Групповое собеседование на практике. Плюсы и минусы.
Данная статья основывается исключительно на нашем практическом опыте. Будем рады, если представленная информация поможет в создании собственной методики проведения группового собеседования, которая послужит эффективным инструментом для закрытия позиций.
Групповое собеседование — это отличный способ закрытия линейных позиций при массовом подборе персонала (продавцы, кладовщики, операторы и т.д.), которые не требуют уникальных навыков и высокого уровня квалификации.
Для офисных позиций — менеджеров среднего и высшего звена — фаворитом остается личная беседа (индивидуальное интервью).
Уверены, что с нами согласятся многие рекрутеры: массовый подбор — это и просто, и сложно одновременно!
Чем же полезно групповое собеседование (плюсы):
- экономит время на подбор кандидатов;
- раскрывает социальные и личностные качества кандидатов, кандидаты отбираются на контрасте;
- дает возможность для эффектной презентации компании, ее конкурентных преимуществ, а также повышает привлекательность вакансии на рынке труда;
Минусы такой формы собеседования:
- оценивает соискателя несколько поверхностно;
- для проведения вам понадобится: большая и просторная переговорная комната, офисные помещения и закупка дополнительных канцелярских принадлежностей (желательно флипчарт, проектор и т.д.);
Разберем каждый пункт плюсов группового собеседования более подробно, итак:
Плюс 1
Групповое собеседование экономит время на подбор кандидатов. Попробуем объяснить почему.
Для групповой встречи с соискателями, в начале, необходимо разработать сценарий собеседования, который поможет эффективно провести время и достичь желаемого результата – максимально точно выявить степень соответствия качеств кандидата профилю позиции.
Для проведения самой встречи, необходимо сделать выборку резюме по заявленным требованиям, провести короткое телефонное интервью и только после этого пригласить на собеседование. Соискателей необходимо предупредить о формате встречи, т.к. это еще одна возможность для рекрутера отсеять несоответствующих профилю вакансии кандидатов.
Единожды тщательно подготовившись к групповому собеседованию, останется лишь дополнять сценарий с учетом «обкатки» и конкретной должности. Ниже приведем пример краткого описание плана сценария.
План группового собеседования: |
|
Подвергаться изменениям при разработке группового собеседования будут только 4-й и 5-й пункт данного плана.
Методика групповых интервью позволяет за час оценить от 7 до 12-ти кандидатов одновременно. По опыту можем сказать, что данные цифры оптимальны для качественного отбора кандидатов на групповом интервью.
Плюс 2
Групповое собеседование раскрывает социальные и личностные качества кандидатов, кандидаты отбираются на контрасте.
Как мы говорили выше, групповое собеседование ориентировано на массовый подбор, как правило, линейного персонала (продавцы, кладовщики, операторы и т.д.).
К примеру, для продавцов обязательны следующие требования:
- специальное образование (проверяем по анкетным данным)
- грамотная речь и коммуникабельность (оцениваем в процессе кейса)
- приятная внешность (оцениваем по внешнему виду, исходя из требований компании)
Проведение кейса, позволяет нам раскрыть поведенческие особенности кандидата при работе с группой, оценить грамотность его речи, коммуникабельность, стрессоустойчивость и многое другое.
Приведем пример для продавца. В данном случае мы хотим оценить стрессоустойчивость и умение находить выход из сложных ситуаций.
Пример кейса |
Условия задания: Вы — лучший продавец-консультант крупной розничной сети по продаже электроники. Одной из отличительных черт компании является наличие прямых договоров только с ведущими производителями техники и полное отсутствие «серых схем» работ.Представьте ситуацию, в новогодний период (в часы «пик») в шоу-рум вбегает разъяренный клиент и начинает громко кричать о том, что ему продали некачественный товар. Клиент купил телевизор за 100 тыс. рублей для любимой тёщи, которая так хотела провести новогоднюю ночь в компании любимых советских фильмов. Ваши действия? Задача продавца: пресечь эмоциональный позыв клиента на глазах толпы; затем индивидуально успокоить клиента, выяснить детали проблемы; предложить решение, максимально удовлетворяющее клиента и компанию; оставить положительное мнение покупателя о компании, чтобы ему захотелось вернуться вновь! Кандидаты конкурируют очно, для продавцов — это отличная среда для определения «кто, на что способен!». Именно, такого рода формат собеседования должен вызвать интерес кандидата к актуальной позиции, возможность публично продемонстрировать («распушить хвост») свои способности, выделиться из толпы, поспорить, показать умение отстаивать свою позицию или признать поражение. |
Плюс 3
Групповое собеседование дает возможность эффектной презентации компании, ее конкурентных преимуществ, а также повышает привлекательность вакансии на рынке труда.
По данному пункту можно сказать одно – вся ответственность лежит целиком и полностью на рекрутере, начиная от задумки, как провести групповое собеседование, до его реализации!
Важно при этом иметь разработанные материалы презентации компании, желательно демонстрировать их на большом экране – телевизоре или проекторе. Можно дополнительно выдавать наглядные материалы (листовки, памятки) о
Итак, мы решили провести групповое интервью. С чего начнем?
Для начала нам нужно определить карту поиска наших кандидатов. А именно: где и каким образом мы презентуем нашу вакансию, предоставляем информацию в СМИ, социальные сети, ведем самостоятельно активный поиск по сайтам.
Далее нам необходимо подготовиться к встрече с соискателями. Написать интересный сценарий собеседования, по результатам проведения которого, Вы сможете оценить все необходимые компетенции кандидата, при этом не перегрузить соискателей скучной информацией, наполненной датами и фамилиями сотрудников и т.д.
Ваша задача написать сценарий коротко, но емко. Не забудьте подчеркнуть значимость компании на рынке, реальные достижения и цели на будущее. Расскажите историю через призму ценностей компании. Задайте кандидатам вопросы, направленные на выявление необходимых качеств и способностей. Подготовьте мини-игру или разработайте кейсы (совместно с руководителем отдела, к которому будет относиться сотрудник).
Необходимо заранее решить все организационные вопросы: подготовить переговорную, оснастить ее стульями, проектором, канцелярскими принадлежностями и т.д. Короче говоря — создайте комфортную деловую обстановку для всех участников мероприятия.
И наконец, мы можем перейти к проведению самого собеседования. Здесь уместна пословица: «По одежке встречают – по уму провожают». Думаю, Вы самостоятельно спроецируете данную пословицу на компанию.
Ведущий, должен обладать организаторскими способностями, харизмой и приятной внешностью. Ему важно суметь создать особую атмосферу, которая оставит лучшее впечатление о компании, сотрудниках при любом исходе собеседования для соискателей.
Во время собеседования, необходимо оценить все требуемые качества кандидата для вакансии, «продать» свою компанию кандидатам.
На наш взгляд, плюсы проведения группового собеседования очевидны!
А теперь о минусах:
Минус 1
Групповое собеседование оценивает соискателя несколько поверхностно. Мы займем позицию нейтралитета в данном вопросе. Подобный формат, дает возможность рекрутеру отсеять ненужных соискателей. Его можно сравнить с игрой «Слабое звено». Но первичное собеседование, не является окончательным этапом для оформления кандидата на работу. В нашей практике, все соискатели, которые проходили успешно групповое собеседование, после общались индивидуально с руководителем отдела.
Минус 2
Для проведения собеседования потребуется: большая и просторная переговорная комната, офисные помещения и, возможно, закупка дополнительных канцелярских принадлежностей.
Давайте сделаем из недостатков – плюсы! К пространству переговорной комнаты можно подойти креативно. Наверняка в офисе есть зона, которая может заменить переговорную комнату при форс-мажорных обстоятельствах. Обратитесь за помощью к коллегам, это также поможет развивать Ваши личные организаторские способности! А для соискателей, это может стать дополнительным поводом познакомится с компанией еще ближе.
Методика проведения группового собеседования имеет общую структуру, которой следует придерживаться, а все изменения и поправки индивидуальны для каждой вакансии и компании! Экспериментируйте – это путь к Вашему успеху!
Если подытожить – групповое собеседование является эффективным инструментом для подбора массовых позиций.