Как и что в магазине имеет смысл автоматизировать?
Магазин – беспокойное хозяйство. И редко выпадают дни, чтобы какая-нибудь система не дала сбой. И даже то, что функционирует, вроде, нормально, на самом деле, мешает работе. Современные технологии позволяют автоматизировать мониторинг систем и узнавать о проблеме до того, как она станет несовместимой с бизнесом…
Каждый магазин – это маленький отлаженный мир с непрерывной цепочкой самых разных событий, несущих не только прибыль, но и неприятности. Работа освещения, холодильного оборудования, кондиционеров, касс, электрика и вентиляция, – все это требует непрерывного мониторинга, обслуживания и профилактики. Поэтому одна из задач эксплуатационных служб, поддерживающих работу магазина – не только обеспечить работу систем, но и не допустить ущерб от событий, которые возможно предсказать.
Современные технологии с каждым годом облегчают эксплуатацию и снижают расходы, но есть и вторая сторона медали: с ростом доверия к технике бдительность сотрудников притупляется; ситуаций, требующих высокой квалификации, становится все меньше, вместе с этим снижается уровень подготовки. Зачастую увеличивается и время, требуемое для разрешения проблемы.
Сколько ритейлеров сегодня сталкиваются с ситуацией, когда сэкономленное возвращается во время редких, но чувствительных катастроф, случившихся из-за слишком большого кредита доверия дешевым и заманчивым за счет своей простоты решениям?
Первый простой пример – свет!
Люди идут на свет
На смену классическим люминесцентным лампам пришло светодиодное освещение. Современный светодиод сегодня имеет очень комфортный, как правило, пятилетний срок гарантии, что сопоставимо с жизненным циклом магазина, а значит, не требует регулярной замены, что снижает расходы на эксплуатацию.
Цифры, конечно, манят, и неопытный управляющий поторопится сделать закупку, урезав расходы на эксплуатацию и записать очередную сумму в сэкономленное. Но суть, как всегда, в деталях.
Поставщики часто выбирают дешевые светодиоды и завышают гарантийный срок, чтобы победить в тендере. Такие светодиоды почти всегда недолговечны. Бывает так, что через пару лет техника начинает массово выходить из строя, но компании поставщика уже не существует.
Гаснут светодиоды не только дешевые, но и дорогие. Часто, чтобы заменить панель, надо тратить время, жертвовать комфортом покупателей, – именно так начинаются неожиданные и крайне неприятные расходы.
Кроме того, у светодиодов существует такое явление, как деградация – световой поток со временем уменьшается. Хороший свет – один из секретов успеха магазина, поэтому уровень освещенности надо обязательно поддерживать.
На полку длиной 140 см требуется от 800 до 1500 люкс, для витрин желателен уровень освещенности от 2000 до 3000 люкс
Почему?
Свет позволяет привлекать покупателя, концентрировать его внимание дольше, чем на 4 стандартных секунды.
Даже если ваши светодиоды хороши и никогда не ломаются, им не избежать снижения светового потока со временем. Казалось бы, ничего страшного, если через несколько лет в магазине равномерно снизится уровень освещения, но люди просто пойдут в другой, более светлый магазин, который часто находится всего в нескольких метрах.
Какой уровень освещенности вашего магазина, насколько его можно повысить, и как это отразится на конверсии и работоспособности персонала, зависит от каждого конкретного случая.
... и на цвет
Вы когда-нибудь сталкивались с индексом CRI?
Знакомьтесь, это индекс цветопередачи, и он сильно отличается в разных светильниках. Дело в том, что цветопередача в буквальном смысле меняет цвет освещаемых объектов. Неверно подобранный по цветопередаче свет может обнулить хороший дизайн торговых помещений, отличный монтаж и отличное, проходное место. Цветопередача светодиодов может деградировать со временем так же, как и способность генерировать световой поток. Проблемы с цветопередачей, как и с температурой света, могут возникнуть и в процессе эксплуатации, когда служба меняет светодиоды без учета одной из требуемых характеристик.
Суп рма кет
Многие проблемы в торговом зале сотрудникам отследить легко, но не горящую букву на вывеске могут не замечать несколько дней.
Нельзя сказать, что это сразу отталкивает покупателей, ведь часто получаются очень интересные, хоть и не всегда приличные слова. Вряд ли вам это сильно нравится, и узнавать о погасшей букве вы захотите сразу. Самое неприятное, когда одна или даже две буквы могут не гореть неделю и даже больше: покупатели чувствуют, что в этом магазине что-то не так, вплоть до того, что может снизиться спрос на скоропортящиеся продукты.
Что это, как не повод для автоматизации?
Автоматизация
Самым лучшим способом решить проблемы – автоматизировать мониторинг магазина с помощью одной из информационных систем, отправляя заявку службе эксплуатации не только в момент поломки, но и заранее, по гибкому, зависящему от показаний датчиков, графику. Не стоит дожидаться аварийной ситуации или критического, различимого на глаз, снижения характеристик.
Откажетесь ли вы от бесплатной замены светодиодов по гарантии из-за падения светопотока или цветопередачи? Почему бы не взять от поставщика больше? Для многих поставщиков это, в свою очередь, способ поддержания связи с заказчиком. Для заказчика – шанс по-настоящему снизить расходы на эксплуатацию.
Что имеет смысл автоматизировать?
Другие системы, от которых сильно зависит работы магазина – отопление, кондиционирование, вентиляция. Можно узнать о нештатной работе кондиционера/отопления до того, как показатели изменятся до критического уровня, получив запас из нескольких часов, а то и дней на устранение проблемы. Особенно это неприятно во время жаркого и холодного сезонов.
Автоматизация дает возможность предупреждения выхода техники из строя: ваша служба эксплуатации может получать заявку на очистку фильтров не по графику, а по реальному состоянию запыленности воздуха. Это важно, когда по какой-то причине резко поднялся уровень пыли, или наоборот он стабильно снижен. Значит, график обслуживания можно корректировать, изменить сроки межсервисного интервала, реально снижая расходы на эксплуатацию, ведь каждый выезд специалистов стоит денег.
В жаркое и холодное время вопросы предупреждения аварий оборудования особенно важны, ведь от комфорта покупателей зависит их количество, а значит, выручка.
Страшный секрет про CO2
Знали ли вы, что от содержания CO2 прямо зависит покупательская активность и работоспособность, внимательность персонала?
За снижение содержания углекислого газа за счет воздухообмена отвечает вентиляция, а ведь именно она для экономии очень часто выключена, потому что воздух с улицы надо нагреть зимой, а летом – остудить! Гораздо проще гонять уже охлажденный или нагретый воздух по замкнутому контуру, но люди – дышат, выделяют CO2, который накапливается и начинает негативно влиять на их поведение.
Экономия на вентиляции снижает расход электроэнергии, но покупатели ходят сонные, как мухи, сотрудники работают вполовину силы, увеличиваются очереди возле касс, магазин теряет гораздо больше, хотя в помещении будет прохладно.
Когда у вас сеть из 500 магазинов, эта недополученная прибыль собирается в серьезную сумму.
Кондиционирование
Та же проблема в торговых центрах, где магазин вроде бы обеспечен всем централизованно: зафиксированная поломка или отключение чиллера (и у вас нет холодной воды), неработающая вентиляция (не путать с кондиционером!), не обеспечение других условий по договору – уже повод для претензии, которую можно сгенерировать автоматически, ну а точную дату и период нарушения зафиксирует автоматика.
Почему бы не получить от арендодателя больше?
Газы
Скопление вредных газов на складе также можно отследить, если у вас отлажена автоматизация. Писк грызунов и подозрительный шум также можно фиксировать.
Холодильники, обогреватели и электроэнергия
В качестве других, более классических примеров автоматизации мониторинга можно привести мониторинг холодильного оборудования, температуры в помещениях, качества воздуха и умный энергоменеджмент, позволяющий снизить расходы на электроэнергию на сотни тысяч рублей в год. Сегодня это стандартный функционал, предлагаемый многими интеграторами и производителями оборудования промышленной автоматизации.
Мониторинг злоупотреблений
За уведомление о начале пожара отвечает пожарная сигнализация, но сколько времени отнимают учебные и ложные срабатывания? Сотрудники заявляют, что сигнализация срабатывала в течение всего дня и списывают на нее плохие KPI, но не воспользовались ли они этой ситуацией, чтобы уйти с работы пораньше?
Фиксация времени наступления и отбоя тревоги, как и других событий, позволит пресечь злоупотребления и использовать факты во благо бизнеса.
Если вам посчастливилось найти систему, которая может объединить воедино автоматизацию с системой контроля доступа в помещения, вы увидите полную картину недостатков и статистику по каждому магазину. Некоторые меры могут быть приняты задолго до наступления негативных событий.
Возможно, у вас не настолько развита служба IT, чтобы сделать автоматизацию своими силами, так как эта область находится на стыке хорошего программного обеспечения и аппаратных контроллеров автоматизации. Тогда выбирайте одного из интеграторов с хорошим, современным ПО, которое позволит реализовать вышеперечисленные механизмы.
Объективный контроль
Хорошая IT система для автоматизации сегодня не просто должна уметь подключаться к датчикам, но и интегрироваться с внешними, в том числе корпоративными системами компании, не только для целей мониторинга, сбора статистики и участия в управлении сетью, маркетинга, взаимодействия со службами эксплуатации и справедливой оценки их работы.
Для интеграторов и поставщиков, автоматизация дает возможность разорвать порочный круг скидок, на базовом уровне подключившись к многочисленным заявкам на удовлетворение больших и малых потребностей магазинов. Заказчик оценит прозрачный инструмент для объективного контроля качества работы службы эксплуатации
Торговые сети, лишенные возможности экстенсивного роста, с современной системой автоматизации получат в руки инструмент с уникальной обратной связью для улучшения конверсии в каждой конкретной точке.
Как видно из материала, истинная автоматизация позволит не просто экономить, но и повышать конверсию в каждой точке, автоматически, часто за счет поставщиков, устраняя недостатки, которые до этого выявлялись лишь ручным способом после аудита.
Авторы: Филипп Дельсаль, Агатов Борис
Источник: New RetailОригинал: https://new-retail.ru/business/kak_i_chto_v_magazine_imeet_smysl_avtomatizirovat9486/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
Правильный подбор электродов — одно из главных условий качественной сварки. Но именно этот момент ...
Казалось бы, времена, когда слово «китайский» являлось позорным ярлыком для любой вещи, были ...
11.06.2014