Что актуально для малого бизнеса - набор персонала стал сложнее поиска кредитов
С Мариной ПОПОВОЙ, генеральным директором ООО «Прогресс», мне довелось познакомиться на последней ярмарке вакансий малого бизнеса, которая прошла в нашем городе на минувшей неделе. Марина Андреевна охотно вcтупила в разговор на тему, какие основные проблемы характерны сегодня для малого бизнеса. И, честно говоря, удивила. Ведь как-то уже сложилось, что традиционно в набор проблем предпринимателей обычно включают трудности с кредитами, проблемы с арендой, крючкотворство проверяющих организаций. А Попова заговорила совсем об иной стороне бизнеса – о правовой грамотности (точнее, неграмотности) предпринимателей. Именно этот аспект, как она считает, сегодня здорово провисает. Остроту данного вопроса во многом обнажил кризис: начались неплатежи, и представители малого бизнеса во многих случаях оказались совершенно беспомощны перед этой напастью.
Марина Попова столкнулась с валом таких проблем, поскольку ООО «Прогресс» – это бизнес-инкубатор Адмиралтейского района, куда обращаются за всеми видами помощи, в том числе бухгалтерской и юридической.
«Люди не привыкли решать вопросы в судах, а в условиях кризиса им пришлось с этим столкнуться, ведь иначе многие проблемы не решить, – говорит Марина Андреевна. – В основном предприниматели – это люди, которые хорошо разбираются в своей сфере деятельности, но абсолютно неграмотны в сопутствующих вопросах. Скажем, приходит человек, просит помочь разобраться с неплатежами, поскольку сам он не может грамотно составить исковое заявление в суд. Мы смотрим, чем он может доказать свою правоту. К сожалению, чаще всего оказывается, что договор с неплательщиком составлен так, что многие принципиальные пункты отсутствуют, а потому выиграть дело в суде будет очень трудно. Конечно, подключаются наши юристы, делают что могут, исправляют ситуацию, насколько это в наших силах. Ну а бизнесмен овладевает юридическими премудростями. Хотя, конечно, делать это надо было заранее».
Марина Попова уверена, что для успеха бизнесмену просто необходимо не только быть профи в своем направлении, но и приобретать знания, необходимые управленцу. Конечно, невозможно объять необъятное; когда развиваешь свое дело, все внимание и время отданы именно этому. А иметь в штате и бухгалтера, и юриста для большинства малых предприятий чересчур накладно. К сожалению, многие не знают о том, что такие услуги можно передать на аутсорсинг. Марине Андреевне часто приходится объяснять бизнесменам – если, к примеру, бухгалтерскую работу для них будет выполнять специалист бизнес-инкубатора, то, во-первых, это предпринимателю обойдется вдвое дешевле, нежели выплачивать зарплату конкретному человеку, а во-вторых – вместо того чтобы перечислять налоги по зарплате, он запишет такие траты себе в убытки, что гораздо более выгодно в финансовом плане.
Что касается еще одной проблемы, на которую постоянно жаловались представители малого бизнеса, – нехватки кадров, то она успешно разрешается. По крайней мере Маргарита ВОРОБЬЕВА, старший эксперт Фонда развития малого и среднего бизнеса (организация выступала устроителем ярмарки вакансий), рассказала, что многие работодатели, участвовавшие в предыдущих подобных ярмарках, на сей раз взяли паузу, мотивировав это именно тем, что очень удачно заполнили вакансии в прошлый раз, и поэтому сегодня проблема поиска кадров для них не актуальна.
Конечно, такое положение дел можно только приветствовать, однако настораживает другое, ведь и соискатели не очень торопились посетить ярмарку. С одной стороны, это можно объяснить как всегда неожиданно случившимся снегопадом, с другой – принять во внимание точку зрения Марины Поповой, которая неоднократно сталкивалась с тем, что, например, молодые соискатели считают посещение подобных ярмарок чуть ли не неприличным, предпочитая искать работу через Интернет. Видимо, уместно вспомнить и еще об одном факторе – близящихся новогодних праздниках, которые обычно надолго парализуют усилия работодателей и соискателей. Однако такой подход, как показывает практика, совершенно непродуктивен, более того, можно упустить шанс найти хорошую работу. Ведь если принять во внимание, что конкуренция на рынке труда в связи с подготовкой к празднику заметно снижается, а вакансии требуют заполнения, то именно сейчас и можно получить предложение от такого нанимателя, который, может быть, в другое время не обратил бы внимания на вашу кандидатуру.
Думается, стоит прислушаться к мнению работодателей на этот счет. А оно практически едино: откладывать поиск работы «на после праздников» явно не стоит. Скажем, менеджер по персоналу компании «Петербургский колл-центр» Екатерина ЛУКАВИЧЮС, отмечая, что в ноябре – декабре большинство кадровиков начинают заниматься организацией корпоративных мероприятий, а в меньшей степени – поиском персонала, в то же время напоминает, что если вакансия, что называется, горящая или в отделе есть специалист, занимающийся рекрутингом, то, скорее всего, набор в организацию будет вестись в полном объеме. Поэтому не стоит откладывать поиск работы на январь – февраль. Екатерина приводит пример, как в свое время оказалась в ситуации поиска работы перед Новым годом и активно рассылала резюме. «Сразу после новогодних каникул меня пригласили на собеседование, а в середине января я уже вышла на работу. И все это благодаря резюме, отосланному в конце декабря».
Татьяна ГОРЯЧЕВА