Как мотивировать работников во время кризиса
Кризис вынуждает многих работодателей использовать непопулярные меры в отношении персонала – сокращение штата, ФОТа, бюджета. Причем та часть сотрудников, которая остается в компании, находится в состоянии стресса – а вдруг я следующий! Мотивация резко понижается, лояльность к компании падает, как следствие – снижение производительности труда и эффективности работы. К тому же, как правило, все проекты, которые ранее служили мотивации сотрудников, закрываются. ДМС становится платным, аренда спортивных залов для сотрудников прекращается, корпоративы и тимбилдинги откладываются до лучших времен, развивающие персонал мероприятия приостанавливаются. У сотрудников появляется чувство своей ненужности компании, обида, беспокойство, боязнь потерять рабочее место, хотя все понимают, что сокращение бюджета на персонал – необходимая мера в период кризиса. Что делать работодателю? Как не потерять ценные кадры, сплотить коллектив даже во время кризиса? Использовать потенциал своих сотрудников! Предлагаю несколько советов, проверенных мной на практике:
1. Институт внутреннего тренерства, т.е. тренинги, проводимые силами сотрудников, - проект, который заслуживает внимания не только в период кризиса, но и в «сытые» времена. В каждой компании есть ценные сотрудники, обладающие высокими профессиональными знаниями, которые заскучали и, если бы не кризис, возможно, стали посматривать на сторону в поисках более интересных предложений и возможностей развиваться. Так предоставьте им такую возможность! Дайте попробовать себя в роли наставников, тренинг-менеджеров, позвольте поделиться знаниями, умениями и навыками со своими коллегами. Польза от таких тренингов очевидна – развивается персонал, развивается наставник, развивается компания!
2. Даже во время кризиса сотрудники, имеющие потребность обучаться и развиваться, продолжают самостоятельно посещать различные курсы, тренинги, конференции и т.п. Обратиться к ним с просьбой выступить перед коллегами и поделиться полученными знаниями – признание нужности их обучения и профессиональных достижений. Если же у компании есть финансовая возможность обучать сотрудников, то в этом случае проведение таких лекций можно сделать обязательным. Научился сам – поделись с коллегами! Таким образом, отправляя на внешнее обучения одного сотрудника, можно обучить десятки, при этом оплатив обучение только одному. Многие организации успешно используют этот прием и экономят значительно не только бюджет на обучение, но и постоянно обновляют знания сотрудников, что позволяет компании идти в ногу со временем и следить за новыми тенденциями на рынке.
3. Если в компании есть система дистанционного обучения Web Tutor, то во время кризиса это значительно упростит возможности развития персонала. Модуль позволяет работать с базой данных электронных курсов, управлять процессом обучения, анализировать результаты, создавать новые обучающие программы.
4. Самообразование – один из лучших способов пополнения знаний в период кризиса. Электронная библиотека, созданная на внутреннем портале компании, поможет сотрудникам быть в курсе бизнес-новинок, книг по личностному развитию и росту. Главное -предоставить возможность скачивать понравившиеся книги. Если в компании есть место под реальную библиотеку, можно организовать и её, опять же обратившись к сотрудникам. У каждого дома или на работе есть масса литературы, которой сотрудники готовы поделиться.
5. Видео-тека (аналог виртуальной библиотеки) – еще одна возможность расширить знания персонала и повысить лояльность сотрудников. Обучающие, корпоративные и документальные фильмы, размещенные в интранете с возможностью скачивания, будут интересны и полезны сотрудникам.
6. Много полезного можно почерпнуть на бесплатных вебинарах, которые есть в интернете. Мнение, что лучшая информация стоит денег, не всегда верно. Многие компании, например, предлагают пробные тренинги совершенно бесплатно, чтобы понять их актуальность или чтобы анонсировать программу. Почему бы не воспользоваться этой возможностью?
7. Если после напряженного трудового дня еще остаются силы на увлечения, можно организовать мастер-классы опять же силами сотрудников, которые готовы поделиться своими хобби с коллегами. Здесь главная сложность, которая может возникнуть, – предоставление помещения, но при желании после окончания работы в компании всегда можно найти небольшой кабинет, где разместятся энтузиасты. Кто-то первый раз в жизни нарисует картину, кто-то сделает необыкновенной красоты украшение, а кто-то возьмет первые аккорды на гитаре... Для воплощения в жизнь мечты не нужно много пространства, денег и времени. Важно верить в себя, иметь большое желание и хорошего учителя. Все эти возможности предоставит компания, где работает сотрудник. Представляете с какими горящими глазами придет человек на следующий после мастер-класса день на работу? А какова будет благодарности компании? Скорее всего – безгранична!
8. В некоторых компаниях прижился и достаточно хорошо работает народный театр. Держится он исключительно на инициативе сотрудников, влюбленных в театр. Так почему компании не предоставить для своих сотрудников возможность реализовать себя? Для компании затраты практически минимальные. Костюмы, реквизиты и проч. актеры придумывают и реализуют сами. Участие корпоративного театра в фестивалях и конкурсах обеспечит бесплатный pr организации, а признательность сотрудников-актеров компании за возможность заниматься любимым увлечением создаст дополнительны стимул для повышения лояльности.
9. Прогулки по Москве, посещение музеев и выставок, походы, о которых можно сообщать по почте, размещать информацию в интранете, не только объединят сотрудников по интересам, но и послужат идее сплочения коллектива, развитию новых знаний и возможностей.
10. Мало затратные корпоративные мероприятия, такие как шахматный и шашечный турниры, турнир по покеру (а почему бы и нет?) также послужат хорошим инструментом по поддержанию атмосферы доверия в компании и сплочения коллектива.
11. Праздники никто не отменял – 8 Марта, 23 февраля! А новый год? Корпоративы с дорогими артистами и застольями заменят КВНы среди подразделений, конкурсы самодеятельности (в каждой компании всегда есть свои таланты), интерактивные поздравления. Проверено! Работает!
Этот список можно продолжить – полет фантазии безграничен. Каждый сам решит, что подходит именно для его компании. Вопрос, который остается открытым, – это мотивация тех сотрудников, кто будет тренером, преподавателем мастер-классов, организатором походов и т.д. В каждой компании ответ свой. В некоторых организациях лояльность сотрудников к компании и осознание себя частью коллектива настолько велики, что доверие со стороны руководства и предоставление возможности собственной реализации уже будет мотивацией. В других – мотивацией может послужить получение скидки на продукцию компании, или переходящий знак «Лучший преподаватель», или членство в клубе «Внутренних тренеров», о котором пишут во внутреннем издании, а члены клуба раз в год встречаются с президентом в неформальной обстановке, где могут обсудить самые наболевшие вопросы… Вариантов много. Главное помнить, что кризис это не только тяжелое период для бизнеса, не только проверка компании на прочность, но и время больших возможностей. Выбирать вам!
Автор: Дудкова Татьяна
Эксперт в области HR-процессов