Создание и разработка франшизы
Прибыль можно получать как от предпринимательской деятельности, так и от продаж другим прав пользования своим делом. О франчайзинге задумываются тогда, когда хотят расширить сети сбыта и усилить популярность бизнеса.
Разработка собственной франшизы под ключ состоит из:
- оформления документации;
- запоминающейся и лаконичной презентации;
- подходящей стратегии, которую называют бизнес-буком;
- эффективной финансовой модели;
- привлечения потенциальных клиентов.
Пошаговая инструкция
Организовывая собственную франшизу, предпринимают следующее.
Читайте также: Как заработать на фаст фуде: бизнес по франшизе и без
Продвигают бренд
Создают и разрабатывают производственный секрет, персональный знак, коммерческое обозначение и товарную марку. Все это необходимо подтвердить надлежащим документами и зарегистрировать в Роспатенте.
Продвижение получившегося бренда начинают только тогда, когда:
- проанализирован рынок;
- оценены конкуренты;
- определены собственные преимущества;
- намечена целевая аудитория.
С этими данными следующей разрабатывается стратегия и повышается узнаваемость торговой марки, а также происходит привлечение новых партнеров и увеличение объемов продаж.
Инструментами послужат:
- реклама;
- собственный сайт;
- интернет-сети;
- проводимые кампании для повышения клиентской лояльности.
Разрабатывают франчайзинговую схему
Здесь обрабатывают и применяют сведения, которые получили при продвижении бренда. В первую очередь разрабатывают пробную модель, чтобы обнаружить все спорные моменты и минусы. После ее исправляют и вновь проверяют на стойкость.
При достижении более успешного варианта его начинают внедрять. Получившаяся бизнес-модель состоит из рабочего распорядка, точных правил, описания обязанностей и точного регламента. Инструкции должны быть написаны просто и понятно.
Следующие действия
- Финансируют франшизу, разыскивая источник. Для ее открытия можно оформить кредит, попросить у государства грант или субсидию.
- Составляют бизнес-план и подсчитывают примерные доходы и расходы.
- Собирают и подготавливают необходимые документы.
- Разыскивают клиентов для создания сети. Их обычно привлекают с помощью презентации, описывающей преимущества франчайзингового бизнеса. Потенциальными партнерами могут стать крупные предприятия, а также новички.
Для привлечения клиентов создают подходящую концепцию предложения. Малоизвестные компании снижают цену роялти и паушального взноса. Известному предприятию с незначительными финансами стоит снизить роялти, а взнос – наоборот повысить.
Крупным организациям поднимают роялти при наименьшем размере паушального. Популярные и крупные компании могут создать франшизу для ВИП клиентуры. Здесь очень завышенные взнос и роялти придадут престиж и приведут к предприятию еще больше партнеров.
Сразу определяют, где будет открыта франшиза, создают штат подчиненных, разрабатывают обучающую систему для новых партнеров, утверждают внутренние регламенты, организовывают фирменное оформление, дизайн и работу.
В конце заключают франчайзинговый договор с партнерами и обучают их. Таким образом, другие люди и организации, покупающие бизнес у франчайзера, участвуют в растиражировании его дела. Процесс открытия и дальнейшего продвижения с продажей франшизы очень сложен, но все это вполне переносимо.
Главное — не прекращать контролировать и проводить анализ рынка.
Все этапы по организации франшизы желательно анализировать. Делать это могут как наемные аудиторы, так и компании-владельцы. При этом оцениваются конкуренты, договоры, затраты, инструкции и руководства, финансовые показатели партнеров и маркетинговые системы. С помощью аудита франшиза станет более эффективной.
Основные документы
Если будущий франчайзер зарегистрирован как ИП, то для организации франшизы потребуются:
- регистрационный номер;
- ИНН;
- паспорт организатора;
- документ на право собственности или договор аренды на помещение для расположения франчайзингового предприятия;
- техпаспорт помещения;
- ЕГРИП-выписка;
- реквизиты действующего банковского счета.
Если предприятие функционирует в виде ООО, то нужны иные документы:
- ОГРН;
- ИНН;
- организационный устав;
- акт о назначении управляющего;
- паспорт гражданина;
- договор аренды или свидетельство о праве собственности;
- техпаспорт;
- ЕГРЮЛ-выписка;
- реквизиты из банка о расчетном счете.
Еще придется оформить договор коммерческой концессии и упаковать франчайзинговые документы: подробное руководство для франчайзи и реестр стандартов предприятия.
Для непосредственной организации франшизы подготавливают:
- правильную концепцию, описывающую оригинальные условия и предложения предприятия;
- верно составленный, проверенный юристами и утвержденный франчайзинговый договор;
- финансовый план с отраженным в нем затратами и предполагаемой прибылью;
- распорядительные документы от госорганов и справки о регистрации юрлица или ИП;
- письменное разрешение от муниципальных властей на законное ведение бизнеса.
Преимущества и недостатки для компании-продавца
Франчайзинг имеет свои плюсы и минусы для партнеров с обеих сторон. Ознакомимся с преимуществами для организации-франчайзера:
- бизнес масштабируется на любой территории с наименьшими затратами;
- риски сведены к нулю, так как после продажи они сразу переходят к покупателю;
- бренд становится более узнаваемым и популярным, благодаря увеличивающемуся числу открываемых точек;
- объем продаж увеличивается в разы, ведь теперь компания-продавец будет получать выгоду от доходов своих партнеров.
Среди недостатков выделяются:
- необходимость постоянного контроля за соблюдением франчайзингового договора;
- унифицированная учетная программа;
- потеря конфиденциальности после продажи торговой марки.
Требования для компании
Объект для продажи должен иметь пятилетний стаж на рынке. Желательно, чтобы репутация была почти идеальной. У франчайзи при этом должна быть хотя бы одна открытая точка. Необходимо, чтобы он умел эффективно вести бизнес. Ко всему прилагают точный отчет по окупаемости франшизы, предлагая партнерам приемлемый пашуальный взнос.
Перечень советов и важных документов
Чтобы создать качественную франшизу, нужно следовать правилам:
- Разработать собственный бренд, прибегнув к профессиональному пиару.
- Организовать компанию с ощутимым доходом, чтобы партнеры увидели, насколько успешен предлагаемый бизнес.
- Проводить продолжительные переговоры, привлекательные презентации и экскурсии.
- Убеждать клиентов в оригинальности и добротности продуктов.
- Договор перед отправкой партнеру следует проверить у юриста
- Клиентов тоже стоит проверять.
- Если бизнес серьезный, то необходимо скрупулезно учить всему важному партнеров.
- Не стоит жалеть денег на развитие маркетинга: всякие презентации и акции очень сильно раскручивают бизнес.
- С франчайзи лучше взаимодействовать регулярно, им будет важна помощь в создании рекламных акций и в привлечении клиентуры.
- Не стоит слишком гнаться за быстрыми и высокими выгодами, особенно если бренд еще не сильно узнаваем.
Франчайзинговый пакет состоит документов:
- Концессионный коммерческий договор. Включены условия передачи пользовательских прав, сами права, определение территории, где они могут быть использованы, сроки и методы выплат. Чтобы договор коммерческой концессии возымел силу, его регистрируют в Роспатенте.
- Теория развития масштабируемой организации с планом создания сети и документами о форме ведения бизнеса, рабочих принципах компании, ее услугах и товарах.
- Стандартизированные нормативы, а именно, стратегия рекламного продвижения и маркетинговые правила, сервисные правила, регламенты поставок, бизнес-схемы по ценовой политике и ассортименту, штатное расписание, должностные инструкции и требования к подчиненным, бренд-бук или инструкция по стилю, описывающая правила применения торговой марки.
- Инструкция по оперативному ведению бизнеса с включенными в нее стандартами отчетов и проверок, бухгалтерскими и делопроизводственными системами и описанием структуры предприятия. Прописывают обучение сотрудников, условия найма и должностные обязанности.
- Руководство по введению франшизы с описанием всех этапов запуска.
- Финансовая схема с расчетами.
Документы для франшизы формируют самостоятельно либо под ключ.
Стоимость открытия
Создание франшизы влечет огромные материальные траты. При расчете открытия учитывают затраты на проработку франчайзинговой стратегии, ведение предприятия, продвижение и рекламу, госрегистрацию интеллектуальных собственности и прав, а также зарплату сотрудников, стоимость оборудования и других товаров.