Новая эра маркетинга: почему компании возвращаются из онлайна в реальный мир?
Сегодня стоимость привлечения клиента в интернете выросла настолько, что стрит-ритейл снова стал востребованным форматом. И это актуально для многих отраслей.
Обратное движение
На заре своего развития интернет позволил малому и среднему бизнесу вырасти за счет низкой цены привлечения клиентов. Схема работы была простой: делаешь сайт, арендуешь склад в захолустье, закупаешь дешевую рекламу и генерируешь продажи за счет доставки. Именно по такому принципу вырос, например, рынок доставки еды. Цена привлечения клиента низкая, а местом производства конечной продукции мог стать какой-нибудь тесный подвал.
Сейчас налицо обратный процесс. Людям проще открыть условную чебуречную в проходном месте, чем организовывать всю цепочку по доставке еды. Тем более что с катастрофическим ростом конкуренции маржинальность бизнеса никогда не достигает даже двузначных цифр.
Сегодня интернет в плане привлечения аудитории стал космически дорогим. Здесь сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, монополизация рекламного рынка. Facebook, Google, Яндекс и Mail Group — вот и весь выбор. Без конкуренции рекламных площадок SEO больше не дает прежних результатов, а цена рекламы подскочила на порядок.
Был еще период расцвета рекламы у блогеров: копеечные цены, огромный охват и отличная эффективность. Но совсем скоро популярные блогеры стали называть себя инфлюенсерами и превратили свои площадки в источник основного дохода. В итоге цены стали не вполне адекватны и уж точно не доступны для малого и среднего бизнеса. Вот и возвращаются бизнесмены в торговые залы.
Интерактивность
В современных условиях стали актуальными две стратегии, позволяющие при минимальных бюджетах все же находить свои аудитории. Ключевые слова здесь — креатив и интерактивность. Качества, которые находят максимальный отклик у наиболее интересной для брендов аудитории — от 16 до 35.
80 % представителей молодого поколения признаются, что готовы тратить деньги на опыт, а не на вещи. 87 % говорят, что охотно делятся чем-то новым и интересным со своими друзьями.
Бюджетные примеры эффективной интерактивной рекламы
Начнем с самого очевидного варианта, который подойдет для любого бизнеса практически в любом городе.
Оригинальные селфи
Westfield NZ собрал небольшой павильон, привез туда кучу забавного реквизита, костюмов и зеленый экран. Любой прохожий мог бесплатно делать забавные и оригинальные селфи. Единственное условие: пост должен включать в себя ссылку на компанию и хештег.
Конверты с подарочными купонами
В торговом центре одна компания на стене своего павильона разместила доску с сотней конвертов. Любой посетитель мог выбрать один из них. В каждом было небольшое задание — сделать сегодня что-нибудь новое. От «улыбнитесь незнакомцу», «сходите в парк» или «зайдите в гости к друзьям, у которых есть кот» до приглашений во вполне конкретные места от компаний партнеров, разумеется, с подарочным купоном.
Совмещение рекламы с развлечением
Nivea в своих магазинах разместила стену, покрытую пленкой с пузырьками, которые можно лопать. Так компания совместила антистресс с рекламой своего крема от целлюлита.
Необычная визуализация преимуществ
Vodafone рядом с обычной лестницей в торговом центре сделал пластиковую горку, по которой можно скатиться. С одной стороны — ребячество, с другой — наглядная демонстрация разницы в скорости и презентация новых тарифов на интернет-трафик.
Наглядность
Очевидно, что лучше всего реклама работает в местах, где человек стоит на месте, а не бежит мимо с горящим взором. На вокзалах размещаться накладно, а вот остановки общественного транспорта подходят идеально. Mattel оформил остановки рядом со школами в стиле домиков Барби. Наглядность гипнотизировала маленьких принцесс, продажи кукольных наборов выросли в разы.
McDonalds по всей стране поставил на стенках остановок гигантские пятнашки: в человеко-часах попытки собрать рекламные пазлы составили сотни тысяч.
Возбуждение воображения
Travel Wisconsin устанавливает баннеры с экзотической обстановкой (бассейн на Карибах, кресло за рулеткой в Монте-Карло, сиденье в американских горках и т.д.). Верхнюю половину рекламного баннера занимает зеркало, куда человек может заглянуть, чтобы «очутиться» на Карибах или в Монте-Карло.
На самом деле это старый прием. Тот же Forbes размещал аппликации на зеркалах в виде оригинальных обложек своих номеров. Отражение позволяло каждому увидеть себя в образе селебрити.
Тематическое оформление — это классика. Однако недавно в моду вошел минимализм — то есть тематическое оформление с небольшим бюджетом, но при этом с попыткой создать атмосферу. Многие небольшие магазины чуть ли не еженедельно с помощью фотообоев, драпировок, сувениров и предметов мебели позволяли покупателям почувствовать себя не просто в торговой точке, а в аутентичном магазинчике в другом конца света: от Океании и Парагвая до Туниса или Нью-Йорка.
Забота о потенциальных потребителях
Доброта и любовь к людям всегда будут в тренде. Речь идет не просто о благотворительности, а о красивых и безвозмездных жестах, которые улучшат репутацию и карму.
В качестве примера — огромный обогреватель в виде фена, который установил рядом со входом один из магазинов по продаже бытовой техники. Здесь прохожие могли быстро согреться зимой. Несколько тысяч благодарных постов позволили этому магазинчику стать местной легендой.
Тотализатор со скидками
Один фитнес-клуб в Неваде дал возможность делать ставки на посетителей: кто больше пробежит на дорожке или отмотает километров на велотренажере. Победители тотализатора получали скидки на абонемент, проигравшие «атлеты» — позор и разочарование.
Reebook просто купил радар за $ 100 и установил его рядом с собственным билбордом. Каждый, кто пробегал мимо него со скоростью выше 17 км/ч, получал в подарок пару новеньких модных кроссовок. Билборд стал Меккой для местных спринтеров.
Креативная классика
Но даже без интерактивности доля креатива может и должна быть везде. Даже на банальных, казалось бы, рекламных щитах. Существует множество способов, которыми бренды на билбордах могут реально зацепить подсознание клиента.
Читайте также: Как открыть и развивать точку продаж: 7 слагаемых успеха в собственной рознице
Примеры
В большинстве своем они вполне бюджетные, но при этом демонстрируют необычные, умные и забавные решения.
- Производитель ножей Heimat повесил в качестве рекламы лист жести с логотипом. При этом часть листа с изображением ножа была покрыта водоотталкивающим слоем. В течение месяца весь остальной лист покрылся ржавчиной, в то время как часть с водооталкивающим слоем сияла.
- Продавец инсектицидов Orphea повесил белый билборд с рекламой своего баллончика. Часть билборда, в форме разбрызгивающего спрея была покрыта липким слоем, который буквально за несколько дней отчетливо проявился из-за приклеившихся и погибших на нем мошек.
- Городские рекламные билборды IBM имели под собой навесы для укрытия от дождя и солнца, а также небольшие скамеечки. Главный посыл — многофункциональность ведет к комфорту. А IKEA пошла самым простым способом — ее небольшие рекламные постеры указывали не только направление к ближайшему магазину, но и количество шагов, которые осталось пройти.
- Leica сделала потрясающие в своей простоте билборды. Рекламируя 12-кратный оптический зум, они просто фотографировали объект, увеличивали избранную часть снимка в 12 раз и вешали получившееся макрофото на этом же объекте. В данном случае одна картинка стоит тысячи слов.
- McDonald's одно время устанавливал парные билборды: один с направлением к своему кафе, другой — к конкуренту Burger King. Обычно второй билборд был в 6 раз длиннее и намекал на то, что Burger King находится гораздо дальше.
Сетевая реклама хотя и заняла ключевые позиции во множестве сфер, но не стала универсальным и однозначным решением для всех компаний.
Маркетинг сохраняет свои позиции в реальном мире, более того — он становится изящнее и эффективнее благодаря решениям, которые приходят из сетевых виральных примеров. А на фоне конкурентного рынка они оказываются еще и более бюджетным вариантом. Просто надо потратить чуть больше времени для того, чтобы найти нетривиальные способы произвести впечатление на своих клиентов.
Автор: Александр Ермаков