребованы, но не получают должного развития мультибрендовые магазины одежды, соответствующей стандартам modest fashion.
Читайте также: Увеличение производственной мощности, расширение меню и новые кадры
Комфортный старт
Познать тонкости ведения халяльного бизнеса несложно — для этого есть и профессиональная литература, в том числе переведенные на русский язык международные стандарты, и многочисленные семинары, и тренинги. Сегодня эта тема становится все более популярной, о ней пишут в СМИ. В этом году Россия принимает крупнейшую международную выставку компаний-поставщиков продукции, соответствующих качеству халяль, — World Halal Day. На ней будет представлено более 200 экспонентов из 20 стран мира, и это отличная возможность посмотреть, что происходит сейчас на этом рынке не только в нашей стране, но и в других регионах. Одновременно с выставкой пройдет значимый в области исламских инвестиций саммит — Volga Investment Summit, где предприниматели в области халяль познакомятся с мировыми экспертами, оценят свой экспортный потенциал.
Кроме специализированных мероприятий в некоторых регионах России для новичков работают программы поддержки. Прекрасный пример — Чеченская Республика, где действует Фонд имени Шейха Зайеда по поддержке предпринимательства и инноваций. За два года работы фонд профинансировал 150 проектов, которые отобрал из более тысячи. Однако фонд действует только для резидентов Чеченской Республики. Кроме фонда я бы выделила две профильные ассоциации предпринимателей — это Ассоциация предпринимателей мусульман и Международная ассоциация исламского бизнеса.
Уже сегодня рынок халяль в России — один из самых больших в мире. Безусловно, у нас есть схожие черты со странами СНГ — Белоруссией, Казахстаном, однако у всех своя специфика. У России очень емкий рынок. И еще не менее десяти лет уйдет на насыщение внутреннего рынка. А насыщенный внутренний рынок — это гарант успеха и на мировой арене.
Мадина Калимуллина, управляющий партнер Alif Consult, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламским финансам
Автор: Мадина Калимуллина