Удобный для всех график работы персонала супермаркета
Считается, что при круглосуточном режиме работы супермаркета выручка торгового предприятия увеличивается как минимум на 10%. Практика подтверждает эту цифру.
Во время участия в проекте по открытию супермаркета в областном центре, одного из регионов нашей страны мне пришлось убеждать собственников открыть супермаркет в круглосуточном режиме. Для меня, жителя большого города, проработавшего директором супермаркета на протяжении длительного периода, круглосуточный режим супермаркета – само собой разумеющаяся вещь. Для Заказчика, как оказалось, это не норма. Изначально они планировали работу магазина с 8.00 до 22.00 час., как и работал до этого прежний магазин. Это был привычный режим работы для всех магазинов этого города. Считалось, что только маленьким продовольственным павильонам выгодно торговать ночью. Следует отметить, что до реконструкции данный магазин был прилавочным и гораздо меньшей площади. Одним из аргументов против круглосуточного режима было желание посмотреть - как будет работать супермаркет в дневном режиме. Если все будет хорошо, тогда можно будет перейти и на круглосуточный режим. Страшно было оставлять на ночь большой магазин без хозяйского присмотра. Мне задавали вопросы: «А если что-то случиться? Кто сможет принять верное решение? Нам будут звонить среди ночи? Чем вообще будет заниматься персонал? Спать?». Пришлось ответы на возможные ночные вопросы со стороны персонала взять на себя. Кроме того, я взяла на себя обязанность устраивать проверки магазина по ночам. После продолжительного и обстоятельного разговора и выдвинутых мною следующих аргументов в пользу круглосуточного режима:
-
круглосуточный режим работы дает около 10% прироста товарооборота;
-
ночная смена обеспечит подготовку торгового зала к встрече покупателей следующего торгового дня;
-
супермаркет расположен на центральной улице города;
-
круглосуточный режим – конкурентное преимущество текущего момента перед другими предприятиями торговли;
-
затраты магазина увеличивались незначительно - только на зарплату нескольких человек;
-
расположение в центре города офисных помещений, в которых работают высокооплачиваемые менеджеры с ненормированным рабочим днем,
Заказчик принял решение об открытии супермаркета в круглосуточном режиме. Действительно, прогноз оправдался и прирост выручки с 22.00 до 8.00час. составил 12% от дневной выручки.
Супермаркет открывали в ноябре и практически с первого дня покупатели в ночное время были. Даже в новогоднюю ночь магазин работал, что было по достоинству оценено благодарными покупателями. Всю ночь они совершали покупки, после весело проведенного времени около новогодней елки, ведь магазин находился рядом с центральной площадью города. В следующем году некоторые конкуренты тоже решились перейти на круглосуточный режим работы, но они явно опоздали.
Для достижения эффективной работы супермаркета необходимо, прежде всего, правильно организовать работу торгового персонала. Выбрать оптимальный график работы, определиться с количеством необходимых должностей и распределить между ними функционал.
Важную роль в обеспечении бесперебойности торгового процесса играет график работы персонала. Не следует забывать и том, чтобы график работы был удобен и торговому персоналу. Применение графика работы, о котором пойдет речь, удовлетворяет этим двум требованиям.
На мой взгляд, он является оптимальным для круглосуточного супермаркета.
Дневная смена: с 8.45-22.00; сменность: | 2дня работают, 2 дня отдыхают, 3 дня работают. |
|
Ночная смена: с 21.00- 09.00; сменность: | две ночи через две. | |
Рассмотрим подробнее график работы дневных смен. | ||
1 смена | Первая неделя Третья неделя |
Вторая неделя Четвертая неделя |
2 дня (понедельник, вторник)- 2 дня (среда, четверг) – 3 дня (пятница, суббота, воскресенье) – |
работают отдыхают работают |
отдыхают работают отдыхают |
2 смена | Вторая неделя Четвертая неделя |
Первая неделя Третья неделя |
2 дня (понедельник, вторник)- 2 дня (среда, четверг) – 3 дня (пятница, суббота, воскресенье) – |
отдыхают работают отдыхают |
работают отдыхают работают |
По данному графику работают: старшие продавцы, продавцы, кассиры, старшие кассиры, операторы, менеджеры по приему товара, фасовщицы, грузчики, уборщицы
Предлагаемый график работы персонала имеет следующие преимущества:
-
пересменка дневной и ночной смены может происходить плавно в течении часа, если Вы привлекаете персонал по скользящему графику;
-
в течении часа с 21.00 до 22.00час при интенсивном покупательском потоке в торговом зале работают две смены – у прилавочных отделов не скапливаются покупатели, в торговом зале – достаточное количество продавцов. Персонал передает смену друг другу не в попыхах, а спокойно под чутким руководством администратора;
-
два раза в месяц сотрудники гарантированно имеют выходные дни: пятница, суббота, воскресенье, что дает им возможность отдыха вместе с членами своей семьи;
-
для торгового процесса удобно, когда одна и та же смена работает в самые торговые дни (пятница, суббота), а в конце смены (недели) готовит магазин к передаче новой смене;
-
лучше контролируется выкладка новых приходов товара;
-
при необходимости привлечения персонала другой смены на проведение инвентаризаций или в дни предпраздничной торговли;
-
в исключительных случаях (болезнь, сдача сессии, необходимость отвезти ребенка к бабушке на каникулы) Вы можете разрешить сотруднику поменяться сменами. В результате, он сможет иметь недельный отдых и решить все свои проблемы.
График работы администраторов: сутки/трое. Этот график работы администраторов поможет директору супермаркета эффективнее управлять персоналом и процессом товародвижения. Директор за сутки торгового процесса может спросить с одного сотрудника, который в течении этих суток фактически является его заместителем. Кроме того сокращается время на передачу смен администраторами. За сутки они передадут друг другу смену только один раз - с 9.00 – 9.30час. - после приема персонала дневной смены вновь заступившим администратором. До передачи смены новому администратору, работающий администратор провожает ночную смену в 8.50час.
График работы менеджера по подаче товара тоже сутки/трое, т.к. он должен работать с администратором торгового зала в паре. Практика показала, что применение такого тандема качественно улучшает процесс товародвижения. В этом случае не может потеряться новый приход товара, не будет беспорядка на складе и в холодильных камерах и.т.п.. Будет вовремя расфасован и отмаркирован весовой товар, вовремя будет подготовлен возврат поставщику, будет кому принять ранним утром хлеб и молочку, да и припозднившегося поставщика не отправят восвояси. В случае необходимости менеджер по подаче всегда сможет ночью подменить администратора в торговом зале – соответственно, персонал не останется без присмотра.
Для большей наглядности рассмотрим графики работы менеджеров и торгового персонала супермаркета. В графиках указаны только наименование должности и номер смены – первая или вторая. На практике администраторы заполняют график работы с указанием фамилий персонала. В начале месяца администраторы должны ознакомить с графиком выхода на работу весь персонал под роспись и вывесить его на доску информации для персонала.
Внедрение данного графика работы поможет Вашему предприятию успешно организовать торговые процессы и станет дополнительным фактором в системе мотивации Вашего персонала.