Мероприятия для стартапов: когда ходить, а когда лучше остаться в офисе
Однако, перефразируя рекламу, набившую всем оскомину, «не всем стартапам мероприятия одинаково полезны». Хочется поделиться с молодыми (а может и пожилыми тоже) предпринимателями своим опытом. Я в разное время была как с одной стороны баррикад, так и с другой, и с третьей: и в роли выступающего, и в роли эксперта, и в роли организатора события. Поэтому давайте допустим, что мои соображения насчет «ивентов» могут претендовать на объективность.
Если вы хотите грамотно тратить свое рабочее время, то у каждого вашего похода на мероприятие должна быть конкретная цель.
Замечательно, если она предельно точна, например, «познакомиться с Иван Иванычем из фонда «Коллайдер Венчурс» или «показать свой проект 10 потенциальным клиентам, которые точно будут смотреть мой питч из зала». Недавно наблюдала, как один из стартапов в сфере логистики совместил стартап-битву с презентацией своих возможностей для потенциального партнера. Партнер сидел в зале в роли эксперта, а стартап, выступая на сцене для жюри, одновременно рассказывал этому партнеру про динамику роста своей клиентской базы. Такое умение совмещать полезное с полезным, на мой взгляд, высший класс для стартапера. А всего-то нужно было предварительно просчитать, где в ближайшее время графики команды проекта могут пересечься с графиком партнера, зарегистрироваться на событие и одним звонком договориться о не совсем стандартном формате презентации своих достижений.
Но взглянем правде в глаза: большинство конференций выплывают перед глазами трудоголиков в последний момент, когда на долгую предварительную подготовку нет времени, да и подтвердить свое участие в событии выходит только в последний момент. В этом случае надо понять, какую пользу проекту может принести появление основателя на профессиональной тусовочке.
Возможных целей обычно пять:
1) Найти инвестора
Цель очень неоднозначная. Стоит идти, если у вас совсем нет выходов на венчуристов. Если они есть – лучше пришлите хорошую презентацию проекта инвестору на e-mail. Также, может быть, стоит идти, если мероприятие закрытое, то есть будет небольшое число стартапов, и у вас будет шанс выделиться в группе презентующих.
Если же мероприятие большое и массовое, то идите, если вам нужны деньги на реализацию идеи, и сами вы никак не можете сделать хотя бы прототип продукта. Если можете сделать работающий прототип или даже сам продукт с минимумом функционала, то смотрите предыдущий абзац.
2) Найти клиентов
Имея такую цель, надо очень внимательно выбирать подходящее мероприятие.
Если вы продаете продукт b2b, то лучше выбрать что-то из профильных отраслевых событий (например, выставку стоматологических клиник, если вы производите аппараты для сверления зубов). Массовые стартап-тусовки общего профиля для b2b полезны только тогда, когда ваша фирма представляет корпоративный софт для широкого круга компаний.
Если ваш продукт b2c, то дела обстоят проще. Вам надо выбрать мероприятие, на котором будут те, кому ваш продукт нужен и кто готов заплатить за его использование. На самом мероприятии просто зажгите как следует.
3) Получить упоминания своего стартапа в СМИ
Имея такую цель, стоит ходить на наиболее крупные конференции, в программе которых есть «битва стартапов» или что-то подобное с презентациями проектов. Масштаб события обеспечит наличие СМИ (надо же организаторам привлекать платных участников и радовать своих спонсоров), а специальная стартап-сессия даст вам возможность получить 5 минут внимания всей аудитории.
Мелкие, камерные события или внутренние мероприятия бизнес-инкубаторов, акселераторов и прочих университетских организаций бесполезны для данной цели.
4) Найти сотрудников/доработать продукт
Эта цель, как мне кажется, наиболее сложная для достижения. Найти сотрудников на мероприятии возможно, но очень сложно, особенно если вам нужны программисты или другие технари. Они – в дефиците, и хорошие специалисты из их числа редко ищут работу на мероприятиях. Найти менеджера по продажам или ментора более реальная цель, но также выполнимая с трудом. Лучше обратитесь в Pruffi или к знакомым.
Что касается доработки продукта, то для этого наиболее эффективны «ивенты» формата Hack Day, когда готовая команда собирается для того, чтобы доделать свой продукт в благоприятных (читай – помогающих концентрироваться) условиях за короткий срок. Много хороших отзывов было о Facebook Developer World Hack в этом плане. При этом помните условие: команда уже должна быть, наработки по продукту – тоже.
5) Потусить/послушать выступление Цукерберга (безделье)
Эта цель может быть оправдана только в 2 случаях.
Первый из них – лектор, которого вы идете слушать, точно будет озвучивать информацию, полезную для вашего бизнеса. Как правило, эта цель может появиться у научных проектов или IT-стартапов, которые хотят использовать какую-то конкретную технологию/программный продукт крупного разработчика, и идут слушать эксперта по этой теме. Презентацию конкурентов иногда также полезно увидеть лично.
Второй случай – на тот же самый ивент идут ваши партнеры/члены команды, с которыми надо что-то обсудить, и можно это сделать перед, после или во время мероприятия. Можно с натяжкой посчитать это достойной причиной пойти на событие, однако спросите себя – нельзя ли встретиться с нужным человеком отдельно и в другое время?
Во всех остальных случаях, когда вы идете на мероприятие потому, что «туда идут все», или «там будет Стив Бланк», или «я давно не тусил и прирос попой к стулу», не надо считать это рабочим времяпрепровождением. Это ваш личный досуг, а не производственная необходимость. Даже если на «ивенте» будет фуршет и тортики.
Когда точно НЕ надо ходить на мероприятия:
· У вас нет сформулированной концепции проекта. Сначала придумайте, что же вы хотите делать, а потом сделайте нормальную презентацию этого (слайдики, всем нужны слайдики).
· Вы были уже на целом ряде событий с одним и тем же проектом. Хватит, остановитесь, съездите в офис, попытайтесь привлечь еще пару клиентов. Уверяю вас, 80-90% нужных людей уже о вас слышали. Мелькание у них перед глазами скоро приестся настолько, что одно название вашего проекта будет вызывать скрежет зубовный. Я видела как минимум два примера навязчивости: с известным стартапом для путешественников родом из Кремниевой Долины и с сервисом для мониторинга социальных медиа. Не надо, не надоедайте. Будет у вас в бизнесе прорыв – тогда сможете вернуться с триумфом.
· Вы постоянно ходите на мероприятия, но представляете там разные проекты. Публика, особенно инвесторы, обычно не слишком следят за развитием вашего стартапа, но у многих хорошая память на лица. Поэтому человек, который выходит презентовать уже третий проект за полгода, вызывает недоверие. Что, ваши предыдущие мегапроекты уже умерли?
· Вы просто любите тусить, и ходите на все, что сможете отыскать на «Стартап Афише». Тут, конечно, значительную роль играет ваша репутация, но все же: вы журналист или вам просто нечем заняться? Если второе, и вы вдобавок активно пытаетесь со всеми подряд общаться и чем-то их грузить, то берегитесь. Может быть, вы повторите судьбу культового персонажа стартап-тусовок, назовем его Абдурахманом для секретности. Так вот, Абдурахмана знают ВСЕ московские организаторы мероприятий для стартапов. Никто не знает, чем именно занимается Абдурахман, и где работал ранее. Его часто видят там, куда его не приглашали, и иногда даже просят охрану вежливо проводить господина подальше от фуршетного стола. На Абдурахмана, спящего на конференции, постили демотиватор в Фейсбуке. Сам герой моего рассказа периодически звонит кому-то из организаторов и обещает страшные проклятия и застенки КГБ на его голову. Хотя человек он, наверное, хороший.
09/01/2012