В чем сила, сестра? Слабости и хитрости женщины бизнес-лидера
С каждым годом все больше женщин в России возглавляют крупные компании и попадают в рейтинги самых ярких менеджеров страны. И каждую из них хочется спросить «А в чем сила»?» – за счет каких качеств им удается побеждать в «песочнице», которая пока все же является по большей части мужской территорией?
Совсем не часто в России проводятся исследования на тему того, насколько активно женщины вовлечены в бизнес и становятся менеджерами крупных компаний. Однако даже по тем редким данным, можно сделать вывод о том, что ситуация в данном вопросе обстоит в стране не хуже, чем в среднем по миру.
Так, индекс предпринимательской активности женщин – Women Business Index – с результатами которого «ОПОРА РОССИИ» совместно с Агентством Стратегических Инициатив познакомила аудиторию в конце 2016 года, сообщил о том, что россиянки стремятся к предпринимательству (84%) и даже готовы начать собственный бизнес (50%). При этом самыми популярными сегментами, в которых женщины хотели бы проявить свои предпринимательские способности – сфера услуг (58% россиянок рассматривают именно его) и торговля, – здесь зарабатывает 28% женщин.
Если учесть тот факт, что в России более половины трудоспособного населения – женщины, то в этом контексте портрет современной российской предпринимательницы или женщины-менеджера становится особенно интересен.
Что такое бизнес по-женски? Какими качествами должна обладать женщина, которая решилась на «свободное плавание» и ответственность за целый коллектив сотрудников? Нужно ли изо всех сил стараться быть «мужиком в юбке» или именно в женских слабостях и заключается главная сила «слабого пола»?
В отношении женской роли в бизнесе возникли и закрепились два стереотипа. Первый, почерпнутый во многом из фильмов и книг, жирными мазками рисует портрет жесткой, хладнокровной, властолюбивой и решительной дамочки, перед которой пасуют даже мужчины. Ее решения категоричны и резки, речь тиха и размеренна, а достижение цели – вопрос времени и количества голов, по которым она обязательно пройдет. Именно в силу этого распространенного образа некоторые женщины опасаются становиться на путь бизнеса, считая, что им обязательно придется соответствовать такой модели поведения.
Другое не менее распространенное мнение отражает ту мысль, что в бизнесе все равны, и никаких игр в мальчиков и девочек здесь быть не может. Оба пола действуют по общим правилам и сценариям, сформулированным, правда, мужчинами. Эта идея тоже вызывает некоторое сомнение, потому что женщина никогда не станет мыслить и действовать как мужчина, и, отказываясь от своих маленьких особенностей, она, как ни странно, многое теряет. Ведь именно в ее слабостях и хитростях и рождается особый стиль управления, который отличает все «женские» бизнесы.
В поисках ответа на вопрос «В чем сила, сестра?» мы опросили активных участниц российского бизнес-поля, и поняли, что пока поведенческие паттерны женщины в бизнесе не определены, и каждая придумывает собственные сценарии, в которых она чувствует себя наиболее комфортно.
Дарья Пантюх, руководитель Personal Partner Consulting boutique рассказала нам свою историю того, как она искала наиболее оптимальный сценарий руководства компанией. Причем Дарья начала карьеру ТОП-менеджера не со сферы, которые являются традиционными для «дамского» бизнеса – мода, красота, образование – а с самой что ни на есть брутальной области – руководства автоцентром. Можете представить себе, в какие непростые ситуации ей приходилось попадать. Женщина в автоцентре! Да это похуже, чем женщина на корабле!
«Сначала я старалась управлять по мужскому типу: стала более жесткой и авторитетной, остригла волосы и перестала носить юбки, – вспоминает Дарья, – Но мужчины по-прежнему игнорировали мою роль «начальника» и говорили: «А что с нее взять? Она же девочка». Я начала работать над собой и вскоре поняла, что в первую очередь я – женщина и должна ею оставаться и управлять по женскому типу. Тогда я вновь отрастила волосы, начала носить юбки, и.... не требовала, а просила у коллектива выполнить ту или иную работу, хвалила их за выполнение. Если я чего-то не знала, то говорила об этом прямо и просила своих подчиненных мужчин помочь и посоветовать правильное решение той или иной задачи».
Уже один этот краткий и довольно традиционный сюжет иллюстрирует первую особенность, которая делает женщин-рулевых особенными: женщина легко признает свои ошибки и недостаточную компетентность и «включает» так называемые Soft-skills, которые заключаются в создании доверительных взаимоотношений с коллегами, формировании более эмоционального диалога и стремлении к нахождению компромиссов. Иногда такое поведение может даже казаться слабостью, но стратегически именно такой подход помогает компании достигать успеха. Везде, где можно договориться и заменить «кнут» небольшим пряником, она это сделает.
Как тут не вспомнить Мэри Кей Эш – основательницу косметической компании Mary Kay? Именно она создала компанию, «у которой есть сердце». Так вот, женщина-руководитель способна добавить сердечности в любой бизнес. Это совсем непросто, когда под одной крышей на ограниченное время собираются совершенно разные люди. Так, о какой слабости тут может идти речь?
Предубеждения
1. Женщина менее вынослива и стрессоустойчива.
Конечно, если речь идет о перемещении тяжестей, то, очевидно, что в таком предубеждении есть доля истины. Однако в отношении коммуникации с коллективом такое заблуждение противоречит самой сути женской натуры.
«От природы женщина создана так, что при любых обстоятельствах она должна выносить и родить здорового ребенка, – резонно отмечает Дарья Пантюх, – а потом ещё и обеспечить ему комфортные условия жизни на протяжении многих лет. Это тяжелый труд, посему природа добавила женщине дополнительный резерв физических, душевных и психических сил».
2. Женщина не умеет проявлять жесткость.
Да, женщина не любит «рубить с плеча», и будет использовать любую возможность решить вопрос не путем жесткости, а с помощью компромисса, – это факт. И лишь истратив все возможности, запустит дискомфортный сценарий. Нередко именно такой подход спасает компанию от резких необдуманных изменений курса, а продолжительный переговорный процесс помогает найти новые нестандартные выходы. Подход «лес рубят – щепки летят» не входит в число приоритетных для женщины-руководителя, а врожденная интуиция, которая развита у дам сильнее, чем у мужчин, позволяет максимально сократить коммуникационные и репутационные риски компании.
Более того, именно в силу врожденной мягкости женщина умеет настоять на своем не с позиции силы, а убедив оппонентов в своей правоте. Это немаловажный момент, так как благодаря ему снижается риск саботажа со стороны коллег и партнеров, который медленно, но верно расшатывает бизнес.
В этом контексте интересен комментарий Марины Клименко, HILL International, которая подчеркивает: «Важно помнить, что наступило время эффективности тех, кто умеет добиваться результатов на основе добровольного участия людей в своих задумках, рождать атмосферу персонального магнетизма, симпатии и привлекательности, помогать окружающим хотеть того, чего хотите вы – вот инструменты так называемой «мягкой силы», в отличие от «жесткой силы», основанной на принуждении».
Конечно, можно стукнуть кулаком по столу и уволить половину команды, но будет ли такая жесткость эффективна – вот, в чем вопрос. И в контексте современного бизнеса, умения договариваться и находить общие знаменатели, именно женская мягкость – ее главное тайное преимущество.
3. Женщины слишком эмоциональны.
Еще одна очень «мужская» претензия в адрес женщин, которая, возможно, имеет отношение к повседневной бытовой жизни, но не имеет ничего общего с ведением бизнеса. Женщина-руководитель всегда осознает то, интересы и жизнь скольких людей стоит за ее решениями. И именно, исходя из этого, она держит свои эмоции под контролем, не позволяя им диктовать варианты эмоционального поведения.
В то же время способность женщины открыто проявлять эмоции и выражать симпатию исключительно полезна на той стадии любого процесса или проекта, где сотрудникам компании необходимы искренняя похвала и оценка их труда. Именно женщина-руководитель способна поставить такую точку в проекте, которая зарядит коллектив энергией и поможет свернуть горы!
4. Женщина слишком ориентирована на семью.
С этим фактом тоже спорить бессмысленно, – если женщина счастлива в семейной жизни, то дети и муж занимают немалую часть ее мыслей. Но так ли это плохо? Именно такой менеджер умеет ценить и уважать и семейную жизнь своих сотрудников, не заставляя их ночевать в офисе и заниматься бесконечной штурмовщиной. Даже будучи крупным серьезным руководителем, она понимает серьезность таких вещей как болезнь ребенка или домашние неурядицы. И потому она гораздо более склонна проявлять гибкость в отношениях с подчиненными.
Более того, именно будучи ориентированной на семью, нередко женщина-директор выстраивает в компании теплые, почти «семейные» отношения – в основе которых доверие, терпимость, понимание, стремление к компромиссу и даже душевное тепло. Разве плохо?
В качестве яркого примера можно привести главу FiNN FLARE Ксению Рясову, которая не только руководит компанией, являющейся одним из крупнейших игроков на рынке отечественного Fashion ритейла, но и воспитывает четверых детей. Отчасти благодаря этому Ксения Евгеньевна не только умеет грамотно делегировать полномочия, но и с уважением относится к рабочему времени своих подчиненных.
5. Женщины по природе боязливы.
В повседневной жизни, конечно, чаще встречаются дамочки, которые падают в обморок или залезают на стол при виде мыши, таракана и прочих неприятных существ. И может сложиться впечатление, что излишняя боязливость – природное свойство «слабого пола», которое становится серьезной преградой для управления компанией или собственным бизнесом. И, конечно, идти на врага с открытым забралом – не женский стиль. Но не правильнее ли будет назвать не достаточную храбрость женщины – осторожностью, которую в современных бизнес реалиях невозможно переоценить?
Анастасия Боровская, директор Русской Школы Управления смотрит на «трусость» женщины под несколько иным углом: «Мужчины не боятся идти и делать, они большими мазками намечают планы и идут к ним широкими шагами. А вот выстраивание процессов – это уже женская история. У женщин-руководителей отлично получается шаг за шагом выстраивать путь к своей цели. Они умеют настраивать внутренние коммуникации и интуитивно чувствуют своих коллег. Поэтому женщина может быстро выровнять проблемную ситуацию, в то время как мужчина все еще не будет замечать, что все идет не по плану».
Таким образом, более развитая интуиция и инстинкт самосохранения позволяют женщине более четко прогнозировать возможные риски и более изящно решать проблемные ситуации, потому что да – она опасается ненужных осложнений и прилагает максимум усилий к избеганию таковых.
Марина Клименко, управляющий партнер в HILL International, комментируя вопрос о специфике женской модели управления и ведения бизнеса, ответила словами английской поговорки: «В бизнесе нет мужчин и женщин – есть деловые партнеры». Марина предложила взглянуть на проблему эффективности лидерства не в координатах половых различий, а сквозь призму взаимодействия двух типов энергии – ИНЬ и ЯН, придающих каждой конкретной ситуации либо мужскую опору, либо женское наполнение.
«Принято считать, – комментирует Марина Клименко, – что мужской тип лидерства работает на раскрытие, и ему свойственны такие активные действия, как интерес, намерение, цель, решение, рывок, движение и прочие довольно активные действия. От них веет скоростью, реализацией потенциала, адреналином и переменами. А женский стиль другой, – для него характерны не действия, а состояния, такие как инертность, ожидание, раздумье, поддержка, присоединение и т.д. Доминирование женского или мужского аспекта лидерства проявляется во всем – в излюбленных стандартах работы, гибкости или непререкаемости управленческой позиции, уровне притязаний, поведении в ситуации неопределенности, характеристиках «образа победы» или «идеального результата», ценностях и способах влиять на свою команду».
При этом, по мнению Марины, женские и мужские типы поведения ни в коем случае не конфликтуют друг с другом, а совсем напротив, – органично дополняют. Так, например, если мужское лидерство обеспечивает системность процессов, то женское создает для его реализации комфортный климат. Если мужское создает систему и стандарты, то именно женское исследует их слабые стороны и находит способы для их нейтрализации. И если мужское собирает и анализирует информацию, то женское выявляет в них новые интерпретации.
«Руководитель стремится к переменам, открывает «новые земли»? – это мужской тип лидерства. Руководитель их осваивает и делает пригодным для результативного бытия? – это женский тип лидерства. Стиль эффективного лидерства перестал быть различимым в координатах пола, развитие определяется способностью руководителя умело и гибко сочетать инструменты эффективного влияния в условиях конкретной ситуации», – резюмирует Марина Клименко.
Воздействие на окружающих не с помощью силы, а посредством убеждения, мягкости и симпатии, – вот, на чем строится современный бизнес и наиболее эффективные управленческие практики. И здесь женщина, безусловно, сильный игрок, способный составить конкуренцию «кулакастым» мужчинам…
***
В качестве точки, как нельзя кстати придутся данные ежегодного рейтинга Ассоциации менеджеров России, согласно которым доля женщин среди лучших российских менеджеров в 2017 году заметно подросла: если в 2016 году в списке лучших из лучших их было всего 28%, то в минувшем 2017 году женские имена составили 44% рейтинга. Такие данные приводит Татьяна Долякова, генеральный директор кадрового агентства ProPersonnel.
Источник: New RetailОригинал: https://new-retail.ru/business/v_chem_sila_sestra_slabosti_i_khitrosti_zhenshchiny_biznes_lidera9194/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
11.05.2018
Что такое математика? С глубокой древности до настоящего времени ученные спорят по поводу того, как ...
22.05.2017
Не для кого не сюрприз , что работодатели с большой настороженностью относятся к бездетным соискательницам ...