Практика патентования своих разработок необходима для выхода российских стартапов на международный рынок
Теперь для защиты интеллектуальной собственности российских инновационных компаний за границей создается фонд с годовым бюджетом 300 млн рублей. Программа будет рассчитана на десять лет. Предполагается, что если фонд займется переводом заявок, их адаптацией и отбором изобретений по новизне, это существенно удешевит процесс регистрации патентов за рубежом.
Зачем это надо?
Как предприниматели, так и инвесторы должны понимать, что реализовывать и вкладывать деньги в незапатентованный продукт рискованно. Особенно, если его производство или реализация происходит на территории другой страны. Правовая охрана, которую обеспечивает оформленный патент, может позволить компании закрыть от конкурентов целые сегменты рынка, обеспечив тем самым лидирующее положение со всеми вытекающими отсюда преимуществами.
Как осуществить международное патентование?
Если заявитель является гражданином или юридическим лицом Российской Федерации, то он должен сначала подать заявку в Российской Федерации. И только потом переходить к этапу международного патентования. Следует помнить, что решение о патентовании за рубежом должно быть принято в течение двенадцати месяцев с даты подачи заявки в России. Это срок, в течение которого можно подать заявки за рубеж с испрашиваемым так называемого конвенционного приоритета по первоначально поданной заявке в Российской Федерации. В этом случае, датой подачи, приоритетом зарубежной заявки будет считаться дата плдачи заявки в Российской Федерации. Патентование за рубежом связано со значительными временными и денежными затратами. Поэтому патентовать имеет смысл в тех странах, где планируется продажа или изготовление продукции, защищенной патентом или продажей лицензии. Есть несколько способов патентования за рубежом. У российских заявителей наиболее популярным является подача заявки по процедуре PCT в соответствии с договором о патентной кооперации. Такой договор предоставляет возможность получить патент сразу в нескольких странах и облегчает процедуру подачи заявок, хотя и не предусматривает получение мирового патента. Существует только понятие «Международная заявка». Ее рассмотрение проходит две фазы — международную и национальную. На международной фазе по заявке проводится патентный поиск и предварительная экспертиза. На национальной фазе проводится экспертиза. И, в случае положительного решения, патент выдают в соответствующие национальные ведомства. Главное преимущество этой системы состоит в том, что значительные расходы на патентование в конкретных странах отодвигаются на 30 месяцев при условии оплаты относительно небольших международных пошлин. Выбор процедуры патентования за рубежом, написание и подача патентных заявок а также ведение дел с патентными ведомствами рекомендуется осуществлять через патентных поверенных. Патентный поверенный — это физическое лицо, прошедшее аттестацию и регистрацию в патентном ведомстве. Списки патентных поверенных представлены на официальных сайтах патентных ведомств. При выборе патентного поверенного важно учитывать его область специализации и владение соответствующими техническими знаниями. На сегодняшний день, иностранный поверенный, занимающийся решением этих проблем, в среднем берет за свои услуги $450 в час, это самая значительная статья расходов при регистрации.
В контр-атаку!
Сергей Андреев, президент и генеральный директор группы компаний ABBYY, отмечает что практика патентования своих разработок просто необходима для выхода российских стартапов на международный рынок.
«Патентное ведомство Соединенных Штатов позволяет патентовать довольно широкие неконкретные идеи, которые потом становятся предметами для судебных разбирательств между компаниями, которые запатентовали какую-то абстрактную идею, и компаниями, которые ведут реальный бизнес. Это касается всех компаний: маленьких, средних и крупных в том числе. Таким образом получается, что это такой своеобразный налог на бизнес», - рассказал он на конференции «Активы и пассивы российской ИТ-индустрии на глобальном рынке: векторы развития отрасли».
Отсюда, из России, это выглядит так, что наши компании совершенно не осведомлены о том, как работает патентная система на Западе, что там происходит, и насколько это важно. Единственный нормальный способ организовать защиту — организовать такую базу патентов, с помощью которой можно открыть встречную контр-атаку. Рецепт в том, чтобы у российских компаний появлялось как можно больше международных патентов, которые сопровождали бы их деятельность. И делали бы их бизнес более защищенным, чем сейчас.
Гузель Юсупова
21/01/2013