Ошибки, которые допускают начинающие предприниматели
Компания Максима Бахурова распространяет бесплатные тетради для записей с 2007 года. Его клиенты — студенты 12 вузов города. Бизнес Максима состоит в том, чтобы собирать рекламу, ориентированную на молодежную аудиторию, размещать блоки на полях тетрадей и бесплатно раздавать эти тетради студентам городских вузов. Идея проста.
На первый взгляд, она даже не требует стартовых вложений. Именно это привлекает в ней начинающих предпринимателей, которые каждый год открывают и закрывают компании, мечтающие построить бизнес на бесплатных тетрадях. Чаще всего начинающие предприниматели допускают одни и те же ошибки. По просьбе «ДП» Максим Бахуров проанализировал их на примере неудачного опыта Михаила Горового.
Михаил Горовой полгода (с апреля 2009 года) прорабатывал детали бизнес–проекта «Тетрадь на пять!». Идея для первого бизнеса казалась ему беспроигрышной. Все, что нужно было сделать, — это собрать рекламу, заказать в типографии тираж тетрадей для конспектов, разместить рекламные блоки и раздать тетради студентам.
Михаил готовил первый тираж (10 тыс. экземпляров), договаривался с рекламодателями.
Однако уже в октябре он понял, что идея, не требовавшая практически никаких вложений, связана с рисками, которые он не смог просчитать заранее. Он был вынужден заморозить проект, который хотел окупить после выхода первого тиража.
«Я думал, что сложности могут возникнуть с распространением тетрадей в вузах, искал выходы на администрацию», — вспоминает Михаил. — Но проблемы ждали меня раньше. Оказалось, что рекламодатели не готовы воспринимать этот вид рекламы. Они хотят, чтобы я доказал им эффективность рекламоносителя, привел какие–то цифры. Однако я не могу этого сделать до тех пор, пока не напечатаю хотя бы один тираж».
Максим Бахуров отмечает, что одна из самых распространенных ошибок молодых — некорректная оценка рисков.
«Как раз договориться с администрацией вузов или старостами групп — не проблема. Тут даже административный ресурс не нужен», — отмечает он. Заявки от желающих получить тетради поступают практически каждую неделю. Это не только вузы, но и организаторы студенческих конференций. «Только успевай обрабатывать», — говорит Бахуров.
По его мнению, в первую очередь молодой предприниматель должен был рассчитать рентабельность бизнеса и понять, насколько эта цифра соответствует его ожиданиям.
«Высокий спрос и готовность сотрудничать не гарантируют стабильный доход. Основная проблема, с которой сталкиваются основатели такого бизнеса, — это его невысокая рентабельность. Ведь, по сути, это издательский бизнес», — отмечает Бахуров. Рентабельность бизнеса составляет 10–15% и может вырасти только за счет сокращения издержек.
«У Михаила возникла проблема на этапе переговоров с рекламодателями. Он не смог убедить их в эффективности этого инструмента. Вообще, в этом нет ничего удивительного. Петербургских рекламодателей можно заманить только большим тиражом, тогда как он хотел напечатать всего 10 тыс. тетрадей», — констатирует Бахуров. Его компания печатает 30 тыс. копий каждый семестр. «Мы понимаем, что этого недостаточно. Каждый год в петербургские вузы поступают 100 тыс. студентов. Есть о чем подумать», — уверен предприниматель.
читайте так же другие материалы нашего раздела ОШИБКИ при создании своего дела