Как относиться к сотрудникам?
Любой мало-мальски серьезный бизнес не может обойтись без сотрудников. И отношение к ним руководителя самым прямым образом влияет на успех бизнеса.
В идеале, собственник бизнеса управлять сам не должен. Этим должен заниматься наемный генеральный директор. В реальности, собственник не может до поры до времени позволить себе нанять хорошего управляющего, поэтому ему приходится выполнять эти функции самостоятельно.
В какую ловушку попадают начинающие предприниматели, когда им приходится управлять первыми сотрудниками? В ловушку доброты.
Все мы люди и все мы человеки. И никому не хочется быть деспотом и цербером. Всем хочется, чтобы его любили и хорошо относились. Собственник бизнеса исключением не является. Начинающий собственник, когда у него появляются первые сотрудники, ощущает стыд, что люди получают зарплату, а он прибыль, которая значительно больше зарплаты. Он может в этом себе не признаваться и отрицать этот факт, но в 99% случаев все происходит именно так. Ни я, ни множество моих знакомых предпринимателей, этого стыда не избежали.
Реальность такова, что пока собственник от этого стыда не избавится, его бизнесу суждено оставаться маленьким. Маленькая фирмочка с числом сотрудников чуть больше или чуть меньше десяти, обладает обычно семейной атмосферой. Сотрудникам там приятно находиться. Отношения между сотрудниками и собственником приятельские. Хозяин фирмы знает все, что происходит в личной жизни сотрудников, сотрудники знают много о личной жизни шефа. Такая небольшая семья.
Собственнику очень сложно разрушить подобную атмосферу, даже когда он понимает необходимость этого. На самом деле, может и не всегда это надо делать. Если у тебя нет задачи увеличивать размер своего бизнеса, то можно оставить все как есть. Но если человек хочет зарабатывать больше денег со своего бизнеса, то необходимо решиться на радикальные перемены.
На самом деле, необходимо понять одну простую истину. Я не буду ее первооткрывателем, многие пишут и говорят об этом же, но почему-то мало до кого доходит! Люди, работающие в Вашем бизнесе, на самом деле, не люди. Они – механизмы, которые Вы используете для достижения своих целей. Это надо просто понять и принять.
Допустим, что Ваша цель съездить в другую страну. Вы понимаете, что пешком туда идти долго. Вы покупаете билет на самолет и летите туда, используя самолет и его персонал в своих личных целях. И это не приводит в смущение Вашу тонкую душевную организацию.
Если Вы платите деньги в магазине, то Вы требуете, чтобы Вас обслужили хорошо. Вы вообще считаете себя вправе быть обслуженным хорошо. Вы используете других людей в собственных интересах, всегда, когда платите деньги. Таков закон жизни. И в этом нет ничего плохого, это просто правила игры. Многим и это-то принять сложно. У нас поэтому в стране и сервис такой ужасный, потому что люди стесняются его требовать.
Конечно, во всем надо знать границы. Если я захожу в фаст-фуд, то у меня нет особых ожиданий по поводу обслуживания. Принесут еду быстро и ладно. Но, когда я плачу нормальные деньги в ресторане, то я очень придирчив к сервису.
Ну, так вот, взаимоотношения с сотрудниками должны быть точно такие же. Вы платите деньги – имеете право требовать с них наилучшее обслуживание Вас и Ваших интересов. Чем меньше Вы интересуетесь личной жизнью сотрудников, тем проще Вам будет от них избавляться. А избавляться от них придется часто.
У нас в малых фирмах не принято называть хозяина на «Вы». Хозяева сами позволяют себе тыкать и думают, что они продвинутые люди, лишенные предрассудков. На самом деле, этим они губят свой бизнес. Сотрудники теряют к таким хозяевам уважение.
По сути, собственник берет сотрудников в аренду. И платит за это ежемесячную арендную плату. Именно такой бездушный подход позволяет добиваться эффективности и постоянного роста бизнеса. Главное, чтобы собственник снял уже наконец розовые очки со своих глаз и понял, какая ситуация на самом деле.
Когда я озвучиваю свой подход, многие люди мне говорят, что я наверно ненавижу людей, раз позволяю себе так говорить о наемных сотрудниках. На самом деле, я в последнее время отношусь к людям никак. Ни хорошо, ни плохо, просто никак. И хорошее, и плохое отношение нужно заслужить. Я просто трезво оцениваю ситуацию и я всегда на стороне предпринимателей. Во-первых, потому что я сам предприниматель, а во-вторых, наемных сотрудников защищает государство. Собственника не защищает никто. Все только и пытаются промыть ему мозги по поводу налогов и различной социальной ответственности.
Социальная ответственность должна начинаться с оборотов в миллион долларов в месяц, как минимум. До этого времени о ней даже думать не стоит. Задача банальная – выжить. А когда у Вас будет много денег и стабильно работающий бизнес, можно подумать и о социальной ответственности. Но никак не раньше.
А выжить гораздо проще, если Вы отбросите сантименты и будете понимать, что Вы на самом деле эксплуататор. Вы используете людей для достижения СВОИХ целей. И это совершенно нормально. И самое главное, что это происходит добровольно. Их никто не заставляет устраиваться к Вам на работу. Ну а если уж устроились, то Вы им ничего не должны, кроме своевременной выплаты зарплаты и создания комфортных условий для работы.
И руководить людьми надо жестко. В жизни Вы можете быть трижды добрым человеком, но в бизнесе обязаны стать расчетливым и циничным эксплуататором. Более того, это является Вашей обязанностью, иначе Вы загубите свой бизнес и люди, которые в нем работают, потеряют свои места.
Рассмотрим случай из моей практики. Моя знакомая организовала свой бизнес. Года 2 назад. При общении с ней я понял, что дела у нее плохи. Деньги то она зарабатывает и вроде как нормальные. Но в ее ситуации не сотрудники работали на нее, а она на сотрудников. При этом люди получали достаточно большие зарплаты, с учетом того, что в их работе ничего особенного не было, особых умений и навыков она не требовала.
В чем были ее ошибки?
1. Она мерила всех по себе. Так как она приехала из другого города, то не понимала, как люди могут работать за небольшие зарплаты. Ей надо все время снимать квартиру, и для себя возможность работы за 15 т.р. она исключала, когда еще работала по найму. Поэтому и платила всем такие зарплаты и долго мне не верила, когда я ей объяснял, что люди могут и за 15 т.р. работать.
2. Стыд в использовании людей в своих интересах присутствовал в полной мере. Поэтому она работала за троих, чтобы показать сотрудникам, что она вместе с ними и на их стороне. Все время подчищала их огрехи и недостаточно полно загружала их работой.
3. Слишком дружила с сотрудниками. Старалась поддерживать дружескую атмосферу. Сотрудники за это платили расхлябанностью и завышенными зарплатными ожиданиями.
4. Сотрудники принимались на работу не с открытого рынка, а по знакомству. Это усложняло задачу собственника.
5. Не считала свои деньги. В бизнесе идет постоянный поток наличности, поэтому кажется, что деньги есть всегда. При этом четкого понятия, сколько она на самом деле зарабатывает, не было.
Вышеприведенные ошибки типичны для начинающих предпринимателей. Я сам их тоже делал, за исключением первой. Я просто достаточно долго сам работал за невысокую зарплату, чтобы понимать, что в Питере работать будут и за 10 тысяч рублей в месяц. И работать нормально, если за этим следить.
Что получилось в результате?
1. Несколько старых сотрудников с наиболее высокими зарплатами были уволены. Оставшимся сотрудникам зарплата была значительно сокращена. Наняты новые сотрудники на значительно меньшие деньги.
2. Появилась дистанция между собственником и сотрудниками.
3. Начали считаться деньги. Появилось понятие, сколько на самом деле она зарабатывает, что можно себе позволить, а что нет.
4. Много своих обязанностей было переложено на сотрудников. Собственник стал более свободным.
И все это меня радует. Самое главное, что бизнес стал более эффективным и устойчивым.
Надеюсь, что Вы избежите этих ошибок в своей деятельности.
Счастья Вам!
Обновлено 01.03.2011